13 июня 2008, 03:14

Вассилис Хадзипанагис: "Меня называли футбольным Нуреевым"

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

     Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ из Зальцбурга

     Хотелось все сделать красиво. Еще в апреле разыскал телефон Хадзипанагиса, позвонил ему в Салоники из Афин: как бы, мол, встретиться? Выяснилось: в тот момент никак. Только на чемпионате Европы, куда Хадзипанагис был приглашен УЕФА как лучший греческий футболист за 50 лет существования этой организации вместе с 15 другими лауреатами от каждой страны-участницы. Победитель от Эллады был определен общим голосованием болельщиков - при том, что закончил играть наш герой, начинавший яркую карьеру, если кто забыл в СССР, в ташкентском "Пахтакоре", восемнадцать лет назад, в тридцать семь. А спустя год ему устроили официальные проводы: в октябре 1991-го "Ираклис" сыграл с "Валенсией" прощальный матч Хадзипанагиса.

     В пресс-релизе УЕФА Хадзипанагис назван most spectacular player - самым зрелищным игроком, когда-либо выступавшим на стадионах Греции. На просмотровых сайтах до сих пор можно найти ролики с его финтами, фрагментами дриблинга, голами, передачами... Красиво, что там говорить. Не зря сам Хадзипанагис, которому сейчас 54, всегда утверждал: когда он видел перед собой защитников, думал только об одном - как бы их всех обыграть.

     А встретимся мы с ним только завтра, на матче Греция - Россия. Раньше приехать в Австрию у Хадзипанагиса не получилось, пришлось делать интервью по телефону, поскольку лучший повод, чем такой матч, для его публикации представить сложно.

     - Вы наверняка смотрели во вторник обе игры?

     - Да, дорогой, смотрел! Я нормально говорю? Ты меня понимаешь? Слава богу, а то забывать стал русский язык, с 91-го года в Союзе не был. Ну что тебе сказать? Трусливо мы играли. Мы - это греки, ты меня понимаешь? Оборонительная тактика, очень много защитников, мало форвардов. Таков Рехагель всегда, но в этот раз он сам себя превзошел. Замены плохие были. Тактика шведов была гораздо лучше.

     - Кого из ярких личностей Отто Рехагель передержал на скамейке?

     - Нет у нас сейчас ярких личностей. С тех пор как Вассилис Цартас ушел, некого выделить. Есть неплохие игроки, но с моей, Вассилиса Хадзипанагиса, точки зрения, ярким никого назвать нельзя. Эта сборная сильна коллективной игрой. Четыре года назад было удивление, тогда команду еще не знали. А теперь все предсказуемо, так что нашим придется нелегко.

     - Зачем же тогда Рехагель "отцепил" юного технаря Ниниса из "Пао"?

     - Так он его приглашал только на один матч - авансом. Тот еще совсем мальчик, куда ему...

     - Как вам сборная России?

     - Понравилась. Хорошая, быстрая команда. С центром защиты беда, а в остальном все очень симпатично. У нас тут передачи идут футбольные, так ветераны предостерегают: "Бойтесь России, герр Рехагель, она далеко не беспомощна!" И я с этим согласен, и пресса греческая. Не пойму только, где два ваших острых парня, которые играли в Кубке УЕФА? Я смотрел "Зенит" в финале, просто молодцы.

     - Они временно вне игры. А у вас со времен выступлений за "Пахтакор" остались контакты с кем-нибудь из России или из Узбекистана?

     - Нет. Знаю, что зовут в Ташкент и болельщики, и тренеры,  - консул сказал. Я им отправил как-то DVD с нарезкой своих финтов, так они передачу сделали на узбекском ТВ, в студии просмотр устроили. Помнят, приятно. Но я, повторю, аж с 91-го года все никак не выберусь в Союз.

     - Правду говорят, что группа греческих защитников в свое время хотела подавать на вас в суд за то, что вы из них на поле дураков делали?

     - Легенда, конечно. Якобы где-то они собрались и такое сказали. И добавили еще, что у них задница болит, потому что все время на нее падают после моей обводки.

     - И про то, что только у вас, единственного из всех греческих игроков, были персональные фан-клубы не только в Салониках, но и в других городах страны, тоже выдумка?

     - А вот это правда. На Крите был фан-клуб. В Патрах - оттуда по всей стране за мною на автобусах фанаты ездили. В Афинах несколько. Когда "Ираклис" в столицу приезжал, там, где раньше по 20 тысяч на игру собиралось, приходило по 35 - 40. Специально на меня. Даже в Нью-Йорке, где очень большая греческая колония, был фан-клуб. Когда играл там за сборную мира в 84-м вместе с Беккенбауэром, Кемпесом, Киганом, Рошто, видел этих людей, своих персональных болельщиков.

     - Правда, что вас называли "футбольным Нуреевым"?

     - Было такое. Кто первый назвал, не знаю, пресса, наверное. Потом пошло гулять.

     - Никогда не жалели, что уехали в Грецию?

     - Нет. У меня мать гречанка, отец киприот, политические эмигранты. Я родился в Ташкенте, играл за "Пахтакор", в олимпийскую сборную четырежды вызывался. Соловьева отлично помню, Качалина, Николаева, Бескова, у которого я в Лужниках третий гол югославам забил в 75-м. Он говорил, что мой уровень выше чемпионата Греции, но... А в 74-м попал в список 33-х лучших вторым левым нападающим. Первым был Блохин.

     Успел в Союзе 18 голов забить в 77 матчах. Потом уехал, выиграл Кубок Греции через год, в 83-м стал лучшим футболистом страны. Не о чем жалеть в общем-то. Кроме двух вещей. Я не имел возможности играть за сборную Греции, хотя очень этого хотел. Вышел однажды в товарищеском матче против поляков в 76-м, толпа была в восторге. А потом из ФИФА пришло предупреждение: запретить играть за сборную из-за тех самых четырех матчей за олимпийскую команду СССР. Позже я говорил в Салониках с Валентином Гранаткиным, вице-президентом ФИФА. Он сказал: мол, греки виноваты, надо было меня отстаивать.

     И за границей не поиграл - вторая моя печаль. В Афины звали постоянно, не секрет. Но еще и "Лацио" приглашал, "Арсенал", "Порту", "Штуттгарт", нью-йоркский "Космос" - после выступления за сборную мира.

     - Почему же не уехали?

     - "Ираклис" не отпустил. Контракт был так составлен, что я не мог его разорвать, а клуб на мне очень хорошую выручку делал. Прежде всего на билетах: народ меня любил, персональных болельщиков в Салониках очень много было, несколько тысяч ходило только на меня. Так и провел в "Ираклисе" все 15 греческих лет.

     - Как сейчас ваши дела?

     - Отлично. Через месяц - полтора открывается моя собственная футбольная школа в Салониках. 15 гектаров, большое натуральное поле и два средних синтетических, кафе, раздевалки, парковка - все как положено. Люди помнят, государство не забывает. Хотя столько лет уже прошло, как закончил. Горжусь этим, в Греции нет другого такого игрока!

     - Семьей обзавелись?

     - В личной жизни, напиши, все нормально - живу один.

     - Как пережили трагедию с "Пахтакором", разбившимся в авиакатастрофе?

     - Очень тяжело. Уже три с лишним года в Греции играл, но всех одноклубников помнил. Сразу, в 79-м, не выбрался, через год приехал, почтил память.

     - Прогноз на матч Греция - Россия дадите?

     - Скажу - 50 на 50, только зачем тебе это, дорогой? Передай лучше привет всем в России, Узбекистане и вообще в бывшем СССР, кто помнит Васю Хадзипанагиса. И не забудь позвонить, когда в Зальцбург приеду - обязательно встретимся!

 

Olimpbet awards

КХЛ на Кинопоиске

Новости