В гостях у гномов
ЕВРОТУР "СЭ":
ПЯТАЯ ОСТАНОВКА - ВРОЦЛАВ
Продолжается автомобильная экспедиция "СЭ" по городам, которым предстоит принять Euro-2012. Позади Донецк, Харьков, Киев и Львов. Журналисты пересекли украинско-польскую границу и остановились во Вроцлаве, где 8 июня сборная России проведет свой первый матч - против чехов. В этом же польском городе сыграют Греция - Чехия (12 июня) и Чехия - Польша (16 июня).
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ,
Александр ФЕДОРОВ (фото)
из Вроцлава
Украина отпускала неохотно. В милой львовской гостинице оказался не очень быстрый интернет, что задержало наш стремительный евротур часов на шесть. Затем в процесс вмешались пробки - далеко не столь масштабные, как в Москве, но такие же тоскливые. Оставшиеся нервы вымотала граница - точнее, подступы к ней.
За несколько километров до Польши в кромешной украинской тьме моргнула фарами встречная фура. Что делает в такой ситуации опытный водитель? Смотрит на спидометр, проверяя собственную готовность к контролю скорости. Фотокор "СЭ" Александр Федоров - именно такой водитель. И в тот самый миг, когда он кинул взгляд на приборы, в свете фар нашей машины возникла причина, побудившая фуру подать знак.
Это было туловище с ногами, руками и головой. Оно беспечно шло по узкой дороге, вряд ли отдавая себе отчет, зачем и куда идет. Как раз по нашей стороне, в абсолютном удалении от тротуаров, населенных пунктов, да и вообще признаков остальной жизни.
Над дорогой и окрестными полями завывал стылый ветер, на небе не было ни единой звезды, не говоря уж про луну. Человек перемещался из точки А в точку Б, как и предписано учебниками, по кратчайшему маршруту. Но - галсами. То, что маршрут этот пролегал по трассе, соединяющей бывший Советский Союз с Европой, его не слишком волновало. Как, думаем, и все остальное в этот вечер.
Шансы евротура прерваться на очень печальной ноте были в ту минуту как никогда высоки. А для человека из тьмы могло прерваться нечто большее, чем евротур. Но вмешались небесные силы. Слились воедино три фактора: отсутствие встречных машин, вулканическая реплика пассажира, привести которую на страницах "СЭ" не представляется возможным, и водительская реакция на это событие. Машину кинуло влево, рукав пилигрима обтер грязь с правого зеркала, на что он сам не обратил никакого внимания, объекты разминулись, командировка бригады "СЭ" продолжилась в штатном режиме. Разве что в машине на неприлично долгий срок повисло молчание.
В любых других обстоятельствах вряд ли стоило начинать отчет о посещении города, где сборная России проведет свой первый матч на Euro-2012, с дорожного эпизода. Но не в этих. Сильнее за время евротура нас еще не перетряхивало и, надеемся, не перетряхнет. Да и судьба ходока не шла из головы. Сколько еще холостых патронов оставалось в тот вечер в его барабане? И сколько песка в песочных часах?
* * *
Продолжим в хронологическом порядке, раз уж начали. Не проехали и километра, как едва не воткнулись в хетчбэк с модными на Украине синими габаритными огнями. Авто стояло носом к нам посреди нашей же полосы, отделенной от "встречки" железным отбойником, не зажигая другого света. А вдоль обочины тянулась километровая очередь из фур, дожидающихся пограничного контроля. Вероятно, взгрустнувшим дальнобойщикам оказывались какие-то экспресс-услуги.
Миновав и это препятствие, в очередной раз перекрестились. Будьте бдительны, автолюбители, решившие посетить Euro-2012: вас ждет светлый футбольный праздник, но путь к нему может пролегать во тьме.
* * *
Прохождение границы отняло почти два часа. Заключалось это мероприятие главным образом в бессмысленном ожидании. Пост представляет собой железные фермы с гофрированными крышами и несколько будок различного предназначения. Половина из них пустует. Несколько служивых ходят промеж машин, загоняют в отдельные коридоры автобусы и фуры, машут светящимися палками, расчленяя поток на удобные им части. Украинские авто проверяют отдельно, к полякам и транзитникам относятся снисходительно.
Нас, в частности, не досматривали вообще, хотя мы, зная о недопустимости ввоза в Польшу больше четырех пачек сигарет и о запрете на использование на ее территории антирадаров и шипованной резины, приняли меры предосторожности. Подошел человек, убедился что в багажнике не прячутся лишние люди, собрал, а потом раздал паспорта. В половине девятого вечера мы въехали на территорию Польши.
* * *
О польских дорогах, поднакопив впечатлений, расскажем завтра. А пока - здравствуй, Вроцлав.
Одному из нас, впервые приехавшему в эти края, теперь кажутся странными разговоры о том, что Польша - этакая недозаграница. Что серая, мол, скучная и чересчур постсоветская. Европеизированность страны лучше мерить не количеством "хрущевок" на единицу площади, а чистотой на улицах и отношением людей к окружающей действительности.
Во Вроцлаве и то и другое на высоте. Чистый, спокойный, уверенный в себе город, готовый встретить российских болельщиков с достоинством и честью. Вроцлав верит, что их визит не лишит его ни чистоты, ни спокойствия, ни уж тем более чести. Давайте попробуем убедить себя в этом и мы. Благо времени до 8 июня еще много.
* * *
Первым делом, первым делом - стадионы. Попасть на вроцлавский нам помогла пресс-атташе местного оргкомитета Euro пани Магдалена. Хорошо, что позвонили ей накануне, иначе на арену просто не попали бы. Она предупредила охрану, нас внесли в какие-то списки и, коллективно шевеля усами, пропустили за забор. Смотрите, дескать, и снимайте, если хотите.
Городской стадион Вроцлава расположен километрах в семи от центра. Как и полагается всякой новой арене, он уже принял три футбольных матча, но образцовой прилегающей территорией пока похвастать не может. Впрочем, этого в настоящий момент и не требуется. Игры сборной Польши с итальянцами, местного "Шленска" с "Легией" и "Вислой", а также концерт Джорджа Майкла арена приняла даже с недоделками. Первым же публичным событием для стадиона стал бой Виталия Кличко с Томашем Адамеком. Никто из зрителей, как мы слышали, в цемент не вляпался.
* * *
Вроцлавский стадион - самый высокий среди арен Euro. Хорошо это или плохо, сказать затруднительно, однако факт, как говорится, имеет место быть. 42 тысячи зеленых кресел расположены в один ярус. Их конструкция нам прежде не встречалась: сиденья кажутся пухлыми, но на самом деле тверды и прикручены к бетонному основанию крепкими железяками. Чтобы сломать такие, нужно быть либо тем же Кличко, либо на худой конец бульдозером.
Не сомневаясь в способности российских фанатов принимать в определенном состоянии оба обличья, строители прикрутили на верхних ярусах тревожные ящички с кнопкой SOS. Решение мудрое, вот только сами ящики выглядят хлипкими. Хорошо бы источник сигнала опасности не выкорчевали до того, как он начнет слать людям доброй воли свои тире и точки.
Есть у арены еще одна особенность, которой во Вроцлаве гордятся. У нее нет внешних стен, если подразумевать под этим понятием что-то недвижимо прочное. Стадион обшит сеточкой, напоминающей ту, которую принято вешать на окна для защиты от комаров. Конечно, она не пластиковая, а из стекловолокна, покрытого тефлоном. В нее и креслом кинешь - не пробьешь, пожалуй. А вот помять, думаю, при желании можно.
Снаружи все это выглядит основательно, изнутри - как будто сквозь марлю на мир смотришь. С другой стороны, концепция "Место встречи", под которую подгонялось спортсооружение, изначально подразумевала нечто подобное. Тефлоновую сетку теперь подсвечивают разными цветами, что позволяет стадиону красиво "хамелеонить" в ночи. Крепость ее, полагаем, тоже избыточная. Раз так - почему бы и не обшивать стадионы стекловолоконной марлей? Все лучше, чем штамповать избитые решения.
Во всем остальном - стадион как стадион: новый, удобный, классический.
* * *
Центр Вроцлава, расположенного на реке Одре, безоговорочно красив. Что неудивительно, учитывая возраст исторической столицы Силезии - ей около 1000 лет. Сейчас, в предрождественские дни, кажется, будто город участвует в детском утреннике. Фонарики, огоньки, ледовые скульптуры, пони с седлами, ряженые на ходулях и сами дети, конечно же, - все это улыбчиво соседствует на улицах и площадях с утра до позднего вечера. Однако расспросы дали понять, что и летом во Вроцлаве не менее фестивально. В наследство от смутных времен городу досталась сильная планировка и архитектура - зачем же ей простаивать без людского веселья?
Как и положено европейскому поселению, на Рыночной площади Вроцлава всегда что-то продают, хотя никакого рынка там давно уже нет. При нас, например, торговали двадцатью сортами горячих напитков любой крепости, жареными колбасами размером с бейсбольную биту, горячими свиными рульками и тушеной капустой, блинами и коричными оладьями, шашлыками и бутербродами величиной со скрипку. Тут же ковали настоящие подковы, плотничали, шили, выпекали сдобу...
Во Вроцлаве мы провели два выходных. Ну или полтора, если быть точными. Смотрели одним глазом польские калейдоскопы, другим - репортажи CNN из Москвы. И думали: у поляков не так давно тоже были важные выборы. Но они тратят свои субботы и воскресенья на прогулки и глинтвейн, а мы - на попытки доказать, что дважды два равно четыре, потому что у кого-то вдруг на ровном месте получилось пять.
С другой стороны, без второго не бывает первого. Если этот кто-то игнорирует азы арифметики, он и глинтвейн невкусный приготовит, и со сдачей сжульничает, что скажется на безмятежности наших выходных самым губительным образом. А на польских, выходит, не сказывается: там счетоводы поприличнее.
* * *
Приезжающих во Вроцлав ждет развлечение - поиск гномов. Это не то, что бывает у некоторых людей в минуты сильной душевной тревоги, а вполне конкретное занятие, основанное опять же на умении считать. Вроцлавские гномы - милейшие бронзовые нахалята, разбросанные по городу подобно горсти гороха. В настоящий момент их больше ста - и все разные.
Представьте, что идете по улице - а он сидит себе, 30-сантиметровый, на подоконнике с ядром арестанта на ноге. Или на пивной бутылке. Или на стопке монет. Или целуется с гномихой. Или спит прямо на тротуаре в масенькой бронзовой кроватке, не сняв с головы колпачка.
Гномы - умильнейшая городская "фишка". Их отливают, конечно, по чьему-то заказу, но в то же время по единому плану. Инсталлируют в городской пейзаж со вкусом, заставляя живых людей натыкаться на бронзовых человечков всякий раз неожиданно и растягивать рот в улыбке.
Есть карты рассредоточения гномов по Вроцлаву. Есть индивидуумы, следящие за их популяцией. Да только зачем все это, когда в душе сохраняется надежда идти куда-нибудь по своим делам - и вдруг встретить?
До сих пор во Вроцлаве не украли и не выворотили из камня ни одного гномика. Ни разу! Господи, сделай так, чтобы и после матча Чехия - Россия все они остались на своих обжитых местах.
* * *
В похожей стилистике выдержан памятник убойному скоту, расположенный совсем рядом с громадным костелом Святой Эльжбеты и нашей гостиницей. Когда-то там были мясные лавки, и добрые вроцлавские продавцы, вероятно, обливались горючими слезами, потроша и кромсая свой товар. В конце концов, их сердца не выдержали: сырью для антрекотов, котлет и колбас воздвигли мемориал. А если точнее, просто изваяли обитателей скотного двора в бронзе и пристроили их прямо на улице. Ничего необычного - и в то же время симпатично.
* * *
Кстати, о гостинице. Расположена она на улице с интригующим названием Колбасница, устроена в здании шириной в два окна и по-своему уникальна. В номер мы попадали через бар, входя в лифт, притаившийся чуть ли не между столиками. Доставлял он нас непосредственно в комнату. Открываются двери кабины, достаешь ключ, отпираешь дверь - и ты в номере, представляющем собой трехкомнатные апартаменты с кухней и двумя санузлами. Стоила вся эта радость 1500 рублей на человека в сутки, причем с подземной парковкой. Правда, без завтрака, но с этим во Вроцлаве проблем нет и быть не может.
Важное уточнение: во-первых, еда в Польше дороже, чем на Украине, пусть и не смертельно, а, во-вторых, таких смешных цен на гостиницы в период Euro, разумеется, не будет. Да что там не будет - уже нет.
Любопытно, что приехали мы во Вроцлав в четыре утра, когда бар-вход, предлагающий днем слюноотделительно широкий ассортимент пива, был закрыт. Знали, что рецепция работает до полуночи, но ускориться по уже упомянутым причинам никак не могли. И все это время нас ждала портье пани Агата, которой догадались позвонить с колес. Неурочный час, но раз клиенты едут - надо ждать. Иначе куда же им, то есть нам, бедным, деться в незнакомом городе посреди ночи?
* * *
Многие российские болельщики, должно быть, предпочтут остановиться в Варшаве, где наша сборная проведет два матча, а во Вроцлав приехать только на игру с чехами. И это будет ошибкой, кажется нам сейчас. Город заслуживает того, чтобы остановиться в нем хотя бы на сутки-другие. Исследовать еще одну центральную часть Вроцлава - остров Тумский, где увитые плющом костелы даже старше, чем в районе Рыночной площади. Не спеша погулять тут и там. Отведать того и другого. Пожить, одним словом, нормальной туристической жизнью, находя особое удовлетворение еще и в том, что в матче с чехами сборная России ну никак не должна предстать спящим вроцлавским гномом.