Станислав Черчесов: "На установке процитировал Штирлица: "Запоминается последнее!"
ЛИГА ЕВРОПЫ. Групповой турнир. 6-й тур. Группа H
"ЭВЕРТОН" – "КРАСНОДАР" – 0:1
Главный тренер "Динамо" ответил на вопросы обозревателя "СЭ" сразу после победы в шестом кряду матче Лиги Европы – в Эйндховене над ПСВ.
Игорь РАБИНЕР
из Эйндховена
"Динамо", триумфально завершившее еврогод шестью победами в шести матчах группового турнира Лиги Европы, отправлялось в аэропорт сразу после игры. Но это не помешало Станиславу Черчесову после окончания пресс-конференции уделить десять минут спецкору "СЭ". И хотя выглядел главный тренер "Динамо" в цивильном клубном костюме весьма торжественно, ни малейшей эйфории в его речах не ощущалось.
– Шесть побед из шести возможных – только мадридский "Реал" из всех участников еврокубков, помимо "Динамо", оказался на это способен. Отметили этот факт в послематчевом разговоре с командой? – спрашиваю Черчесова.
– Давайте так. Мы должны быть объективны: это совершенно другой турнир, на порядок ниже уровнем, чем Лига чемпионов. Из соперников, которые у нас были, только ПСВ можно причислять к соперникам по-настоящему высокого уровня. Все-таки "Панатинаикос" сейчас находится в стадии становления, а "Эшторил" не относится к числу ведущих европейских клубов.
Тем не менее все эти матчи надо было выиграть, все до единого были тяжелыми и мы выиграли их в один мяч. Не было ни одной проходной встречи, начиная с тех, что были у нас в квалификации – возьмите ту же "Омонию". В общем, с "Реалом" мы себя не сравниваем. То Лига чемпионов, куда нам надо стремиться, как бы это ни было сложно. А это Лига Европы. Но тот опыт, что мы сейчас приобрели, нам в этом поможет.
– Сейчас верится, что "Омония" с решающим голом Самба на последней минуте была всего три с половиной месяца назад? Ведь вас могло вообще не быть в групповой стадии Лиги Европы.
– Верится, верится! И тогда сказал: мы попали туда на последней секунде, но именно после таких побед команда становится командой. Хотя еще раз повторяю: есть очень много вещей, которые нам надо поправлять. А шесть побед в шести матчах, как уже сказал команде в раздевалке, – уже история, пусть хорошая и приятная.
– В Англии популярно понятие "Ферги-тайм": сэр Алекс Фергюсон в концовках матчей выходил к бровке, постукивал пальцем по часам – и его команда летела вперед и забивала гол за голом, тогда как соперника это парализовывало. Похоже, в России рождается аналогичное понятие "Черчесов-тайм".
– Знаю одно: если команда нацелена на результат, она играет до конца. Может сложиться, может – нет, но рад, что в характере мы меняемся, в содержании игры – тоже. В результате вы видели, сколько динамовских болельщиков к нам на этот матч приехало (больше тысячи. – Прим. "СЭ"). Их огорчать ни в коем случае нельзя.
Фото - Fcdin.com
– Вы в очередной раз погнали футболистов к трибуне с динамовскими болельщиками, или на сей раз они это сделали по собственной инициативе?
– Первый, второй, третий раз приходится так делать, а потом это должно становиться традицией. Порой надо подталкивать команду на какие-то вещи, которые объединяют ее с болельщиками. Мы не хотим тем самым набирать себе каких-то дополнительных вистов, а только хотим быть с ними единым целым. И тогда все будет нормально.
– Вы бы расстроились, если бы матч в Эйндховене закончился вничью, и шести побед в шести матчах не состоялось бы?
– Сложно сказать. Понятно, что хотели именно выиграть. Все последние дни я это чувствовал. С другой стороны, понятно, что в футболе всякое бывает. Тем более что мы играли с ПСВ – и сегодня еще раз убедились, что это хорошо обученная команда. В какой-то степени она играет так, как мы сами стараемся играть.
Знали, что будет непросто, соперники играют дома и ничего дарить нам не будут. Все-таки традиции есть традиции, а они у клуба из Эйндховена (победителя Кубка чемпионов сезона-1987/88 при Гусе Хиддинке. – Прим. "СЭ") серьезные. Тактически мы придерживались плана – правда, парочку-троечку раз в обороне действовали не так, как хотелось бы. Либо мы сами не успевали перестраиваться, либо ПСВ играл слишком быстро.
Но Леша Ионов вышел на замену и делал то, о чем мы его просили. Не случайно у него было несколько моментов. Один из которых ему удалось реализовать.
– Когда он упустил второй свой шанс на 88-й минуте, вы не махнули рукой – мол, все, не будет никакой шестой победы?
– В том эпизоде он исполнял, но мяч чуть-чуть свалился: Ионов бил в дальний, уверен в этом. Это был игровой момент. Я сам когда-то случайно играл в футбол (улыбается) и знаю, что порой что-то не получается. Главное – он оказывался там, где должен оказываться. Оттого в конце концов и забил.
– Попадание в штангу Вийналдума после выхода один на один – это тот самый элемент удачи, без которого в футболе не обойтись?
– ПСВ несколько голов так забил, а мы сегодня такую же атаку пропустили. При этом надо быстро перестраиваться. Он только что вышел на замену – значит, чуть-чуть не разобрались. А так знали, что два игрока опорной зоны врываются в штрафную из глубины. То, что мы видели, то и случилось. Но повезло.
– Какие цели ставите перед командой в плей-офф Лиги Европы?
– Давайте подождем. Есть отпуск, есть травмированные, есть идеи в голове. Чтобы вы правильно поняли – идеи не в том, чтобы покупать звезд, а как эту команду сделать сильнее. Тот потенциал, который у нее есть, надо полностью раскрыть. Вот она – главная цель.
– Ожидали ли тех достаточно серьезных перемен в составе, которые были у ПСВ?
– Информацию мы собирали. У них сейчас отрезок в несколько серьезных матчей подряд, и ясно было, что без перемен не обойдется. Другое дело, что у нас тоже сколько игроков не вышло – но от этого же ничего не меняется! Есть команда, она должна показать игру и достигнуть результата – и абсолютно не важно, кто может и кто не может выйти на поле. Обе команды в этом плане находились в равном положении.
– Разгром "Амкара" в последнем декабрьском туре подзарядил "Динамо" победной энергетикой?
– Победы всегда помогают. Но это совершенно другой турнир. Мы хотели поставить жирную точку, о чем я и сказал игрокам на установке. Главное – на поле была команда. Да, со своими плюсами и минусами, но их мы потом спокойно разберем.
Фото - Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
– О чем вы еще высказывались на предматчевой установке?
– О том, как говорил Штирлиц, запоминается последнее. Сегодня последний матч, его надо закончить победно и уйти на следующий год с определенным настроем.
– В сентябре вы меня убеждали, что вратарской проблемы в "Динамо" нет. Тогда это казалось не более чем защитой своих футболистов, но дальнейшие события доказали вашу правоту. Габулов в последние пару месяцев был безупречен, а в Эйндховене блестяще отыграл Шунин.
– Никаких интересов не защищал. Просто есть вещи, которые мы решаем в рабочем порядке. У каждого своя работа. Если бы что-то во вратарской бригаде было не так, либо я промолчал бы, либо сказал бы все как есть на самом деле. Собственно, как было на самом деле – так и сказал.
– На пресс-конференции вы сказали, что из-за семейной ситуации Габулова (у основного голкипера "Динамо" в день матча родился ребенок. – Прим. "СЭ") лишь в день матча поставили Шунина в известность, что играть будет он. А вас во вратарские времена информировали лишь в день игры, что вы выйдете на поле?
– А что меняется? Я практически всю карьеру узнавал на установке в день матча, что буду играть. Но время, когда тебе об этом говорят, не должно иметь никакого значения. Мы с Гинатарасом Стауче сегодня Шунина вызвали и спокойно сказали, что сегодня произойдет. Смысл такой: ты в порядке – и сегодня будешь в порядке.
Это, конечно, упрощенно, а реально все звучало так: последнее время парень реально вышел на новый уровень, и не сомневаюсь, что в матче с ПСВ все будет хорошо. Что и произошло.
Фото - Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
– Губочан играл в Эйндховене как зверь, бросаясь под все летящие – порой с чудовищной скоростью – мячи.
– У него есть для этого нужные качества. Вот вы поднимали вратарский вопрос, иногда в какой-то степени заслуженно. Приходят новые футболисты – Вальбуэна, тот же Губочан. И все время игру надо перестраивать, потому что таких футболистов нельзя держать где-то на задворках.
Мы готовили на сборах одно, потом один получил травму, другие пришли в команду... Вопросы возникали постоянно. Достаточно много тренерским штабом разговаривали с футболистами. А когда диалог есть, то можно с нами соглашаться или нет, но игрок знает, почему происходит так, а не иначе. И это положительным образом влияет на его игру.
– Джуджак немало поиграл за ПСВ, а сегодня отдал голевой пас Ионову. Для него этот матч был принципиален?
– Он с "Амкаром" великолепно сыграл. Кстати, Балаж несколько раз в этом году не попал в состав из-за лимита. Хотя Юра Жирков набрал реально хорошую форму, но несколько раз случалось, что именно ввиду лимита мы не могли идти на какие-то ротации. Против Перми Джуджак забил и отдал голевой пас, сегодня сделал второе. Думаю, то время, что мы с ним работаем, складывается хорошо. Думаю, что надо тем же путем идти и дальше.
Вы слышали, как ему аплодировали, когда мы в конце матча его заменили. Здешняя публика разбирается в футболе. Джуджак в свое время сделал немало, играя за ПСВ, а сейчас, хоть он и отдал голевой пас на ворота команды из Эйндховена, местные болельщики вознаградили его во время ухода с поля овацией.
– Юсупов в первом тайме играл под Кураньи. Понравился в этой роли?
– Это его изначальная позиция, но он играл несколько иначе. Нам надо было насытить центр поля, чтобы не давать соперникам разгонять свои атаки. Это входило в обязанности не только Нобоа и Ванкера, но и Юсупова.
– Замена Кураньи была вызвана травмой, из-за которой он пару минут не поднимался с газона?
– Да, Кевин получил болезенный удар, к тому же его участие и до игры было чуть под вопросом. Ванкера же поменяли не потому, что он не выполнял то, чего мы от него хотели. Имея желтую карточку, он совершил несколько нарушений, и я видел реакцию судьи. Следующий фол закончился бы красной карточкой.
– Как собираетесь готовиться к плей-офф?
– План уже создан. Первый сбор будет в Турции, потом – турнир в Португалии. Ждем, кто нам попадет, поэтому до конца не спланировали третий сбор. Исходить будем во многом из соперника.
– И последнее. Шампанского не было сегодня в раздевалке? Все-таки рекорд как-никак установили.
– Нет. У нас команда непьющая (улыбается). Да и отмечать пока нечего.