Молоко, сено и минута славы
EUROЗАМЕТКИ
В заключительной части Euroзаметок спецкор "СЭ Интернет" подводит итоги своей командировки в Польшу.
Петр ТЕРЕЩЕНКОВ
8 июня. С момента окончания матча Польша - Греция прошло около двух часов, но пресс-центр Национального стадиона в Варшаве по-прежнему заполнен десятками репортеров со всего света. Кто-то еще досылает последние материалы в свои редакции по поводу первой встречи турнира, другие просто отдыхают, попивая халявное пиво от спонсора турнира и наблюдая на многочисленных мониторах за встречей России и Чехии во Вроцлаве. Как вдруг достаточно размеренную атмосферу нарушает нечеловеческий вопль, и один человек бросается в пляс - это я праздновал третий гол россиян в исполнении Дзагоева на 79-й минуте, который окончательно снял вопросы о победителе. Зарубежные коллеги вокруг смотрят без осуждения, никто пальцем у виска не крутит - футбольные же люди сплошь. Эмоции-то понятны - три очка в копилку, и такая манящая дверь в четвертьфинал открывается чуть ли не наполовину. Знать бы тогда, что победно трясти кулаками на этом турнире мне не придется. Был еще, правда, шанс в момент мяча того же Дзагоева в ворота хозяев, но в тот момент я находился в варшавской фан-зоне в окружении 50 тысяч поляков и отмечал успех нашей команды весьма сдержанно.
А дальше все было по Ильфу и Петрову. "Молоко и сено, - сказал Остап, когда "Антилопа" на рассвете покидала деревню, - что может быть лучше! Всегда думаешь: "Это я еще успею. Еще много будет в моей жизни молока и сена". А на самом деле никогда этого больше не будет. Так и знайте: это была лучшая ночь в нашей жизни, мои бедные друзья. А вы этого даже не заметили". В моем случае не жизни, конечно, а Euro, но кто мог предположить, что кроме разгрома чехов больше радости футбольный праздник не принесет.
***
Поэтому, прощаясь с Польшей и этими Euroзаметками, вспоминать о самом футболе, честно говоря, не хочется. Просто приведу ряд забавных эпизодов и наблюдений, которые остались в памяти и в пометках в путевом блокноте.
Рекламные антигерои
В варшавском метро вдоль стен висят значительных размеров рекламные баннеры одной всемирно известной компании-производителя спортивной экипировки. Героями, конечно же, выбраны футболисты. Изображено где-то 40 представителей команд-участниц чемпионата, причем главные звезды - Криштиану Роналду, Руни, Хави, Иньеста - находятся в центре экспозиции, а остальные визуально размещаются сзади и по краям вокруг главных героев. Из россиян в число избранных для привлечения потребительского внимания игроков попал только Аршавин, да и то его расположили самым крайним справа, словно заранее знали, как все повернется.
Но и Нострадамусам от маркетологии свойственно ошибаться. Из польской команды на этот плакат помимо форварда Левандовски попал и голкипер Щенсны, который, как известно, был удален в первом туре, в связи с чем утратил доверие тренера и больше на турнире так и не сыграл. Хотя именно он был одной из главных медиафигур среди игроков "Кадры": его лицо смотрело с обложки каждого второго журнала и с каждого третьего билборда, посвященного чемпионату Европы. Но самый любопытный факт, пожалуй, в том, что именно голкипер "Арсенала" является лицом рекламной кампании популярной марки чипсов. Кто продвигает их на российском рынке напоминать не стоит?
О времена, о нравы
Периодически прогуливаясь по варшавским улицам, мы с коллегой Агаповым отмечали избыток ломбардов, скупок и магазинов для взрослых. Что касается последних, то в не скованной предрассудками Европе такая представленность подобных торговых точек не вызвала бы никакого особого внимания, если бы не место расположения, пожалуй, главного варшавского "уголка эротомана" - примерно десятка магазинов "18+" в одном строении. Размещено все это дело на аллее скончавшегося несколько лет назад Папы Римского Иоанна Павла II. Я не придерживаюсь строгих пуританских взглядов, но такие вещи все-таки в моем понимании не очень совместимы. Даже если этот эро-оазис открылся задолго до того, как улицу назвали именем понтифика.
"Ты - суперзвезда"
Так получилось, что мероприятия, проводимые нашими соперниками по группе, не пользовались особой популярностью среди российской прессы, и я мало того что начал их посещать еще с 3 июня, так и на многих представлял корреспондентский корпус страны в гордом одиночестве. Поэтому и выступал главным экспертом по нашей команде для зарубежной прессы. Всего за время пребывания в Польше я дал штук пять телеинтервью польским и греческим каналам, один раз, как раз сразу после матча Россия - Чехия вышел в прямой эфир радиостанции ESPN для Латинской Америки, а также принял участие в съемках двух документальных фильмов о Euro. Во время минут международной славы говорил в основном банальности, но старался вещать с умным видом, так что родное издание, надеюсь, не посрамил.
Русские не продаются
В один из вечеров мою степенную трапезу в одном из многочисленных варшавских заведений прервал подсевший за столик человек. Он представился одним из владельцев ресторанчика и безо всяких церемоний перешел к делу. А хотел предприимчивый бизнесмен следующее: увидев у меня на шее аккредитацию, решил поинтересоваться, насколько популярное СМИ я представляю, а, получив разъяснения, предложил ненавязчиво прорекламировать его местечко в обмен на значительные скидки. В сомнительную авантюру я решил не ввязываться, но теперь с улыбкой читаю репортажи, где упоминаются названия различных едален. Мало ли?
Диван Рабинера
Вроцлавский матч 3-го тура Чехия - Польша пришелся на конец второй недели пребывания в Польше. Честно говоря, силы уже подходили к концу. Это заметил и спецкор "СЭ" Александр Бобров, у которого я остановился. Для перезарядки старший и более опытный товарищ то ли в шутку, то ли всерьез предложил мне спать на диване, на котором несколькими сутками ранее спал обозреватель нашей газеты Игорь Рабинер, способный благодаря неиссякаемой творческой энергии выдавать поистине огромных масштабов материалы без ущерба качеству. И ведь действительно помогло: более 20 тысяч знаков за следующий день я в редакцию отправил, хотя на душе скребли кошки после бесславного вылета сборной России.
Родственник Абрамовича
Однажды, слегка перекусив в кафе, я заплатил по счету в 20 злотых купюрой номиналом в 100 и с мыслями о вечном отправился по делам, так и не дождавшись сдачи. Однако метров через 500 память ко мне вернулась и после нескольких секунд колебаний решил, что выбрасывать на ветер почти 800 рублей все-таки барство. При этом при моем возвращении неловкость возникла с обеих сторон: я вроде как сам не взял эту сдачу, а официантки тупили взоры, так как наверняка считали: я могу их винить в том, что не пустились за мной вдогонку, заметив явное несоответствие. Но уже через мгновение все смеялись, благодаря находчивости одной из девушек. "А мы как раз жалели, что не сфотографировались с вами. Думали, что у нас в гостях был сын Абрамовича". После такого на чай все равно пришлось оставить больше, чем сумма счета.
***
Объявлена посадка в московском аэропорту "Шереметьево". Значит, пора ставить точку и выключать ноутбук. Здравствуй, родина!
Другой бы приукрасил - я продолжал писать правду.