Николай Писарев: "Ради ЧМ-2018 нужно на основе молодежки создать клуб РФПЛ"
EURO-2015. Молодежные сборные. Отборочный турнир
Разговор с главным тренером молодежной сборной и спортивным директором РФС незадолго до важнейшего матча против Дании вырулил в неожиданную плоскость – что надо сделать, чтобы успешно выступить на домашнем чемпионате мира
Юрий ГОЛЫШАК
из Новогорска
РЕФОРМУ НАДО НАЧИНАТЬ УЖЕ ЗИМОЙ
– У вас был план по реформам в российском футболе. Он актуален?
– Есть программа. В ней никакой размытости, только конкретика – как сделать национальную сборную конкурентоспособной к 2018 году.
– Готовы озвучить?
– Хоть сейчас. Но я не хотел бы, чтоб это опять превращалось…
– Во что?
– Столько разных программ! И все такие толстые!
– Вы их изучали?
– Разумеется. Я в них немножко запутался. Есть целевая программа развития футбола в стране, еще какая-то программа до 2020 года. Недавно появилась программа Газзаева. А про свою, конечно, готов рассказать. Эту программу я представлю президенту РФС буквально через неделю – во время заседания рабочей группы, членом которой я стал.
– Три главных изменения, которые вы внесли бы в наш футбол?
– Чтобы мы были на чемпионате мира конкурентоспособны, нужно одно главное изменение. Надо на основе молодежной сборной создать базовую команду. Это уже делали в баскетболе. В советское время мы добивались успеха, когда базовой командой было киевское "Динамо". Желательно, чтобы новая команда играла в премьер-лиге. ФНЛ – не лучший вариант.
– Молодежная сборная России – в премьер-лиге?!
– Да! Костяк сборной можно собрать в одном клубе!
– Невероятно. Вы знаете людей, которым будете это рассказывать. Представляете их реакцию. Прогноз – к вам прислушаются?
– Если да, это будет мудро. Повторяю – я вижу, как можно за короткий период в три сезона что-то сделать для 2018 года. Но начинать надо – крайний срок! – зимой. На основе одного из клубов премьер-лиги. Главным тренером этой команды должен стать тренер молодежной сборной. Быть совместителем, чтобы установилась прочная связь между национальной сборной, молодежкой и этой базовой командой. А футболисты регулярно получали игровую практику.
– Будет качественный прорыв?
– Я уверен! Все подробности изложу на бумаге. Вам рассказал вкратце.
– Турнир дублеров – это вообще ерунда?
– Надеюсь, вы сами это понимаете. Я всегда говорил: нужны вторые команды. В турнире дублеров люди прогрессируют только первый год после окончания футбольной школы. На второй начинается деградация.
– Да и молодежный чемпионат Европы разыгрывается по странной схеме. Занявшие первое место в отборочной группе могут на него не попасть. В финале только восемь команд…
– Сейчас будет последний раз, когда участников восемь. С 2017 года будет 12. Думаю, должно быть 16. Слишком велика конкуренция. Мы, тренерский штаб и целое поколение футболистов, два года работаем. Занимаем первое место. И можем не попасть в финальную часть – из-за одного матча! Вы представляете, как обидно?
БЫЛИ СИЛЬНЫ КОКОРИНЫМ. ТЕПЕРЬ СИЛЬНЫ КОМАНДОЙ
– Вы лучше всех знаете, чем нынешняя молодежная сборная отличается от той, что играла на чемпионате Европы-2013.
– В начале отборочного цикла отличалась сильно. Тогда я считал, что прежний созыв был намного сильнее. Там были ребята, ныне играющие за национальную сборную, – Кокорин, Дзагоев, Смолов, Канунников, Шатов… А теперь вижу: в нынешней молодежке тоже есть кандидаты в первую сборную. Уровень подтягивается.
– Хоть чем-то эта сборная сильнее предыдущей, звездной?
– Нет такого креативного футболиста, как Кокорин. Зато сегодняшний состав силен как команда.
– Именно вы открыли Шатова. Еще до того, как им заинтересовался ЦСКА.
– У нас принято, что игроков открывают клубы… Но и мы приложили к этому руку. Помню, как впервые услышал эту фамилию. Посмотрел диск с игрой "Урала" в ФНЛ. Что-то в мальчишке понравилось, вызвали в сборную. Сегодня Шатова знают все.
– Вы по-прежнему являетесь спортивным директором РФС?
– Являюсь. Меня это дисциплинирует как тренера. Надо приходить в офис к 9 утра. Анализировать большое количество информации. Не только по молодежной сборной – еще по юношескому футболу. Живу этим 24 часа в сутки.
– Адаптировались к бумажной работе? Поначалу вас это пугало…
– Да. Оказалось, это не рутинная работа. Интересная! Тем более у меня есть помощники. Сейчас абсолютно нормально воспринимаю совещания, например. Поначалу представлялось: все это – не то, чего хотелось.
– В вашем подчинении по-прежнему 45 человек?
– Сейчас меньше. Я больше не курирую женский футбол. На мне остаются юношеские сборные, пляжные команды. В меньшей степени занимаюсь проведением соревнований. Для этого есть отдельный департамент.
– Чартеры для молодежки – не в ведении спортивного директора РФС?
– Нет. Мы организацией быта сборной не занимаемся.
– Будь я тренером, отказ от чартеров стал бы для меня ударом.
– Мы не то что отказались… Когда действительно была необходимость – летали чартером. Например, в Албанию. Полет туда рейсовыми самолетами команду измучил бы. Просто сейчас нет такой необходимости. А если, даст бог, попадем в стыки – все возможно. Может, поступим, как в стыковых матчах с чехами. Сыграли с ними – и получили чартер до Екатеринбурга. Чтоб обойтись без пересадки в Москве. Это большая подмога, ведь было всего два дня на восстановление.
– Вы как спортивный директор наверняка знаете – разница в затратах действительно большая?
– Да. Хочется летать на приличных самолетах – но стоят они недешево.
САНКЦИИ К КЛУБАМ – ЭТО НЕ ВЫХОД
– Итак, жить без чартеров – не проблема. А что в таком случае вас тревожит?
– История с приездом футболистов. Я как спортивный директор отстаиваю календарный план перед исполкомом. Его принимают, голосуют. А в последний день перед отъездом в Данию у меня нет семи основных футболистов. Что делать тренеру, если игроки попадают к нему за двое суток до игры? Соберемся все вместе только в день отлета. А это важнейший матч всего цикла, двухлетия! Успеем провести лишь одну нормальную тренировку – предыгровую, в Дании!
Я считаю, договариваться нужно мирным путем, не доводя до конфликта. Однако у нас так не получается. Страдает сборная. А прибегнуть к санкциям, выписать клубам по 0:3 – это добавит напряжения ко всему тому, что и так царит в нашем футболе. Я только могу призвать клубы к большей лояльности и элементарному сотрудничеству.
Вот сейчас мы разговариваем – а в это время играют "Рубин" и "Уфа". Конечно, можно заставить клубы вовремя отдавать нам футболистов, все это прописано. Их лишат очков.
– Или пригрозят?
– Лишат! Возьмите дисциплинарный регламент! Но я представляю: сидят Набиуллин, Могилевец и Оздоев. Их команды играют, на трибунах по 30 тысяч человек. А они смотрят игру в Новогорске по телевизору. Хорошо это для ребят?
– Получается, претензия – к календарю?
– В том-то и дело! Вот скажите мне: как можно, составляя календарь, планировать два матча на 1 сентября? Это же "дата ФИФА"! Хорошо, что эти матчи были перенесены на 31 августа. А будь они сыграны 1-го, случился бы грандиозный скандал. С санкциями не от РФС, а напрямую от ФИФА.
– У вас есть этому объяснение?
– Халатность. Не верю в преднамеренность.
– С Капелло общаетесь?
– В основном – через Оресте Чинквини (генменеджера сборной. – Прим. "СЭ"). С ним мы в ежедневном контакте.
– Реальный интерес к делам молодежной сборной у Капелло чувствуете?
– Он в курсе всего, что происходит у молодежки и старших юношей. Конечно, Капелло не знает, что творится у команд U16 или U18. Но об U19 и U21 полностью осведомлен. Знает наши планы, футболистов и даже расширенный список.
– Когда вы 20-летним приехали в Италию с мыслью устроиться в "Милан" – случайно не Капелло его тренировал?
– Возможно! Но я до "Милана" не добрался, хоть и назвал таксисту единственный адрес, который знал: "Сан-Сиро"… Тренировался я с "Удинезе".
– Леонид Слуцкий рассказывал, Капелло при знакомстве больше расспрашивал, чем говорил сам. Вас чем удивил?
– Немногословный. Мне показалось – он умеет слушать. И слушает.
– Ему зарплату прилично задерживают. Вам, надо думать, тоже?
– Мне – нет. У меня все нормально. Тьфу-тьфу-тьфу.
НЕРВОЗНОСТЬ ИЗ-ЗА ПОЛЯ ПРИВЕЛА К ПОРАЖЕНИЮ ОТ ДАНИИ
– Сталкивались с ситуацией, при которой молодой человек приезжает в сборную безо всякого удовольствия? Олег Саленко рассказывал, что ему молодежная сборная СССР была до одного места…
– На моей памяти – ни разу. У ребят глаза горят. Все рады.
– Сегодня вы понимаете, почему проиграли датчанам московский матч?
– Нервозная обстановка на тот момент вокруг сборной была из-за поля. Его мы якобы убили в Химках – и вся страна нас обвиняла. Что пришлось выслушать на исполкоме!.. Будто я знал, что три дня будет лить дождь. Вот и устроил провокацию клубам, испортив газон.
Ребята чувствовали эту нервозность. Плюс ошибки по составу. Не буду называть фамилии, ребятам еще играть.
– Слуцкий как-то произнес: "Мы знали, как играет "Бавария". Но не знали, как ее обыгрывать". У вас таких случаев не было?
– Мы не знали, как обыграть испанцев. Уровень подготовки у них невероятный. Кстати, чаще всего при мне молодежная сборная играла как раз с Испанией. Не так просто договориться с чемпионами Европы – уже постоянными, по моему, – и встретиться с ними трижды. Не боясь получить от них полную кошелку. Для отчетов и статистики мне, может, выгоднее было играть с кем-то попроще. Но хотелось – с сильными.
– Датчане не такие. Где их слабое место?
– Пока не скажу. В Дании тоже читают "Спорт-Экспресс".
НАТХО-МЛАДШИЙ? ДАВАЙТЕ НЕ БУДЕМ ПЕРЕВОЗБУЖДАТЬСЯ
– Тогда поговорим о людях. Младшего Натхо из "Барселоны" видели в игре?
– Смотрел в записи. Хороший футболист. Но вот мне в твиттер пишут: "Видел игру дубля "Вильярреала", отлично смотрится российский футболист Швец, 1993 года рождения". Так я наблюдал за ним еще два года назад! Но, согласитесь, 93-й год рождения – а он всего лишь тренируется в дубле "Вильярреала". Это для меня не великий показатель. Потому что конкурировать ему придется с Могилевцем и Миранчуком. Которые не тренируются, а уже играют ключевые роли в своих клубах. Так что лучше воздержаться от оценок.
– Про Амира Натхо многие и вовсе говорят – мегаталант.
– Давайте не будем перевозбуждаться. Чтоб мегаталант не подумал, что всего уже добился.
– Амира не заиграют за Испанию?
– Если мы его вызовем в юношескую или молодежную сборную, это ничего не даст. Заиграть может только национальная сборная. Вспомните историю Лодыгина. Если бы он успел сыграть за Грецию – все. А он лишь сидел там на лавке. Поэтому ФИФА разрешила Юре выступать за Россию.
– В свое время вы активно способствовали тому, чтоб Денис Черышев выбрал Россию.
– Вызвал его на Кубок Содружества – и понял, что за футболист. Самого его убеждать выбрать Россию не пришлось, он был правильно настроен. Хоть родился в Испании. По менталитету он испанец. Но в душе – русский.
– Самый маленький Еременко, Сергей, в вашем блокноте есть?
– Есть, есть… Но очень много авансов. В таком возрасте голову может вскружить легко. Вот вам факт: я знаю в России человек 15 с 1995 года рождения по 2000-й. Все они будут, на мой взгляд, игроками топ-уровня. Но фамилии никому не скажу. Можно назвать это достоянием спортивного департамента РФС. Секретная информация.
СОЗРЕЛ ДЛЯ РАБОТЫ В КЛУБЕ
– Вы знаете всю талантливую молодежь мира. Юный игрок, поражающий ваше воображение?
– Вся сборная Испании, которая играла против нас.
– Когда вы начинали трудиться спортивным директором, встретились с Фернандо Йерро, тогдашним спортивным директором федерации футбола Испании. Узнали много интересного?
– Интересного? Хм. После того разговора я понял, как мы отстаем от Испании. Ездил смотреть Las Rozas, центр национальных сборных под Мадридом. Зашел в музей. Там можно заблудиться среди трофеев.
– Какой разговор с тренером молодежи произвел на вас особенное впечатление?
– Опять же с испанцем – Лопетеги. Познакомились мы в 2011-м в Колумбии, на юниорском чемпионате. Сложились отношения. Недавно в Казани он мне говорит: "Чувствую, пора уходить, тренировать клуб. Я созрел". И мне посоветовал: "Не привыкай к этому месту, нужно расти". Сейчас Лопетеги принял "Порту".
– Вы созрели для клуба?
– Мне кажется – да! Но решать это работодателям. Я чувствую силу. Но еще не доделаны дела в сборной – а ждет нас 2018-й. Сама мысль, что в России пройдет чемпионат мира, меня очень вдохновляет.
В детстве я с отцом собирал футбольные марки. По каждому чемпионату мира. У нас интересная коллекция.
– Сохранилась?
– Да. Есть такие раритеты! Думаю, это одна из лучших в стране подборок. К чему я это говорю?
– К чему?
– Мы с отцом даже не могли представить, что при нашей жизни возможен чемпионат мира в России. Помню разговор после того, как чемпионат отдали нам. Родоначальники футбола – англичане. Чемпионат мира у них был в 1966-м. Я родился в 1968-м. Мой ровесник-англичанин не видел домашнего чемпионата. Следующий увидит в лучшем случае в 2030-м. Мой ровесник в Англии может и не дожить. А нам, русским, повезло! Мы увидим!
– Главный бриллиант вашей коллекции?
– Футбольная марка Рейха, 39-й год. Есть и гашеная, и негашеная. Я вам покажу свою коллекцию, очень удивитесь.
ПОГЛОЩЕН МАГИЕЙ ЧМ-2018
– Вы не раз говорили, что главное качество для спортивного директора не усидчивость, а коммуникабельность. А для тренера молодежи?
– Нужно понимать, что твоя работа во многом – для национальной команды. Я обязан работать на пирамиду. Хотя в контракте прописано, что я должен попасть в финальную стадию и через этот же турнир на Олимпиаду. Где мы не были 30 лет.
Но я знаю, что 6 футболистов предыдущего созыва молодежки, которые сейчас играют в первой сборной, – тоже результат. Если попадаем в стыки, а первая сборная будет биться за попадание на чемпионат Европы – приоритет у нее. Я понимаю правила игры. Если у меня будут забирать туда ключевого игрока, я должен подавить в себе эгоизм. Это самое сложное.
– Вы это в себе переломили?
– Я…стараюсь.
– Уже отказывались от предложения клуба из-за сборной?
– Да. Год назад. Было очень конкретное и заманчивое в смысле финансов предложение, из премьер-лиги. Но для меня 2018-й все перечеркивает. Для меня это действительно мечта.
– Последнее тактическое откровение в вашей жизни?
– Чемпионат мира в Бразилии показал, как вырос средний уровень. В первую очередь скорость. Игроки, которые многое успевают в чемпионате России, оказываются беспомощны на том уровне. Или в Лиге чемпионов – все быстрее и быстрее! Мне интересно – как далеко это зайдет? Будет космический футбол? Месси на долю секунды быстрее всех думает и работает с мячом. А если таких будет 11 – что будет за команда?
– Какой день из собственной юности вспоминали в последний раз?
– Запах может присниться?
– Вполне.
– Мне приснился запах хлебозавода из детства. Я жил на Комсомольском проспекте. Родители и сейчас там. Все детство прошло с этим запахом. Хлебозавод сейчас разрушили, на его месте строится дом. Я расстроился, когда мама рассказала.
– Вы говорили, что с удовольствием распрощались бы с такой чертой, как вспыльчивость.
– Это правда! Недавно вскипел, разговаривая с коллегой о футболе. Лишний раз убедился: надо быть спокойнее. Я не прав в тоне.
– У вас произошла нестандартная ситуация в пляжном футболе – собственные игроки предложили выпить.
– Так был повод – самолет падал, возвращаясь из Турции. Это было что-то. Уф, даже не хочу вспоминать.
– Как тренер молодежной сборной, с чем-нибудь нестандартным сталкивались?
– Я думал: как же быть с Кокориным и Смоловым, которые регулярно опаздывают? Была дилемма: быть ко всем одинаково жестким или все-таки делать исключения? Но они настолько креативные ребята… Выходят на поле и делают результат. Талантливому футболисту до какого-то момента можно многое прощать.
– Когда-то вы "Санкт-Паули" удивляли своим автомобилем…
– Такая дурость была, эта машина! Но через такие увлечения надо было пройти. BMW 850 Csi, 12-цилиндровый двигатель. Зачем я это сделал, Господи? Купил эту машину, чтоб добираться из Гамбурга в Берлин быстрее самолета. По автобану. Очень мне это нравилось. Съездил несколько раз – и все, наигрался. Сегодня очень хорошо понимаю ребят, которые повторяют то, что было в моей жизни. У предыдущего созыва сборной такая была парковка перед базой – это что-то. Мой автомобиль казался самым скромным.
– Нервировала вас эти машины?
– Абсолютно нет. Я ж нормальный человек. Знаю – есть танцевальные периоды в жизни, есть автомобильные. Танцевать надо в 20, а не в 50. На каждой дискотеке есть 50-летний, но это как-то не смотрится.
ФУТБОЛИСТЫ ДОЛЖНЫ ЧИТАТЬ ДОВЛАТОВА
– Когда-то вас так зацепила книжка о Потемкине, что даже новорожденного сына назвали Григорием.
– Да, мы с женой читали биографию Потемкина. А сын в животе слушал. Так наслушался, что стал за Потемкиным кое-что повторять. Вы знаете, что тот до 5 лет не разговаривал?
– В первый раз слышу.
– Так знайте. И Гриша наш не очень был разговорчивый. Но потом уж заговорил так заговорил.
– Три книги, которые обязательно должны прочитать футболисты?
– Трех мало. Начинать следует с Булгакова. Обязательная программа – Довлатов.
– Если дать нынешней вашей команде романцевскую "максималку" – выдержат?
– Даже не сомневаюсь. Если ты нормально готов, ничего страшного в "максималке" нет. Обычно она давалась как наказание. Чтоб встряхнуть в понедельник. А почти все готовятся разумно.
– Тест Купера не давали никогда?
– Ни разу.
– Почему?
– Не информативно для тренера. Сейчас вещи современнее – например, йо-йо тест. О тесте Купера у меня не лучшие воспоминания, бежали с "Торпедо" в Адлере два раза подряд. Валентину Иванову показалось, что в первый раз пробежали не очень. Представьте: мокрый снег. И Козьмич говорит: "Ну что, ребята. Пойдемте…" А вдалеке на поле стоял хозблок. "Старики" на кружочек там могли присесть. Потом снова пристраивались к забегу. Молодые о таком и подумать не могли, должны были создавать массовость. Только сбавишь ход – сразу голос Редкоуса или Суслопарова: "Ку-у-да?! Бежать!"
– Когда-то вы были лучшим теннисистом среди футболистов. Подбирался к вам Мостовой.
– Мостовой уже не конкурент, вот это напишите. Сдал, и очень. Переключился на испанскую игру через сетку – разновидность сквоша. А в теннис из футболистов неплохо играет Булыкин. Хотя до меня пока не дотягивает.
|
И |
В |
Н |
П |
М |
О |
1. Дания |
8 |
6 |
2 |
0 |
26-6 |
20 |
2. Россия |
8 |
6 |
1 |
1 |
15-8 |
19 |
3. Словения |
8 |
3 |
2 |
3 |
17-10 |
11 |
4. Эстония |
8 |
2 |
2 |
4 |
6-14 |
8 |
5. Болгария |
8 |
2 |
2 |
4 |
15-17 |
8 |
6. Андорра |
8 |
0 |
1 |
7 |
1-25 |
1 |
3 сентября. Словения – Андорра, Эстония – Болгария, Дания – РОССИЯ.
8 сентября. Эстония – Словения.
9 сентября. Дания – Болгария, РОССИЯ – Андорра.