Где популярнее футбол: в России или Казахстане?
Если задаться вопросом, в какой из соседних стран футбол популярнее и перспективнее, можно прийти к неожиданным выводам.
Что вы слышали о Казахстане за последнее время? Лично я от друзей слушал что-то вроде "после падения рубля казахи скупили все машины и квартиры в России". На какие выводы наталкивает эта информация простого россиянина? Да не на какие – пролетает на вылет. Но анонс матча нашей сборной со сборной этой среднеазиатской страны заставляет присмотреться к Казахстану через призму футбола – противника все-таки надо знать в лицо.
Новостей оттуда у нас, скажем так, не много. Конечно, обзоры поездок наших политиков, урывками информирование об экономических последствиях сближения наших стран в рамках ЕврАзЭС, да "Спорт-Экспресс" периодически публикует что-то свеженькое в рубрике "Пас из-за границы". Вот, президент федерации у них сменился. Вот, Сычев перешел в "Окжетпес" (заодно многие и узнали, что есть такой клуб в казахстанской премьер-лиге). В общем, ничего особенного. Но, редакционное задание есть редакционное задание – решил копнуть глубже.
Совокупно, стоимость казахстанского футбола, понятное дело, кратно ниже стоимости российского. Отсюда и невысокий уровень чемпионата, из которого вытекают и скромные ожидания по популярности среди болельщиков. Откровенно говоря, анализ посещаемости некоторых людей даже в самом Казахстане провоцирует на высказывания "Футбол – не казахский вид спорта", "Казахстанский футбол никому не интересен", "В Казахстане футбола нет". Правда, при двенадцати командах в их премьер-лиге и шести матчах в туре средняя посещаемость матча составляет менее 4000 зрителей. Кажется, что смешно, и даже начинаешь соглашаться с критиками. Но вот какая штука – итоговая посещаемость чемпионата с его замысловатым, растянутым на 32 тура календарем, превышает 700 тысяч человек. При населении страны в 17 миллионов доля футбольных зрителей на стадионе составляет 4,12 процента. Сравнение с Россией убивает. Да, у нас средняя посещаемость РФПЛ почти 11,5 тысяч, а итоговое количество зрителей чемпионата кратно больше – 2,7 миллиона человек. Но вот если учитывать, что и страна у нас побольше, и жителей в ней 146 миллионов, то доля зрителей на стадионе расскажет нам всю правду. В России она составляет 1,89 процента. Это в два с лишним раза меньше, чем в Казахстане.
А теперь вспомним про разницу в стоимости наших чемпионатов и получим такие ужасающие цифры по эффективности затрат, что даже и озвучивать их не хочется. Все-таки, целью этой статьи не является "прибить" наш футбол, а посмотреть, что происходит у соседей.
Первого марта в Астане прошел матч за Суперкубок. Ну, это тот самый коммерческий и ничего не решающий матч, который в нашей стране (сложно избавиться от потребности сравнивать) практически никому не интересен. До такой степени не интересен, что ближайший Суперкубок России в той же Астане и планируют разыграть!.. Так вот, как вы думаете, сколько людей пришло на ту игру? Я лично думал тысячи две. Ну, или ладно, пять. Ан нет – более 20000 зрителей на стадионе! Правда же удивительно?
За разъяснениями этого феномена я обратился к эксперту "СЭ", бывшему коммерческому директору ФК "Кубань", работающему сейчас в том числе с Федерацией футбола Казахстана, Артему Миронову.
– Артем, информация про количество зрителей на матче за Суперкубок Казахстана между "Астаной" и "Кайратом" – это случайно не опечатка? Откуда нашлось 20000 зрителей на по сути выставочный матч в городе, где главная футбольная команда является античемпионом по посещаемости в стране?
– Нет, конечно, не опечатка. Это абсолютная правда, кстати, зрители российского канала "Спорт" могли сами убедиться в этом – матч транслировался в прямом эфире. Откуда нашлось столько зрителей? Это жители города. Конечно, любителей футбола в Астане немного. По моим прикидкам от силы наберется тысяч десять. Так что даже если бы они все пришли – что на практике нереально – мы бы все равно не увидели тех 20 тысяч на трибунах. То есть вы понимаете, зрители и болельщики не одно и то же.
– Складывается впечатление, что вы непосредственно причастны к этому событию...
– Да, так и есть. У меня сложилась репутация, простите за нескромность, одного из лучших специалистов по вопросам привлечения людей на стадион, и именно в этом качестве меня пригласили поработать над Суперкубком.
– Тогда раскройте нашим читателям, среди которых и немало футбольных функционеров, пару секретов. В России, ведь, вопрос с посещаемостью стоит, как выясняется, куда острее...
– Секрет только в том, чтобы правильно понять природу вопроса. Если думать, что посещаемость – это следствие спортивных результатов футбольной команды, то будет беда. Вот как в "Кубани" сейчас, например. С моим уходом самая посещаемая команда страны потеряла более 35 процентов среднего показателя. При том, что в спортивном плане команда только прибавляла.
Надо понять, что посещаемость в длинной дистанции – это отклик людей на имидж команды, что не одно и то же с ее спортивным положением. В короткой – это следствие использования некоторых технологий. Они похожи на те, что заставляют людей голосовать, думать как надо про американцев, покупать или не покупать что-то в определенный момент. Посещаемостью можно и нужно управлять, ведь это основной критерий "нужности" футбола своей стране.
– Вернемся к Казахстану. Мы тут посчитали по своей формуле, что футбол в Казахстане популярнее в народе более чем в два раза по сравнению с Россией. Что думаете на сей счет?
– Любопытно посмотреть на вашу формулу. По крайней мере, внешне так не скажешь. Но тот факт, что казахи значительно легче и активнее откликаются на предлагаемые маркетингом и пиаром футбольные фишки – это факт. Люди здесь действительно любят футбол, просто многие еще не сумели это осознать. Задача футбольных функционеров помочь им в этом. И надо отдать должное менеджменту футбольной федерации Казахстана – они горят огнем в своем желании изменить дело к лучшему. Все, начиная с президента Федерации. Правда, мне показалось, что корень еще глубже. Дело в том, что в этой азиатской стране сам Президент Казахстана является почетным президентом федерации и сам направляет его развитие. А что такое в Азии получить хотя бы намек от высшего руководства по поводу целей и задач вы можете представить. Нереализованных пожеланий Президента Республики просто не может быть.
– Может все дело в огромных деньгах?
– Не думаю. Деньги Российского футбола местным и не снились. За бюджет на продвижение среднего клуба чемпионата России средний клуб казахстанского чемпионата может жить год. Утрирую, конечно, но разбег сопоставим.
– Как думаете, динамика развития футбола в Казахстане может обеспечить в какой-нибудь момент ситуацию, при которой они по-футбольному обгонят Россию?
– Сложный вопрос. Думаю, что это возможно как минимум в теории. Хотя бы потому, что при определенной политической воле Казахстан может позволить себе дорогой чемпионат, со своими мега-клубами, супер-аренами и гипер-медиа-активностями. Это очень богатая страна. Мне показалось, что на сегодня проблема этой страны в ее же преимуществе – площадь в квадратах не помню, но точно, Казахстан на девятом месте в мире по площади. При населении как в одной Москве! Это означает, что ресурсы растянуты на огромное расстояние. Нужно больше трасс для передвижения и перемещения тех самых ресурсов, нужно больше денег для охраны территории, на освоение земель и управление миграционной политикой, причем не только внешней, но и внутренней. Но переломный момент может наступить очень быстро.
Константин Николаев