Неудачник Суарес
НА СЛУХУ
Борис ЛЕВИН
Вчера появилась информация о том, что Луис Суарес после игры с "Зенитом" посетил раздевалку питерцев и принес извинения Николасу Ломбертсу, получившему по вине уругвайца травму. И сразу возник вопрос: а у Томаша Губочана, на которого он нагло и цинично наступил, сеньор Суарес попросить прощения не набрался духа?
О том, что представляет собой этот игрок, понятно давно. Но я отлично помню, как в четвертьфинале чемпионата мира в ЮАР, когда уругвайский форвард в решающий момент руками вынес мяч из собственных ворот, из него пытались вылепить героя.
Я же тогда задавал простой вопрос: а чем игра рукой Суареса принципиально отличается от игры рукой Анри в стыковом матче отбора к чемпионату мира с ирландцами, после которого француз стал настоящим изгоем футбольного мира? Только тем, что судьи ее заметили? А если представить себе на минутку, что у бригады Бенкеренсы, судившей матч Уругвай - Гана, случилось бы затмение, подобное тому, что произошло с бригадой Ханссона на матче Франция - Ирландия, когда "волейбол" Анри видели все, кроме арбитров?
Позволю себе цитату из того моего материала: "И что бы тогда говорили о Суаресе? Увы, но руки божьи, плодящиеся и размножающиеся на чемпионатах мира с подачи аморального типа по фамилии Марадона, все больше и больше отвоевывают себе место на территории если и не дозволенного, то принимаемого с пониманием. Что очень грустно, господа. Убежден: наказывать за подобные нарушения нужно с перехлестом - дабы другим неповадно было. Пять матчей дисквалификации как минимум, чтобы каждый следующий адепт марадоньей секты знал, чем рискует".
Поддержки эта реплика два с половиной года назад вполне прогнозируемо не нашла. И вот мы пожинаем очередные плоды тогдашнего восхищения Суаресом: футболист, похоже, просто уверовал, что цель оправдывает любые средства, и в борьбе за победу готов нынче на все. И где теперь восхищавшиеся? Понимают ли они, что, будь безусловно талантливый игрок остановлен вовремя, сейчас не было бы столь гадко от его поступков?
Тут, конечно, сразу встанет вопрос о грани, отделяющей допустимые жесткость, хитрость и находчивость от недопустимых жестокости, подлости и лжи. Попытка найти универсальный ответ на него бесполезна: споры на эту тему длятся десятилетиями, однако по большому счету данную грань каждый находит для себя самостоятельно.
Но игра (если это, конечно, игра подлинная) - столь удивительное действо, что она сама определяет, кого казнить, а кого миловать. И кто-то получает даже больше, чем, казалось бы, заслуживает, а кто-то навсегда остается талантливым, однако так до конца себя и не реализовавшим. Боюсь, что Луиса Суареса ожидает именно вторая участь.
Ему неплохо было бы знать, что все психологические и соционические исследования безапелляционно утверждают: для человека, обладающего духом победителя, свойственна прежде всего уверенность в себе и своих силах, а стало быть - благородство и великодушие.
В каком-то конкретном случае или на недолгом отрезке борьбы добиться выгоды за счет нечестных или даже откровенно подлых методов можно, но на длинной дистанции игра обязательно вернет тебе долги. И ты даже можешь не понять, почему вдруг так откровенно не повезло в ключевой момент решающего матча.
Боюсь, кстати, что невезение "Шахтера" в игре с "Боруссией", может быть, как раз этого сорта - как наказание за известный проступок Луиза Адриану в матче с "Норшелланном". Дай бог, чтобы чаша сия была уже горняками испита до дна.
Самое же печальное, что молодые футбольные таланты, размышляющие "сделать бы жизнь с кого", гораздо чаще видят перед собой суаресов, а не Мирослава Клозе, отказывающегося от собственного гола, поскольку тот был забит не по правилам, или Арсена Венгера, самолично предложившего переиграть победный для его команды матч, потому что "Арсенал" нарушил правила fair play. Как суаресы в свое время видели марадон.
Сталкиваясь с проявлениями благородства в футболе или вообще в жизни, порой задумываешься: а я поступил бы так же? И понимаешь, что очень часто проявление благородства одним человеком мотивирует другого действовать столь же красиво и великодушно. Помнить об этом надо всем, но звездам футбола как людям публичным - в первую очередь. Тем более что благородство (настоящее, конечно, а не тщательно срежиссированное) на самом деле выгодно, так как только оно и ведет к подлинным победам.