Белое и черное
ЕСТЬ ТЕМА
Бездействующие санкции // Бенуа Ангбва: "Ехал в Россию с открытым сердцем" // 5 скандалов на расисткой почве
В 2013 году скандалы на расовой почве российский футбол пока обходят стороной. Но означает ли это, что проблема снята?
Александр ПРОСВЕТОВ
НЕПРИЯТНОЕ ЭХО
Отгремели банановые скандалы, которых в прошлом сезоне было целых три. Дважды – в Петербурге и Самаре – мишенью становился Роберто Карлос, затем в Черкизове тропический плод полетел в сторону Кристофера Самба.
То были не какие-то спланированные политические акции, а попытки отдельных индивидуумов самоутвердиться за счет успешных людей, что в нашей жизни происходит сплошь и рядом. Василий Шукшин еще в 1970 году написал рассказ "Срезал", содержание которого в двух словах таково: деревенский наглец дурацкими вопросами смутил кандидата наук – и поднял себя в глазах односельчан. Вот и изобличенный с помощью камер слежения молодой человек, устроивший в марте прошлого года инцидент на "Локомотиве", признался, что решил покрасоваться перед девушкой.
Здравомыслящие граждане – а таких у нас все же подавляющее большинство – глупости осудили. Но по миру прокатилось эхо, неблагоприятное для страны – хозяйки ЧМ-2018.
У Восточной Европы ведь в целом репутация в данном вопросе негативная. Стоило в Польше еще до старта Euro-2012 на открытой тренировке голландцев кому-то по-обезьяньи ухнуть, как западные СМИ мгновенно принялись активно муссировать тему. Для них это самое что ни на есть жареное, и в том, что отечественные средства массовой информации не реагируют на каждый выкрик и каждый неподобающий звук, они усматривают чуть ли не сговор с экстремистскими элементами.
На Украине, к счастью, поводов порезвиться вокруг расизма не дали. Но созданный прессой, прежде всего британской, имидж тоталитарного государства, в котором легко могут упечь за решетку, а то и прикончить, многих отпугнул, и это сказалось на доходах наших соседей от футбольного туризма.
За год, минувший после истории с Самба, страсти на расовой почве вокруг российского футбола, мне кажется, поутихли. Уже это хорошо, потому что в современном мире проявления нетерпимости к людям с другим цветом кожи воспринимаются как нехватка цивилизованности, а недостаточно жесткие ответные действия властей – как потакание таким проявлениям. Хотя и на Западе далеко не все в восторге от иммиграционной политики и изменений в этническом составе населения. Вот только несогласие не должно выражаться в противоправных действиях.
МАНИФЕСТ – ЭТО ЛИШЬ ВОЗЗВАНИЕ
В декабре на сайте зенитовских фанатов "Ландскрона" был размещен так называемый манифест "Селекция-12". Он тоже получил широкий негативный отклик за рубежом и даже привлек внимание УЕФА: его авторы недвусмысленно выступили против привлечения в команду темнокожих футболистов. Хотя написан этот, с позволения сказать, документ отнюдь не прямолинейно. Его составители озаботились политкорректными формулировками и, в частности, подчеркнули, что ультиматум никому не ставят, а лишь выражают свои пожелания.
Среди прочего они хотели бы, чтобы приоритетным направлением селекции были Санкт-Петербург и Ленинградская область, далее – северо-запад и центр России, Россия в целом, славянские государства, страны Балтии и Скандинавии.
И в чем тут криминал? Болельщики и ветераны любого нашего клуба за то, чтобы в команде было больше россиян и прежде всего собственных воспитанников. Культурную и языковую близость с географическими соседями тоже отрицать нелепо. Олег Романцев давным-давно говорил, что украинцев и белорусов иностранцами не считает. Скандинавы? Болельщикам "Зенита" они нравятся как бойцы. На вкус и цвет… Закавыка в неприятии темнокожих игроков, но насчет них сказано достаточно аккуратно:
"Любые другие континенты, кроме Европы, по нашему мнению, не должны быть в приоритете для "Зенита". Это не означает, что это – табу. Но лететь в Латинскую Америку имеет смысл только, если мы честно и профессионально испробовали все возможности по поиску игроков в своем регионе, России и Европе. Мы, не являемся расистами, и для нас отсутствие темнокожих игроков в составе "Зенита" лишь важная традиция, подчеркивающая идентичность клуба, и ничего больше… Мы как самый северный клуб из больших европейских городов никогда ментально не были связаны с Африкой, впрочем, как и с Южной Америкой или Австралией и Океанией. Мы совершенно ничего не имеем против жителей этих и любых других континентов, но при этом хотим, чтобы за "Зенит" выступали прежде всего близкие по духу и менталитету игроки. Сейчас же "Зениту" темнокожие игроки навязываются чуть ли не силой, и это вызывает только обратную реакцию".
"Навязываются" – это, конечно, перебор. Если имеются в виду Халк и Витсель, то едва ли "Зенит" приобретал их ради воспитания у болельщиков чувства интернационализма. Неужели кто-то с самого верха рекомендовал разбавить состав темными тонами? Простите, не верю.
Если переходить на личности игроков, тем более обнаруживаются некоторые нестыковки. Бруну Алвеш и Витсель – уроженцы Европы, против селекционных изысканий в которой возражений нет. Остается сильно загорелый Халк, с 2008 года игравший за "Порту", так что лететь за ним в Латинскую Америку не пришлось. Да и кто при всех проблемах с адаптацией скажет, что это слабый футболист?
Однако прежде клуб, по слухам, шел у фанатов на поводу (по крайней мере прислушивался к ним), отказываясь от приобретения темнокожих игроков, которых, в частности, хотел видеть в команде Дик Адвокат. Фанаты протестовали против варианта с Балотелли. Датчанин Микаэль Лумб говорил прессе своей страны, что "Зенит" интересовался Адебайором, но решил не идти на конфликт с торсидой. А в 2008 году в УЕФА рассматривалась жалоба "Марселя" на то, что с трибуны "Петровского" в сторону разминавшихся темнокожих игроков метнули банан. Роберто Карлосу спустя три года его только показали.
Из всего этого и складывается репутация, по причине которой манифест был прокомментирован однобоко. СМИ вычленили из него спорную главу про "идентичность" и оставили без внимания другие темы, в том числе о непомерных зарплатах футболистов.
Так или иначе, фанатская позиция была подана в удобоваримой "парламентской" форме, а клуб поспешил выразить с ней несогласие. Поэтому не надо делать из мухи слона, как руковод-ство "Ливерпуля", которое перед визитом на берега Невы выразило обеспокоенность в письме в адрес УЕФА.
"НОВЫЙ РАСИЗМ" КАК ВЫЗОВ ДЛЯ СТРАНЫ
Вот проявлений национализма, ксенофобии, смыкающейся с расизмом, в российском футболе меньше не стало. Скорее наоборот. В отдельных случаях футбол дает толчок к поистине мерзким поступкам, чем бы они ни объяснялись, в том числе возмездием за кем-то допущенное беззаконие. Если уж сын за отца не в ответе, то почему кто-то должен страдать за соплеменника? Среди русских я, русский, нашел бы, увы, немало совсем не симпатичных мне людей.
Доводилось видеть, как группы нетрезвых фанатов оскорбляли и унижали пассажиров электричек и поездов метро, требуя, чтобы те вышли на ближайшей остановке. Это вызывало негодование даже у тех, кто не скрывал, что в целом "гастарбайтеров" недолюбливает.
Некоторые современные ученые рассматривают этнические противоречия как "новый расизм". Переплетения и впрямь налицо. А ненависть к азиатам, представителям монголоидной расы, и вовсе прямо подходит под характеристику "расизм".
Лезть в дебри отношений "славяне – кавказцы" и в распри по другим этническим линиям мы не будем. Слишком уж это серьезный и болезненный нарыв, как его ни квалифицируй. Тут не трибунные шалости недоумков, раздражающие ФИФА и УЕФА, а большая национальная политика, проблемы, уходящие корнями и в 90-е, и в советские времена, и в годы царизма. Это реальный вызов для государства, и мы не претендуем на то, что знаем ответы. К огромному сожалению, есть подозрение, что их толком вообще никто не знает. Телевизионные ток-шоу на соответствующую тематику превращаются в злобный балаган с взаимными обвинениями. Так что ограничимся ситуацией с "классическим расизмом".
БЬЮТ ПО БОЛЕВЫМ ТОЧКАМ
Казалось бы, для него в России предпосылок быть не должно. Темнокожих в стране немного, бизнес они не контролируют, в криминале замешаны незначительно. Вот в российском футболе их хватает. Притом Это’О, Вагнер Лав, Думбья, Эменике и другие – любимцы публики.
Темнокожих футболистов нет на сегодняшний день в заявках только двух клубов премьер-лиги – "Волги" и "Мордовии". В "Динамо" имеется эквадорец-метис Нобоа, в "Амкаре" – россиянин нигерийского происхождения Брайан Идову, русский на четверть (уроженец Санкт-Петербурга, воспитанник "Смены"). Какой же смысл, если здесь вообще можно говорить о смысле, ухать по-обезьяньи в адрес как чужих, так и своих?
Конечно, фанаты если и руководствуются какими-то идеологическими соображениями, то очень смутными. Они для себя определили не врага, а объект для нападок, и стараются вывести соперника из равновесия. Тем более что и африканцы, которым в первую очередь адресованы оскорбления, и латиноамериканцы – люди эмоциональные и ранимые. И есть исторические, заложенные на генном уровне комплексы, которых, не побывав в чужой шкуре, не понять.
Бананы – это удары по болевым точкам. Хотя белорус едва ли взбесился бы, покажи ему с трибуны картофелину. А русскому что продемонстрировать – может, бутылку водки? Поржали бы – и все. В американских кинокомедиях уже подшучивают над чересчур чувствительными черными, которые спекулируют на своем происхождении: не так посмотрел – дискриминация.
Но нельзя не заметить, что с распадом СССР налицо тенденция: темнокожие, родившиеся в нашей стране, уезжают. И это не чисто экономическая эмиграция, а еще и стремление избежать косых взглядов, ни на чем не основанного презрительного отношения. Кому-то, выходит, совсем не смешно.
И почему у нас так много желающих отыграться за свои жизненные неудачи на ком-то, кто от тебя отличается внеш-не, а возможно, и ментально?
ВСЕ НЕ ТАК УЖ БЕЗНАДЕЖНО!
О неприятных историях, в которые попадали бы темнокожие футболисты, в последнее время слышно не было. Тем более что ведут они в основном обособленный образ жизни и по темным переулкам не шастают.
Ростовчанин Сиянда Ксулу в интервью не российскому, заметьте, а южноафриканскому изданию KickOff в прошлом месяце обрисовал, например, весьма благостную картину своего российского бытия:
"С проявлениями расизма в России никогда не сталкивался. Ко мне по-доброму относятся и работники клуба, и партнеры, и болельщики. Мне повезло, что Мэттью Бут и Джафет Зване играли в "Ростове", так что удалось избежать трудностей, которые случаются у первопроходцев. Бут – мой хороший друг со времен "Мамелоди Сандаунз". Мы постоянно контактируем, и он сообщает мне что-то новое о клубе, городе, людях и их культуре. Благодаря ему я знаю о России уже достаточно много для человека, который прожил в ней меньше года. Очень трудно с русским языком. Пока я не попадал в состав, был сосредоточен на футболе. Теперь же подыскиваю себе учителя. Некоторые ребята в команде могут говорить по-английски. Это облегчает жизнь. Но в городе мало кто знает английский, поэтому важно выучить русский. Язык – серьезный барьер. Когда я его освою, думаю, смогу получать от пребывания в России еще больше удовольствия".
Приведенная цитата – не выверенные клубной пресс-службой строки и не политическая "заказуха" в духе былого АПН, расписывавшего прелести жизни иностранных студентов в СССР в иллюстрированных изданиях, которые, несмотря на высокую стоимость производства, в Африке распространялись бесплатно. Человек в самом деле так думает – значит, не так уж все и плохо. И не надо давать поводы разочароваться в нас ни ему, ни другим.
Добрее надо быть, друзья! Это универсальная установка не только на "околофутбол" – на жизнь в целом.
ОПРОС "СЭ"
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ РАСИЗМ В РОССИЙСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ответили 3398 человек
ДА - 70% / НЕТ - 30%