Сергей Фурсенко: "У нас дружба по интересам..."
Проведя конференцию РФС, президент союза ответил на вопросы представителей прессы.
Артем АГАПОВ
из отеля "Ренессанс Монарх Центр"
Сергей Фурсенко расположился на сцене на кресле за круглым столом. И говорил о честности и порядочности, страсти и любви, близких ему жизненных ценностях. Будто это был творческий вечер, а не протокольная пресс-конференция.
- Вы все видели. Мы работали в прямом эфире. Вы все знаете, как по финансовым делам, так и по организационным вопросам. Готов прокомментировать каждый наш шаг, - начал глава РФС. - Скажу, что РФС серьезно окреп за последнее время. Серьезно. Все поняли, что основная задача - это развитие российского футбола. Не стал критиканства, пошла нормальная дискуссия. То, что произошел обмен мнениями по тренерской академии - это очень хорошо. Всегда есть разные мнения. И они как раз приводят к оптимальному результату. Вы видели, что футбольная семья голосовала практически единогласно по всем вопросам. Это не значит, что кто-то готовил этих людей. Просто члены нашего союза ощущают то движение вперед, которое существует в российском футболе. И мне кажется это самым главным. Очень надеюсь, что и наше общество тоже почувствует то же самое. Или уже чувствует.
***
- Если вернуться к выбору председателя комитета по этике. Чем руководствовались, когда пригласили на этот пост Павла Павловича Бородина?
- Павел Павлович беззаветно любит футбол. Он очень опытный политик и менеджер. А управлять таким комитетом, как комитет по этике, весьма непросто. Помимо всего прочего, он очень достойный человек. То есть обладает всеми необходимыми качествами. Вы знаете, что мы достаточно долго подбирали кандидатуру. И выбрали. Причем возникает некий тандем с Владимиром Васильевым, заслуженным юристом России. Сегодня просили одобрения конференции: с одной стороны, потому что это очень важное лицо для российского футбола, с другой, потому что у нас записано в положении, что должен быть юрист (главой комитета по этике. - Прим. "СЭ"). Голосованием на конференции это положение преодолели.
- Предыдущий руководитель комитета по этике Алу Алханов оставил свой пост в том числе и из-за занятости на основной работе. У Бородина и Васильева не возникнет подобных проблем?
- Павел Павлович - очень энергичный человек. Он успевает делать по 150 дел в день. И поскольку его особенная страсть - это футбол, абсолютно уверен, что никаких проблем не возникнет. Не зря во время его представления сказали, что он забил 12 699 голов на любительском уровне... С одной стороны это вызывает улыбку, с другой - серьезное уважение. Человек ценит те достижения, которые у него есть. И играя каждую неделю в футбол, заносит в актив то, что сделал на поле. Не сомневаюсь, что, перед тем как дать согласие, он все тщательно взвесил. И будет работать на этой должности в четком соответствии с положением.
- А вы можете представить, что в вашем резюме появится запись, сколько вы забили голов на любительском уровне?
- Павел Павлович - очень обстоятельный человек. Я беседовал с ним, он точно так же разговаривает об экономике. Этот человек энциклопедически образован. У него фантастическая память. И он во всех подробностях помнит каждый проект в должности управделами. Не забыл, сколько потратил, сколько зданий было возведено. И так - во всем. Мне больше понятно, если в Германии человек сидит и так считает. Больше воспринимаю эмоции, а не количественные характеристики. А Павел Павлович вот так относится к своим достижениям.
- А можете припомнить самый этичный поступок нового председателя комитета по этике?
- Он очень хороший менеджер, нам необходимым человек с мощной энергетикой, который способен построить работу такого сложного комитета. Плюс он беззаветно предан футболу. И у него четко развито чувство справедливости. Если помните, он детей усыновлял в большом количестве. Он душевный человек. Вот что являлось главным.
Сергея Лихачева в свое время спросили, что такое интеллигентный человек. Первая часть ответа: это человек, который умеет сострадать. Не обязательно быть образованным. Бабушка в деревне может уметь сострадать. А вторая вещь, о которой говорил Лихачав: если ты скупой, можешь притвориться щедрым, если глупый, можешь притвориться умным, но ты никогда не сможешь притвориться интеллигентным человеком. И вот Павел Павлович - очень прямой, порядочный и сострадающий. А это главное свойство для человека, который должен был возглавить комитет по этике.
***
- Предложение по дальнейшему проведению чемпионата с "финальной пулькой" - прерогатива РПФЛ? Или РФС может выступить со своей четкой позицией?
- Такого рода вопросы решает РФС. Если чемпионат "регулярный", то все идет на откуп РФПЛ. А подобные вещи - где-то посередине между союзом и лигой. У нас выдумки много. Думаю, по следующему чемпионату, который "регулярно" пройдет по системе "осень-весна", мы придумаем много интересного. По крайней мере, чтобы мотивация играть по спортивному принципу сохранялась до конца.
- Как отнеслись к идеям Валерия Газзаева? В частности, к претензиям от Объединения отечественных тренеров, расширению лиги до 18 клубов и возможному послаблению лимита на легионеров?
- Любое мнение, которое отлично от вашего, всегда очень полезно. Потому что оно позволяет задуматься, правильно ли вы все делаете. Поэтому к любому альтернативному мнению отношусь всегда очень позитивно... Не должно быть критиканства, любое сомнение должно быть конструктивным. То, что отечественные тренеры, отстаивают свои интересы, тоже очень позитивно. Порядка ста человек, которые не тренируют российские команды... У нас всего 2,5 тысячи лицензированных тренеров, если сто лучших из них не имеет работы - это на самом деле наша беда. Их нужно подключать к обучению.
К сожалению, у нас очень непопулярна профессия детского тренера. И материально она тоже не очень поддерживается. Может, слышали, мы ввели механизм солидарности, который позволяет получать компенсации за подписание воспитанным футболистом первого контракта, за продажу такого игрока в возрасте до 23 лет. Все это начинает работать. Это уже какое-то подспорье для тех, кто маленьких тренирует. Но все равно вопрос в зарплате. Если в обычной жизни учителям ее поднимают, то спортивным учителям - как бы нет. А этот вопрос стоит решать как можно быстрее.
Конечно, у нас общественная организация, которая согласно этическим нормативам ФИФА не вправе выражать свои политические пристрастия. Но высказать напутствие, что можно сделать, мы вправе. Вот и Газзаев дал по этой теме напутствие Владимиру Владимировичу. И мы - за конструктивное сотрудничество. За то, чтобы наша отрасль развивалась. Мы не скрываем, что наш бюджет значительно меньше, чем в развитых европейских странах. Тем не менее, то, что мы имеем, - это тоже достижение. И мы начинаем распределять все это в сторону резерва.
***
- Вы пригласили клубы вступать в РФС. В чем смысл подобного представительства не через лигу, а "индивидуально"?
- У нас есть два клуба - ЦСКА и "Спартак", президенты которых (Евгений Гинер и Леонид Федун. - Прим. "СЭ") представлены в исполкоме РФС. Прядкин и Ефремов входят в него как руководители лиг. Но на конференции целесообразно присутствие большего числа клубов. Они должны выражать свои интересы. Спорт высших достижений диктует то, как должен развиваться российский футбол. За нами следит вся Европа, весь мир. И судит по тем результатам, которые есть на международной арене. Вы знаете, что у нас четыре клуба участвуют в плей-офф еврокубков - два в Лиге чемпионов ("Зенит" и ЦСКА), два в Лиге Европы ("Локомотив" и "Рубин"). Это беспрецедентный успех на данный момент. И мы хотели бы слышать мнение клубов на конференции, при решении всех вопросов. Раньше это не было возможно законодательно. Сейчас нам пообещали зарегистрировать наш устав и - милости просим, клубы.
- Какова процедура вступления?
- Точно такая же, как для любой другой организации. Подается заявление, на конференции решается вопрос. Но должно быть не больше 25 процентов коммерческих организаций в нашей некоммерческой ассоциации.
- А как быть с квотой, когда в РФС решат вступить все клубы? Как их выбирать?
- Обычно принимают в компанию тех, кто может что-то добавить. У нас дружба по интересам - развитие российского футбола. Если человек просто так просится "Возьмите меня в исполком"... Нужно понимать, что он может дать. Если клуб "Рога и копыта" из откуда-то, не буду даже произносить название города... У нас объединение по интересам, все радеют за российский футбол. Если ты силен достаточно... Это как в предыдущем вопросе про Павла Павловича. Он действительно может очень многое добавить. То же самое про клубы: будут приниматься те, кто может повлиять на политику РФС. Нам нужны не тихие слушатели, а жесткие оппоненты. Те, кто в споре с нами сможет развивать российский футбол. Вот это самое главное.
***
- В новейшей 20-летней истории РФС вы можете выделить главные позитивные и негативные моменты?
- Позитив - само создание РФС. Мы стали преемниками советского футбольного сообщества. А так - позитивных моментов очень много. Это победы и сборной, и клубов. Мы все их помним. В том числе и "Динамо" (Киев) и "Динамо" (Тбилиси). Главный негатив, естественно, распад Советского Союза. Представляете, какая бы сборная была, если бы все страны были в нашем составе... В последнее время ничего нового, но, как мне кажется, наиболее негативной является игра на тотализаторе и связанные в связи с этим явления, как "странные" матчи, договорные матчи, сдача матчей отдельными игроками.
Вот для этого и нужен комитет по этике, который бы разбирался с этими вопросами. Вот для этого в него вводятся люди из правоохранительных органов. Потому что этические проблемы иногда граничат с уголовными преступлениями. У нас много инструментов создано, главное - чтобы они начали работать. Но всегда не устаю повторять: есть презумпция невиновности. Если вина не доказана, нельзя обвинять людей, команды. Нет уверенности - лучше трех простить, чем одного невинного наказать. Именно поэтому в свое время ввели мораторий на смертные казни. Накажешь одного невиновного - грех на всю жизнь.
***
- Говоря о включении в исполком РФС трех новых членов (Петра Авена, Сулеймана Керимова и Владимира Якунина), вы упомянули как раз недостаточность бюджета. Правильно ли понимать, что они помогут решить эту проблему? И как они это сделают?
- Привлекать деньги можно по-разному. Можно оптимизировать затраты. Найти механизм, при котором клубы будут тратить меньше. Или создать условия, при которых клубы будут сами зарабатывать. Вы знаете мою позицию, что клубы должны зарабатывать деньги, чему мы пытаемся их научить. Эти крупные бизнесмены и менеджеры государственного уровня вне всякого сомнения должны помочь изменить систему финансирования футбола. Вы слушали заявление Валерия Георгиевича о недопустимости финансирования клубов за счет государства. Но не стоит забывать, что 10 лет назад все клубы существовали таким образом. И за такой короткий промежуток времени только некоторые клубы, которые принадлежат крупным компания, смогли от этого избавиться.
Вместе с тем все прекрасно знают три источника финансирования: телевизионные права, которые на данный момент почти ничего не стоят, сборы в день матча за счет продаж на стадионе, и реклама и спонсорство. Государство же не нарушает закон. Оно находит возможность дотировать клубы. Например, за счет цены на билет. Покрывает разницу между реальной стоимостью в 300 рублей и его продажей за 100. Вот некая социальная функция государства. В этом нет ничего зазорного. Но если придет один человек - дотируется 200 рублей, а если миллион - то 200 миллионов. В любом случае клуб должен научиться иметь как можно больше болельщиков. Это сложно. Но нужны усилия со стороны клуба и нас с вами. Чтобы зрители вели себя нормально, чтобы это не было опасно для окружающих, чтобы не несся мат. Мат проникает везде. Вплоть до того, что в театре в постановках - не буду говорить где - со сцены несется мат перемат. Либо давайте легализуем его и скажем, что это нормально, либо давайте не будем развращать наших детей. С этим надо справиться. Потому что пока приходить на стадион с семьями крайне затруднительно.
- Какой бюджет РФС сочтете нормальным, если вам мало 2 миллиардов рублей?
- В три раза больше.
***
- Если вспомнить обращение ЦСКА, "Динамо" и "Зенита" по Веллитону и ответные попытки "Спартака" чего-то добиться по Ломбертсу и Кураньи, то те ситуации не только обострили отношения между клубами, но и в среде болельщиков. Что РФС может предпринять перед заключительной частью чемпионата, когда напряжение будет зашкаливать?
- Что касается Веллингтона (именно так называет бразильского форварда "Спартака" президент РФС. - Прим. "СЭ"), я к нему лично неплохо отношусь, он неплохой футболист. Вместе с тем РФС должен следить за всеми тенденциями. Комитет по этике важен в том числе и потому, что должен громко заявлять, какие вещи этичны, а какие - нет, с кем нам по пути, а с кем - нет. Можно идти до конца в столкновении с вратарем, но можно и женщину на улице ударить. Только приличные люди так не делают, а другие порой допускают. И я за тех, кто поступает прилично. Никоим образом не высказываюсь по поводу хорошего футболиста Веллингтона. Считаю, что "Спартак" должен воспитывать как своих игроков, так и болельщиков. Это касается не только "Спартака", но и всех остальных. И если какие-то клубы собираются и пишут, что у них такие-то понятия о чести и достоинстве, в этом тоже нет ничего плохого. Это не доносительство, это принципиальная позиция.
Только что приехал после собрания исполкома УЕФА, перед нами выступал заслуженный представитель ФИФА, который как раз констатировал, что участились случаи нападений на вратарей, а потому есть колоссальный травматизм среди них. Помните, что произошло? Веллингтон был наказан на три матча дисквалификации. А многие другие игроки, которые подобным образом нарушали правила, не буду сравнивать, хуже или нет, - четыре, шесть...
А вообще вся эта история не стоит выеденного яйца. Если кто-то хочет ее педалировать, он обязательно найдет повод. Но я, как президент РФС, хочу признаться в любви ко всем клубам, которые играют во всех лигах. Для меня нет между ними никакой разницы. Как в семье все дети хороши по-своему. Неужели вы думаете, что у меня не хватило бы квалификации, если я действительно какой-то клуб захотел опустить на дно турнирной таблицы? Но я никогда в жизни не буду этого делать! Если у меня возникнет такая идея, нужно будет немедленно уходить с позиции президента РФС. Мне все клубы одинаково дороги .
***
- А с кем сборная России проведет товарищеский матч 29 мая во время сбора в Швейцарии? С Лихтенштейном, Латвией или Литвой?
- Подписаны почти все документы. С Литвой играем. Были довольно сложные переговоры со всеми, смотрели и финансовую составляющую. Порой журналисты подталкивают нас к тому, чтобы сказать нечто большее, чем на самом деле решено. Так и случилось. Потом пришлось признать свою ошибку. Ничего страшного.
Где сыграем? Нам выделят стадион, мы договорились, что будем тренироваться в Ньоне напротив главного офиса УЕФА. Наверное, на нем и сыграем. Он не очень большой, но с учетом статуса матча болельщикам должно хватить места.
***
- Как помочь детскому футболу в России?
- Порядок наводить. Мы постоянно изменяем нормативную базу. В частности регламент по статусу и переходам игроков. Море футболистов теряются по дороге из регионов: молодых выдергивают в Москву, они здесь пропадают, а возвращаться побежденными им сложно. А кроме того - деньги нужны. Вот меня спрашивали, сколько нужно. Деньги нужны не мне на зарплату. Я получаю ограниченную сумму. Не зарабатываю здесь. Нужны деньги, чтобы поднимать регионы. В последнее время всем федерация выплатили по 300 тысяч рублей. До этого либо вообще не платили, либо платили где-то по 60 тысяч. А что это такое?! 300 тысяч - хорошие деньги, но этого явно не достаточно, чтобы поднять спорт. Все они ходят с протянутой рукой к властям. Тот губернатор, который любит футбол, он помогает, а тот, кто любит хоккей, не помогает. Но в этой части все должно быть беспристрастно. Но за последние годы кардинально изменилась ситуация.
Возьму чуть в сторону. Стоим в пробке, первая реакция - бибикать. Те, кто ездил в метро, сидят в иномарках. И чем ближе от метро, тем больше бибикают. Амбиции возросли. Народ вообще забыл, что было пять лет назад! Я уже не говорю про советскую власть. Тогда не мог зайти в гостиницу, чтобы я, не дай бог, не встретил иностранца. А за "Собачье сердце" сажали в тюрьму! Все видел кино с Евстигнеевым, в любом магазине книжка есть. А тогда за переписанную от руки версию сажали! Просто народ потерял ориентиры. И хочет, чтобы все было у всех. А так не бывает. Нужно работать. Мы вламываем. Не просто работаем, а вламываем.
- Вы давно спускались в метро?
- Знаете, два дня назад ехал из Дома футбол в центр к Кремлю на встречу два часа. И подумал, что пора в метро. Что ж, с удовольствием.
- Наверное, после похода на трибуну "Спартака" вас метро не напугать...
- Я нормально стоял, очень симпатичные ребята спартаковцы. Они болеют замечательно. Очень хорошие девчонки и мальчишки. Не видел никого, кто бы вызвал у меня отторжение. Там нормальные, молодые ребята, которые получают удовольствие. Другое дело, мне было хотелось, чтобы они не матерные кричалки скандировали, а какие-то более талантливые. Видимо, они ощущают какой-то драйв. Но могу сказать, что он быстро пройдет. Такие вещи со временем становятся чем-то не тем. Вот вышел покуражиться на Красную площадь, выматерился, смотришь, никто тебя не взял. Замечательно, пошел дальше. А потом это становится обыденным. Начинаешь матом разговаривать с девушкой, мамой, папой. И для меня это очень не симпатично. Для меня есть очень важные и нужные ценности. Можно перебирать девушек, а можно любить одну и любить страстно. Это совершенно разные вещи. Каждый выбирает для себя.