15 июля 2016, 10:30

Доктор Юра Ильичевссон. Как наш тренер учил Исландию

Виталий Айрапетов
Корреспондент
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
Успех Исландии на Euro-2016 дал повод вспомнить о малознакомой странице истории отечественного футбола. "СЭ" рассказывает об уникальной ситуации – оказывается, в 1978-1979 годах сборную Исландии возглавлял советский специалист.

Юрий Ильичев родился 8 декабря 1927 года. Играл в московских клубах "Строитель", "Локомотив", "Крылья Советов". Из-за тяжелой травмы и операции ему пришлось повесить бутсы на гвоздь уже в 23 года, после чего перейти на тренерскую работу. Сначала в Доме офицеров Севастополя, затем в волжской "Энергии" и, наконец, в костромском "Спартаке".

В 1969 году 42-летний специалист по распределению Госкомспорта отправился в Ирак, где работал со всеми сборными этой страны. Под его руководством молодежная национальная команда в декабре 69-го сумела одержать историческую победу над командой ГДР со счетом 3:0, позже сыграть вничью с Польшей, в финальном матче армейского турнира одолеть итальянцев. Всего же под руководством "доктора Юры", как называли Ильичева в Ираке, его сборные провели 52 матча, уступив в 15 встречах.

Благодаря соцсетям мне удалось списаться с родственниками Ильичева, которые позволили посмотреть на архивы тренера. Вот что впоследствии вспоминал об иракском периоде своей жизни сам тренер: "Поначалу было трудновато. Во-первых, язык (потом-то я в достаточной мере овладел английским), во-вторых, отказ подопечных понимать необходимость интенсивных тренировок. Что касается тактики, то пришлось многому обучать фактически впервые, ибо отсутствовало какое-либо понятие о коллективных действиях на поле…"

ПРИТИРКА, СЕРЕБРО, ТУХЛАЯ АКУЛА

В 73-м начинается новый этап тренерской карьеры Ильичева. Он едет на работу в Исландию и возглавляет клуб "Валюр" из Рейкьявика.

На острове "доктор Юра" столкнулся с той же проблемой, что и в Ираке: необходимо было перестроить тренировочный процесс. Футбол в Исландии являлся любительским. Люди, отработав смену на основной работе, рассматривали игру в качестве хобби. У Ильичева, к примеру, в команде числились и рыбак, и преподаватель.

"Поначалу ребята могли тренироваться только вечером. По традиции такое занятие продолжалось 70 минут, – вспоминал тренер. – Мне удалось убедить футболистов, что этого времени даже при интенсивной работе недостаточно для повышения их мастерства. И мы увеличили объем занятий до двух с половиной часов ежедневно. Во время тренировок я всегда стремился объединить упражнения по физической подготовке с тактическими и техническими задачами, требовал, чтобы, работая с мячом, они решали и определенные тактические задачи".

Сами футболисты настороженно относились к тренеру из СССР. Далеко не всем были по душе новшества в тренировочном процессе. Одни дулись, другие старались отмахнуться, даже организовалась оппозиция. Словом, все шло не так уж и гладко. Убедить человека после рабочего дня в течение нескольких часов переносить нагрузки – довольно рискованная затея.

Здесь, пожалуй, уместно сослаться на воспоминания еще одного советского специалиста, Ивана Варламова, в конце 80-х тренировавшего исландский "Велсингур":

– Помню, подходит ко мне один игрок в разгар сезона и говорит: "Иван, мы с невестой уезжаем в путешествие в Мексику". У меня глаза на лоб! Иду к президенту клуба: "Что такое? Мы же готовились, тренировались". Тот отвечает, что основной доход у игроков в другом месте, футбол для них больше развлечение. Что мне оставалось делать? Игрок, кстати, вернулся через месяц – и с пятью килограммами лишнего веса. И он еще мне рассказывает, как там, в этой Мексике, отдыхал, какое там пиво хорошее… Спрашиваю: "Что ж ты делаешь"? А он: "Я теперь хочу играть".

– Обалдеть, да? – возмущается Варламов. – Человек месяц отдыхал, а теперь рвется на поле. В одной из игр выпустил его на замену на 15 минут. Парень вышел, а через пять минут и выдохся… Вот вам и профессионал. А клуб никак не мог на таких игроков повлиять. Там нужно было все перестраивать, как у нас сейчас, – всю систему.

Ильичеву помогло педагогическое образование – в 1964-м он защитил кандидатскую диссертацию на тему "Формирование у подростков умения ориентироваться в условиях сложной двигательной деятельности". Компанейский, веселый нрав и знание английского языка позволили спокойно воспринимать ситуацию и общаться с исландскими любителями.

Специалист отмечал, что старался заниматься английским, если выпадала свободная минутка: в аэропорту, самолете, поездках, любил болтать с пассажирами. Вот забавная цитата в его дневнике о первом дне в Исландии: "Знакомимся. Немножко небрежно говорю по-английски, чтобы они не проявили своего преимущества".

До игроков в итоге удалось достучаться. Как вспоминает супруга тренера Лариса Николаевна, исландцы говорили мужу: "Юрий, ты единственный русский, которого мы готовы принять". В своих дневниках Ильичев рассказывал, что исландцы просты в общении и гостеприимны. В один из вечеров, когда к нему из СССР приехала супруга, островитяне угостили "иностранцев" знаменитым национальным блюдом. Тренеру пришлось тихо, деликатно попросить жену обязательно попробовать… тухлую акулу.

Стоит упомянуть и о нефутбольных климатических условиях в северной стране.

"Климат там далеко не тропический, – иронизировал Ильичев в своих воспоминаниях. – В шутку говорят, что повальное увлечение исландцев шахматами объясняется непогодой. Большую часть года – дожди, слякоть, а ветры врываются сюда столь сильные и мощные, что в буквальном смысле валят с ног. Вот, дескать, и приходится сидеть дома, коротая время за доской".

Супруга тренера вспоминает свои визиты в Исландию: когда в августе она приезжала на тренировку "Валюра", а поле находилось на берегу океана, дул такой ветер, что, казалось, мяч вот-вот унесет в воду. Не всегда и качество газона было соответствующим.

Работа тренера постепенно начала давать результат. Перед Ильичевым была поставлена задача: либо занять первое-второе место в чемпионате, либо выиграть Кубок страны. Местные эксперты, к слову, прочили подопечным советского тренера максимум 6–7-е место (в высшей лиге в те времена играло 10 коллективов)…

"Валюр" же по итогам сезона-1974 пропустил вперед только "Кефлавик". "Ребята играли уже в более современный футбол, мы получили право выступить в Кубке УЕФА-1974 (в первом раунде еврокубка "Валюр" по итогам двух встреч уступил североирландскому "Портадауну" – 1:2), – вспоминал Ильичев. – Я сделал ставку на присущие исландцам бойцовские качества и физическую подготовку. Северяне гордятся своими даже мельчайшими достижениями, языком и историей. Многие пишут стихи (каждый исландец в душе поэт). Нередко помнят свои родословные на многие века вглубь. У них необыкновенно развито чувство патриотизма. И поэтому своему клубу они не изменяют никогда, поскольку ранее в его составе играли его отец, дед. К слову, команда "Валюр" была основана в далеком 1911 году".

4 июля. Рейкьявик. Болельщики приветствую сборную Исландии, вернувшуюся с Euro-2016. Фото REUTERS
4 июля. Рейкьявик. Болельщики приветствуют сборную Исландии, вернувшуюся с Euro-2016. Фото REUTERS

ЗОЛОТОЙ ДУБЛЬ, НАШЕСТВИЕ СЕЛЕКЦИОНЕРОВ, СБОРНАЯ

В 76-м Ильичеву удалось развить успех, его "Валюр" оформил золотой дубль – выиграл чемпионат и Кубок страны. В следующем году – еще один Кубок Исландии.

В розыгрыше-1977/78 "Валюр" едва не прошел во второй раунд Кубка чемпионов. Победив в первой игре североирландский "Гленторан" (1:0), в ответной встрече исландцы, увы, уступили – 0:2. В розыгрыше Кубка кубков-1978/79 им удалось свести к ничьей встречу с трехкратным чемпионом ГДР, победителем турнира-1974 "Магденбургом" – 1:1. Правда, затем клуб из ГДР одержал уверенную победу.

Во время своего второго контракта с "Валюром" советский тренер помогал английскому наставнику сборной Исландии Тони Наппу. В состав национальной команды на тот момент входили семь подопечных Ильичева. В 1978-м руководители Исландской федерации футбола сделали ему предложение поработать с национальной командой. Новый вызов был принят.

Если обратиться к статистике, то под руководством Ильичева исландцы особенных успехов не добились, проиграв все официальные матчи и сведя к ничьей три товарищеские встречи – с США, Данией и Швецией. Но прежде всего нужно учесть, что в соперниках по отборочной группе у островитян оказались более чем крепкие Польша, Голландия и ГДР.

Наставник видел в игре подопечных и немало положительных моментов.

"Каких-либо сенсационных результатов ожидать было трудно, но удовлетворение от работы у меня осталось, – вспоминал Ильичев. – Как тренер я рассчитывал на локальный успех, который в значительной мере предопределялся возможностью использования в отборочных матчах максимального количества исландских футболистов-профессионалов, выступавших в зарубежных клубах, ввода в состав способной молодежи и проведением оптимального количества тренировок накануне игр. Команда, как мне кажется, показывала вполне зрелый футбол. К примеру, в Голландии мы проиграли 0:3, но заслужили немало комплиментов от прессы и специалистов".

Ильичев прививал команде атакующий стиль, исландцы старались действовать на встречных курсах с заведомо более сильными соперниками.

"Убедил футболистов в том, что игра от обороны в матчах с такими соперниками, как Голландия, Польша, ГДР, нам ничего дать не может, – считал Ильичев. – Разве что разность мячей будет почетней. Поэтому и был выбран стиль, при котором подопечные получают удовлетворение, а публика удовольствие".

При этом на первый план выходили даже не тактические моменты, а скорее волевые, бойцовские качества, коллективные действия.

"Они любят жесткую игру, особенно в отборе мяча, отлично играют головой. По возможности стараются действовать по принципу "Все в обороне – все в атаке". Если команде удается открыть счет, она способна на многое".

В то же время специалист отмечал, что подопечные, как правило, не могли сохранять концентрацию всю игру. Их обычно хватало на 70 минут: "Первый тайм мы могли провести на равных с любым соперником (в четырех из восьми проигранных матчей исландцы действительно пропускали только после перерыва. - Прим. "СЭ"). Беда нас обычно поджидала где-то на 70-й минуте. Пропускали мяч – следовало короткое замешательство, чем пользовался противник…"

Подводила исландцев и "физика" – сказывались укороченные тренировки в клубах.

Еще один принципиальный момент, оправдывающий неудачи национальной команды, заключался в кадровом голоде.

"Мину" Ильичеву заложило… довольно успешное выступление Исландии в Европе в 1975-1976 годах, когда были одержаны победы над ГДР, Фарерскими Островами, Норвегией и Люксембургом. Это объяснялось тем, что все футболисты, за исключением двоих, выступали за местные клубы и находились под постоянным наблюдением тренеров.

После ряда громких результатов исландскими игроками заинтересовались команды из Бельгии, Голландии, Швеции, Дании, ФРГ. Нашествие селекционеров началось в 1976-1977 годах. В этот период ведущие футболисты покидали свой чемпионат. Устоять от приглашений было сложно, так как предлагались весьма выгодные контракты. В Исландии не было профессионального футбола, и соглашения заключались между игроком и клубом, минуя исландскую федерацию.

Федерация не имела юридического права на приглашение своих игроков в сборную из-за рубежа. Клубы неохотно отпускали исландцев в национальную команду.

"Те, кому удавалось получить такое разрешение, поступали в мое распоряжение в лучшем случае за два дня до игры, причем, как правило, после напряженного матча и довольно долгой дороги, – грустно констатировал Ильичев. – Практика подписания контрактов путем прямого контакта принесла исландскому футболу непоправимый ущерб. В связи с уходом ведущих футболистов часть клубов сдала свои ведущие позиции, рост исландского футбола приостановился, так как молодежи не у кого было перенимать опыт, возникли серьезные организационные трудности при подготовке к официальным играм".

Тем не менее надо признать, что под руководством Ильичева местная молодежь значительно прибавила. Тренер сработал на перспективу. Кроме того, ряд футболистов получили приглашения из-за границы. После проигранного матча Голландии (0:3) сразу шестерых (!) позвали профессиональные зарубежные клубы, они уехали прогрессировать, чтобы в 80-е регулярно приезжать в национальную команду.

В 1980-м Ильичев вернулся на родину, занимался преподавательской деятельностью в вузе, работал на кафедре физического воспитания. Связи с островом не утратил. Юрия Петровича нет уже 28 лет (он ушел из жизни в феврале 1988-го), а его супруга Лариса Николаевна до сих пор посылает и получает открытки от знакомых исландцев.

"СЭ" благодарит родственников Юрия Ильичева – супругу Ларису и внучку Наталью за предоставленные материалы и помощь при подготовке статьи.

Olimpbet awards

КХЛ на Кинопоиске

Новости