Дзюба-шоу продолжается!
ЛИГА ЕВРОПЫ. 4-й отборочный раунд
ТЕАТР ОДНОГО АКТЕРА
Режиссеры футбольных трансляций – люди быстро обучаемые. Я смотрел матч "Зенит" – "Мольде" по одному из зарубежных каналов – и даже там, едва прозвучал финальный свисток, телекамера нашла Дзюбу и еще пару минут следила исключительно за его перемещениями и телодвижениями. И это было абсолютно правильное решение!
Сначала главный герой перелома игры поднял большой палец и показал его трибунам. Тут же обнял Заболотного, вместе с которым в заключительном отрезке матча образовал пару "башен-близнецов". Затем переместился к трибуне арены на Крестовском острове, на которой расположился фанатский вираж, и отдал ей честь.
Далее увидел только что пожавших друг другу руки Сергея Семака и Уле-Гуннара Сульшера. Справедливо рассудил, что с собственным тренером еще успеет вдоволь наговориться – и, для начала просто пожав руку Семаку, подошел к знаменитому норвежцу, главному герою финала Лиги чемпионов-99 "МЮ" – "Бавария" и без лишних церемоний крепко обнял его. Не уверен, что кто-то из игроков команд-соперниц в бытность Сульшера тренером так поступал.
А потом заключил в столь же могучие объятия Семака – и, прикрыв рот одной рукой, чтобы публика не узнала, о чем он говорил, изложил боссу что-то секретное. И, как всегда, веселое…
На такой театр одного актера Артем имел в этот вечер полнейшее право. Накануне он отметил 30-летие – и преподнес себе отличный подарок собственной игрой. Которая, однако, давалась ему не так просто, как может показаться после удачного исхода.
Нет, нельзя сказать, что в первом тайме он был пассивен – ни в коем случае. Прессинговал центральных защитников "Мольде" вместе с Дриусси, двигался, открывался, получал мяч. Вот только в условиях, когда норвежцы вообще не оставляли в штрафной и близ нее свободных зон, пару раз принял неправильные решения – и, показалось, занервничал. Не в отношении партнеров – им-то он после каждого заброса, удачного или нет, через полполя тянул вверх большой палец.
Но после неудачных решений по выражению лица было видно, что Дзюба все больше сердится на себя.
КРАНЕВИТТЕР – ЭРНАНИ: ПРОВАЛЬНЫЙ ЦЕНТР
Хотя дело было далеко не только в Артеме и даже в первую очередь не в нем – в конце концов, единственный реальный момент в первом тайме, когда Дриусси подправил мяч в штангу, случился именно после удара Дзюбы.
У "Зенита" из-за кадровой ситуации совершенно не было быстрого выхода из обороны и толковых атак через центр, к которым все за первые матчи сезона уже успели привыкнуть. А чему удивляться, если Нобоа на полгода выбыл с "крестами", а Паредес пропускал матч из-за дисквалификации?
Ни Краневиттер, ни Эрнани навыком качественного обостряющего паса вперед не обладают – оба стараются играть в центре поля с наименьшим риском. Норвежцы это, возможно, просчитали еще до игры, а может, поняли прямо по ее ходу. И, когда "Зениту" не удался блицкриг, с каждой минутой стали все увереннее осваиваться на петербургском газоне.
Хотелось понаблюдать за молодым талантом Холанном, который зимой перейдет в "Зальцбург", и все ему прочат большое будущее. К концу первого тайма он начал впечатлять. На 37-й минуте для Мевли прозвучал первый звонок: слева у лицевой линии Холанн издевательски, как выражаются футболисты, покрутил ему позвонки, серией финтов в итоге заработав угловой. Вообще, контригра "Мольде" на фоне безыдейного "Зенита" с каждым отрезком матча смотрелась настолько более внятно, что возникли дурные предчувствия.
Они материализовались пять минут спустя, когда Мевля головой слабенько вынес мяч прямо на Хестада, который, прежде чем сделать подбор и следующим касанием нанести удар от левой штанги в ворота Лунева, мог выкурить добрую сигару. Ему вообще никто не мешал. 0:1 – при счете ударов в створ по итогам первого тайма 0:2. И все это было результатом нескольких вещей – во-первых, абсолютной некреативности центра поля, во-вторых, перекрытых флангов (того же Мака прочитали, как открытую книгу), в-третьих, того, что "Зенит" проигрывал подавляющее большинство единоборств. То есть на объяснимое проблемами с составом отсутствие тонкости наложилось отсутствие боевитости.
Все чаще доводится слышать: "Зениту" надо пропустить (или крупно проиграть первый матч, как в случае с минским "Динамо"), чтобы разозлиться и все перевернуть – но это работает только с посредственными соперниками. А как дело дойдет до сильных – забьют, закроются и поди эту оборону взломай. Так это или нет – только практика покажет, но пока отыгрыши получаются у "Зенита" весьма впечатляющими.
"БАШНИ-БЛИЗНЕЦЫ"
"Зенит" и с "Мольде" мог допрыгаться. На 61-й минуте, когда Ерохин только вышел вместо Краневиттера, Смольников сфолил у самой линии штрафной, заработав желтую и опаснейший стандарт, едва не реализованный. Кстати, этот фол стал результатом блестящего паса пяткой того же Холанна. И вправду талантливый пацанчик!
Семь минут спустя как раз Смольникова, судя по всему, "наевшегося" и к тому же висевшего на карточке, Семак заменил на Заболотного. В духе "свистать всех наверх". Перед тем, после первой замены, Мак играл левого полузащитника, а Ерохин – правого. Теперь же питерцы перешли на 3-4-3, и против лома под названием "башни-близнецы", помноженного на еще одну громадину в лице Ерохина и шустрого, техничного Дриусси, приема у "Мольде" не нашлось. Такая уверенная в себе, хорошо организованная в первые 70 минут команда рассыпалась под, казалось бы, как раз-таки скандинавском натиске.
Он начался сразу после выхода Заболотного – и уже через три минуты привел к ответному голу Дзюбы. Причем в той атаке были задействованы оба фланга – сначала Эрнани прострелил справа, вратарь отбил мяч в сторону, затем Анюков, мощно пойдя в стык, отобрал мяч у правого защитника "Мольде" и откинул его чуть назад под навес Дриусси. А тот мягко вырезал на голову юбиляру предыдущего дня.
После этого "Зенит" стало не остановить. Все проблемы первого тайма оказались вмиг позабыты, и возник вопрос – а нельзя было попробовать так сыграть с самого начала? Впрочем, когда список отсутствующих столь длинен – Нобоа, Паредес, Кокорин, Жирков, Шатов, Маммана – проблемы с творчеством объяснимы. И хорошо, что их раз за разом удается решать за счет воли.
Второй гол – это на 90 процентов работа Дзюбы. Он получил мяч от Мака еще далеко не в голевой ситуации – для этого ему потребовалось на ложном замахе убрать "в буфет" защитника "Мольде" и крученым ударом с левой пробить в штангу. А там и отскок прямо на ногу Заболотному нарисовался. Он стал результатом нестандартной игры Артема, который после первого гола раскрепостился и начал делать то, что у него не получалось до перерыва. Дзюба-шоу продолжается!
"ЗЕНИТ", НЕ ЗАБЫВАЙ, ЧТО В 99-М В МОЛЬДЕ ФАНАТЫ ЦСКА БРОСАЛИ ШАРФЫ В МОРЕ!
Но порадоваться стоило и за Заболотного – что Дзюба сделал после финального свистка, сначала обняв его, а в смешанной зоне поддержав словесно. Кажется, гренадер N 2 наконец-то нашел свою роль в этом "Зените", с чем были такие проблемы по весне. Объективный уровень мастерства все-таки не позволяет ему претендовать на место в стартовом составе, но выходить на усиление, чтобы дожать и добить – самое оно. Он здорово цепляется за мячи, переигрывает всех наверху – и, когда на поле три таких дяди Степы, как Дзюба (196 см), Заболотный (188) и Ерохин (195), а на стандартах к ним присоединяются еще и Мевля с Ивановичем, сопернику очень трудно этому что-то противопоставить. Легко сказать – перекрыть фланги и не фолить у своей штрафной, а заодно и угловые не зарабатывать. Сложнее сделать.
"Мольде" и не перекрыл, и заработал. Мак сам этот угловой добыл, сам и навесил. Иванович попал в укромное место Заболотному, которое, выходит, отдало Мевле голевой пас. Между прочим, как это ни парадоксально, все три мяча игроки "Зенита" забили ногами, хотя привело к этим голам во многом доминирование наверху.
3:1 – это, конечно, не 2:1, не говоря о худших исходах, но не надо думать, что команда Сульшера сломлена. Семак об этом знает лучше кого бы то ни было, поскольку сам был задействован в кошмарных 0:4 ЦСКА в том же Мольде в 1999-м после домашних 2:0.
Я тоже тогда ездил в Норвегию, чтобы осветить тот матч – и помню все слишком хорошо, чтобы заявлять, будто все сейчас уже решено. Не зря многие тренеры (например, Фабио Капелло) боятся счета 2:0 в свою пользу, поскольку он нередко приводит к "расслабону". Второй мяч, забитый на исходе домашней встречи со штрафного Хомухой, такой эффект и возымел. И вместе с 11-часовым перелетом после контрольного матча в Англии с "Дерби" дал зубодробительный результат.
Причем после первого тайма-то было 0:0! Зато потом – первый гол, вторая желтая карточка Холли (Олег Долматов после игры назвал его бездумное действие "преступлением"), после чего ЦСКА рассыпался. Главный тренер взял всю вину на себя, а фанаты с горя начали вешать шарфы на столб, а кое-кто и выкинул их в море. 16-летний Сергей из Москвы – интересно, где он сейчас, 19 лет спустя? – признавался мне: "Я не снимал эту "розу", когда мне проламывали голову в фанатских разборках. Она была частью моей жизни. А сейчас я повесил ее на столб. Ну как они могли такое сделать? После матча мы все в секторе плакали. Для нас жизнь сейчас как будто остановилась".
А другой армейский тинейджер-фанат подходил к игрокам прямо у выхода к автобусу и говорил им: "Мы приехали пять тысяч километров, чтобы увидеть вашу победу. Мы так на вас надеялись. А вы..." И смотрел им прямо в глаза. Не случайно сейчас игроки того ЦСКА вспоминают матч в Мольде со стыдом.
"Зениту" было бы неплохо учесть и этот урок, и тот, что он сам получил в Минске. Пока сине-бело-голубых изрядно швыряет по волнам настроения. Спору нет, выкручиваются из ситуации они в конце концов феноменально, но зачем загонять себя в яму, чтобы потом оттуда героически вылезать? Или по-другому – неинтересно?
ЗА ЭТИМ "РЕЙНДЖЕРС" НЕ СТОИТ НИЧЕГО, КРОМЕ "АЙБРОКСА"
А "Уфе" в ответном матче с "Рейнджерс" просто надо быть понаглее – в гостях они не "сыпались", но держались излишне скромно. Ничего, кроме "Айброкса", за душой у этой версии знаменитого шотландского клуба нет, и игрой в первом матче он это лишний раз доказал. "Рейнджеры" так обрадовались, забив, что едва тут же не пропустили – вот только "Уфа" двумя острыми атаками сразу после 0:1, по сути, и ограничилась.
И совершенно не важна сопоставительная громкость имен Сергея Томарова и Стивена Джеррарда – речь идет о тренерской профессии, которая к игроцкой не имеет вообще никакого отношения. Невзирая на свой юный по тренерским меркам 36-летний возраст, Томаров работает в "Уфе" с 2011 года, трудился помощником и у Виктора Гончаренко, и у Семака – так что совсем не случайно Шамиль Газизов после ухода одного в ЦСКА, а другого в "Зенит" доверил пост местному тренеру. Глава клуба работал с высококлассными специалистами, ему есть с чем сравнивать, и у него нет репутации самодура. А оттого назначение Томарова говорит об уверенности: молодой специалист способен соответствовать заданному стандарту. Два пройденных отборочных этапа Лиги Европы – уже неплохой результат, но выйти в групповой турнир "Уфа", убежден, способна.
Стадион "Нефтяник" – понятное дело, не "Айброкс", и не арены ЧМ-2018. Но та же "Уфа" имеет уже достаточный опыт игры на больших и шумных современных аренах – и в Питере, и в Москве на "Открытии", и не только на них. Те же "Зенит" и "Спартак" – команды более классные, чем теперешний "Рейнджерс". А у уфимцев есть и стержень, и организация, и характер, чтобы по крайней мере сделать серьезную попытку отыграть у клуба из Глазго один пропущенный мяч.
У России еще ни разу не было в групповых турнирах полного представительства из шести команд. В следующий четверг такой рекорд вполне может случиться.