3 июня 2011, 03:00

Народ и сборная едины?

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

17 мая исполнился год работы Дика Адвоката в сборной России. Юбилейные итоги подводить поздно, но о ситуации, сложившейся в команде за этот период, поговорить стоит. Поскольку однозначной я бы ее не назвал.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

ЧЕГО ВАМ ЕЩЕ НАДО?

Работается голландцу трудно. Причины знаем и мы, и он, что делает некоторые пресс-конференции, в сущности, бессмысленными.

- Где новички?

- Это я у вас хочу спросить. Где новички?

- Почему нет игры?

- А откуда ее взять за три дня? Люди поступают в мое распоряжение из клубов, переподготовить их за это время нельзя, пополнение Россия не рождает, выпускаю на поле тех, кто есть, и таких, какие есть.

- А настрой-то где?

- Настраиваю, объясняю, беседую, ориентирую. Снабжаю тактическим багажом. Что-то получается, что-то нет. А вообще я своих игроков публично не обсуждаю. Да и посмотрите в таблицу - чего вам еще надо?

Диалог, понятно, несуществующий, написан по мотивам. Но сами тезисы повторяются из матча в матч с не слишком радующей регулярностью. Причем с ними особо не поспоришь.

Вывод из этого напрашивается вот какой: есть у национальной команды проблема, отличная от кадровой, морально-психологической или тактической, но требующая такого же скорейшего решения, как и все остальные. Назвал бы эту проблему имиджевой. И уточнил бы: сама сборная ее не решит. Нужны усилия тех, кто нашу команду пестует и стратегически возглавляет.

"МАТЕРИАЛУ НЕТУ!"

Попробуем влезть на минуту в шкуру Адвоката. Да, он тренер с хорошим окладом. Соглашаясь на такую работу, люди обычно не спрашивают, насколько хорошо укомплектовано их рабочее место и какого качества сырье им будет поставляться. Потому что начнешь спрашивать - мигом отыщутся менее разборчивые. Но потом, когда контракт подписан, рабочие моменты выходят на первый план. В том числе - проблемы нерешаемые, с которыми тренеру приходится жить и воспринимать их как неизбежное зло.

Именно с такими проблемами Адвокат и живет. Он не кричит об этом на каждом углу, но слегка намекнуть никогда не против. Делаю, мол, все что могу, но посмотрите правде в глаза: могу я в таких условиях немногое. А начнешь Адвоката поддушивать, он тоже добавляет децибелов, превращаясь в кинооператора из песни Леонида Сергеева: "Вы можете орать здесь хоть до ночи, а пленку я давно истратил всю!" Дескать, имейте совесть, критиканы, - "материалу нету"!

Теперь постараемся выполнить куда более трудную задачу: влезть в шкуру игроков российской сборной. И если это получится, мы моментально придем к выводу: все разговоры о зажравшихся сытых аристократах - бред. Никогда не верил и не верю в нежелание футболистов играть за сборную, в их нарочитую апатию и крайние проявления звездной болезни на поле. Бегали, бегают и будут бегать, как заведенные, покуда носят футболки сборной - сомнений нет.

Однако бегать - не играть, это во-первых. Во-вторых, головой и сердцем можно думать и чувствовать очень правильные вещи, но как отключить подкорку? Ту самую, которая вкрадчиво шепчет в самые трудные минуты: "Ты лучший, и менять тебя некем, и матч этот в общем-то никому не нужен, и Адвокат все сборы выглядел букой, и катарцы эти упертые достали, и игра совсем не клеится, и мяч скачет, и передачи не туда, и в Томск опять лететь через два дня…"

Ну а если и подкорку вдруг получится отключить, в чужих руках останутся самые небитые козыри: уровень мастерства и возраст. Выше этой головы никак не прыгнешь. Тут либо дано обыгрывать шведов с голландцами, либо было дано. А может, еще и будет дано, но на это пока мало что намекает.

СЧАСТЬЕ - ЭТО КОГДА ТЕБЯ ПОНИМАЮТ

Теперь давайте вылезем из обеих шкур и признаем: тупиков на схеме движения нашей сборной многовато. Для того чтобы это понимала не только сама команда, но и ее болельщики, нужно сделать нечто, способное одновременно разъяснить, сплотить, сблизить и, извиняюсь за термин, симпатизировать. Необходимо построить мост между сборной и страной. Ну, хорошо, не построить, а отремонтировать. Но ведь все равно необходимо!

Адвокат на должность мостостроителя не годится категорически. Он чаще хмур, чем общителен. Он в силу объективных причин и собственного характера продолжает испытывать дискомфорт в чужой стране, чему реалии самой страны активно способствуют. Он предпочитает отгородиться от мира снобистской ухмылкой, а не сократить дистанцию и распахнуть душу. Он сух с игроками, журналистами и абсолютно не стремится набрать вистов в глазах болельщиков.

Называя вещи своими именами, за минувший год Адвокат так и не стал в России своим. Чужак, высокооплачиваемый наемный работник, застегнутый на все пуговицы профи - вот его нынешний облик. Такое прощается за две секунды в случае видимых успехов в работе тренера. Однако все его успехи пока - прилично сыгранная половина матча против ирландцев. И высокое место в таблице, этого не отнять. Но не таблице группового этапа чемпионата мира, а всего лишь в отборе к чемпионату Европы, где нас окружают весьма посредственные континентальные команды.

Не получается расположить к себе абсолютно всех болельщиков и у футболистов. Сочувствующие продолжают твердить, как мантру: "Болею за эту сборную, потому что другой нет и не будет". Недовольным подавай ответное отношение - пусть не в виде послематчевого братания, так в виде истраченных без остатка сил и матчей "от ножа", в виде превосходства над бельгийцами, катарцами и армянами, а не игры-размазни. Вот эти недовольные сейчас и бухтят: "Как команда к нам - так и мы к ней". Это ощущение все увеличивающейся дистанции между сборной и, не побоюсь громкого слова, народом наиболее отчетливо проявилось как раз в последний год, то есть при Адвокате. Если не сказать больше: оно при нем возникло.

Игроки дистанцированы от болельщиков суммами контрактов и образом жизни. Они справедливо опасаются панибратства и шарахаются от прессы, которую часто воспринимают как монолитную и консолидированную желтую силу. Они не просто граждане с более высоким доходом, а обитатели совсем другой ступеньки социальной лестницы. Их любят, как и всех звезд, лишь до тех пор, пока звезды ярко светят. А когда тускнеют, как потускнела за последний год игра российской сборной, их для начала пытаются понять. Но удается это далеко не всем и не всегда.

ГОЛУБОЙ ВАГОН

В такой ситуации кто-то должен вплотную заняться позиционированием российской сборной в нашем обществе. В первую очередь - ради самой сборной и ее результатов. Если вектор движения команды вперед прорисован, но виден не всем, надо показать его более отчетливо - без этого никак. Чтобы верилось, чтобы болелось, переживалось и сочувствовалось. Это тяжелая имиджмейкерская работа, которую не сведешь к декларативным заявлениям после каждой невзрачной игры: "Все у нас будет хорошо, потому что иначе просто быть не может и потому что Адвокат думает о футболе 24 часа в сутки". Такого рода лозунги не вселяют спокойствие, а злят. На поле - тоска, а в комментариях - дискотека. Где основания для надежды и веры?

То, что сборная у нас одна, а у Адвоката на футбольной почве бессонница, сгодится для молитвы, но не для оптимизма. Команда должна показать товар лицом. А если не получается, то повернуться своим лицом к людям и честно сказать: "Без вас плохо. Вы нужны нам не меньше, чем мы вам".

Неплохо бы и Адвокату определиться с одним важным вопросом. Мне кажется, ему необходимо наметить для себя новый ориентир персональной ответственности. Пока что спрос с тренера выглядит так: работодатель, то есть президент РФС, вне зависимости от игры команды поддерживает его абсолютно и безоговорочно. Катарский сон? Верной дорогой идем, товарищи! Армянский ступор? Что вы, наш футбол хорошеет с каждым днем! Бельгийский коллапс? Да кого волнуют товарищеские матчи! Лучшее у нашего голубого вагона, конечно, впереди!

Адвокат, получающий большие деньги, находится в своеобразном защитном коконе. Он неподотчетен никому, кроме человека, выписывающего ему регулярные индульгенции. Разумеется, на кону стоят тренерская честь и репутация голландца. Но у тех, кто помнит детали расставания Дика со сборными ОАЭ, Австралии и Бельгии, есть право сомневаться и в святости для него подобных понятий. Да и возраст Адвоката намекает: после России, быть может, ему не придется рыскать по свету в поисках очередного сладкого контракта. Так ли важна в этом случае забота о репутации?

Духовная связь тренера сборной со страной обязана быть более прочной. Ее не заменишь прочностью уз Адвоката с Сергеем Фурсенко и Константином Сарсания. Это совсем другое, это прячет Дика от болельщиков, а не сплачивает его с ними.

В свое время многим из нас казалось, что тренер-иностранец - гарантия подлинной самостоятельности решений и независимости от былых клубных пристрастий при определении состава. Однако единственное, что можно сказать сейчас об Адвокате с уверенностью, - он независим от нас с вами. Да, пожалуй, еще и от промежуточных результатов сборной. Работает, тренирует три дня в месяц, слегка селекционирует по выходным. Но в чем его коренное отличие от тренера-россиянина? Или даже так: в чем коренное отличие голландца от любого другого тренера?

В случае с Хиддинком у нас были ответы на эти вопросы. Как минимум две вещи Гус умел делать лучше, чем кто-либо другой: разбираться в душах своих подопечных и готовить команду к финальным этапам крупных турниров. Его сменщик, судя по всему, предпочитает иметь дело не с душами, а с функциональной готовностью игроков. Что же касается подготовки к финальным этапам, то, во-первых, туда надо еще попасть, а во-вторых, до сих пор Адвокату удавалось относительно удачно выступать на ЧЕ лишь с одной сборной - Голландии. Что наполняет исследуемую тему дополнительной массой нюансов и оттенков, скорее маскирующих ответ, чем его дающих.

Все это, впрочем, не отменяет уже сказанного: ментально Дик и сборная должны быть ближе к переживающим за них людям. Именно так, а не наоборот: забор можно сломать лишь со стороны тренера и команды, в то время как у болельщиков такой возможности нет. И результат завтрашнего матча с Арменией, кстати, на эту проблему никак не повлияет.

Olimpbet awards

КХЛ на Кинопоиске

Новости