Ад в Израиле. Пять причин провала молодежки
МОЛОДЕЖНЫЙ ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ-2013
Молодежная сборная России, проиграв Испании (0:1) и Голландии (1:5), лишилась шанса выйти в плей-офф. Спецкор "СЭ" анализирует спортивные причины неудачи.
Дмитрий СИМОНОВ
из Тель-Авива
Эти причины можно легко поделить на две группы - глобальные и сиюминутные. О глобальных, масштаба всего российского футбола и даже страны, я подробно написал в понедельничном номере "СЭ". Речь, если в двух предложениях, о развале советской системы подготовки футболистов, на смену которой ничего не пришло, и в целом наплевательском отношении к проблеме. В России нет других писателей. Николай Писарев взял на Euro-2013 лучших. А они - в глаза бросается - не чета сверстникам из Испании и Голландии.
Тем не менее, команда наша на турнир приехала. И уже на нем допустила ряд ошибок. Речь и о тренерах, и об игроках.
ВРАТАРЬ
Во время принятия решения, кто будет первым номером - Заболотный или Фильцов, Писарева терзали смутные сомнения. "Свой выбор озвучил перед игрой", - сказал он бригаде "СЭ" после Испании.
Трудно оценивать тренерские ходы, не зная всей подноготной, и все же не покидает ощущение: Писарев ошибся. Хотя его аргументы понятны. Заболотный не просто отыграл весь групповой этап и стыки от звонка до звонка - он был лучшим игроком команды в отборе на Euro-2013. С ним налажено взаимопонимание у защитников. Тогда как Фильцов был в молодежке "вечным вторым", и даже ярчайшее выступление весной-2013 в "Краснодаре" на фоне лавочной жизни Заболотного в "Ростове" не склонило чашу весов в его пользу. Возможно, Писарев сыграл "от обратного Адвокату", который затеял чехарду перед Euro-2012.
Увы, давления финальной части Euro-2013, а возможно, и конкуренции с Фильцовым Заболотный не выдержал. В голе от Испании он не повинен, но и не выручил. При ударе голландца Вайналдума (первый мяч Голландии) есть смягчающее обстоятельство - рикошет. Но ведь и до него голкипер действовал крайне неуверенно. Выбивал мячи в ауты, удары отражал в сторону чужих, при ловле прострелов дрожали руки. Короче, нагнеталось. А когда вратарь пропускает пять голов, как-то глупо искать ему оправдание. Тем более что в некоторых мячах доля вины присутствует.
В отборочном цикле сборная куда реже позволяла себя атаковать, чем в Израиле. Способный совершить один-два суперсейва за матч, Заболотный оказался не готов к постоянной осаде. Такой, которую не раз выдерживал в "Краснодаре" Фильцов...
ПРАВЫЙ ЗАЩИТНИК
Что Никита Чичерин - самое слабое звено в российской оборонительной цепи, стало очевидно даже во время матча с Испанией, где наша защита выглядела довольно надежно. Если у игравшего слева Щенникова есть богатый опыт встреч с крепкими европейскими коллективами в составе ЦСКА, то у футболиста безъеврокубкового "Динамо" его не может быть в принципе. Да и в чемпионате страны Чичерин выступает редко. Кроме того, весь отборочный цикл Никита действовал у Писарева в центре. Поэтому непонятно: роль правого защитника - она вообще его?
Не суть важно, должен ли был арбитр Готье удалять Чичерина на 50-й минуте или мог ограничиться предупреждением. Ведь есть какой-то высший смысл в том, что фол с явным нарушением игровой дисциплины совершил именно Никита. Как и в случае с Заболотным, тьма сгущалась над ним, предвещая печальный итог.
Изначально справа в защите должен был играть Логашов - называя вещи своими именами, менее сырой, чем Чичерин. Так что травма Арсения на молодежке отразилась сполна. Однако и без Логашова оставалась альтернатива - Цаллагов. Его Писарев предпочел использовать в опорной зоне. С Испанией сработало, с Голландией - нет.
НАПАДЕНИЕ
Здесь нет конкретного виновника. Пазл в атаке не сложился вовсе. Канунников и Григорьев оказались не готовы к турниру подобного уровня. Шатов по непонятным причинам выглядел категорически слабо. Смолов прилетел из Португалии измученным, несмотря на слова Игоря Шалимова о том, что "в 21 год мы не знали слова "усталость". Видимо, во времена футболиста Шалимова молодежь была крепче здоровьем, а нынешнее поколение - хилое.
Лучом света - технике работы с мячом, видению поля, мастерству - выглядел Дзагоев. Но, как и предполагалось, ему не хватило времени, чтобы освоиться в команде, где он пробыл за карьеру ровно сутки.
К Писареву же вопрос только по применению Черышева. По большому счету, наш испанец сыграл на турнире в общей сложности минут 45, потому что первый тайм с Испанией растворился на чужой позиции центрфорварда, а 53 минуты с Голландией сидел в запасе.
Как итог, наша сборная потеряла свой главный козырь - мобильное и агрессивное нападение. И ничего не предложила взамен. Не наш конек - обороняться.
НЕУДАЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Жребий подкинул нам не только группу смерти (с Норвегией, Англией, Израилем из квартета. А мы спокойно могли бы побороться), но и календарь смерти. Со слабейшим из соперников - Германией - встречаемся в третьем круге, когда ничего уже не надо ни немцам, ни нам. А случись встреча Испании с Голландией раньше, кто-то из фаворитов потерял бы очки и занервничал. В то же время "аутсайдер" - допустим, мы – мог разжиться очками и, наоборот, получить заряд позитива.
КОЛЛЕКТИВНАЯ НЕУВЕРЕННОСТЬ
Отсутствие игровой практики для молодых футболистов губительно. А большинство подопечных Писарева нерегулярно выходит на поле в клубах. Как следствие - тотальная неуверенность во всем. И во время принятия решений в нападении - не решались бить, мудрили или медлили с передачами. И при действиях в обороне - теряли своих игроков, мандражировали в единоборствах один в один, не вовремя выбрасывались на оппонентов. И при работе с мячом - технически ребята смотрелись на голову ниже соперников, что объясняется не только отсутствием школы, но и волнением.
Увы, но юным футболистам в России непривычно играть в футбол.