У полицейского один гол, у пожарного - шесть
На юге Пиренейского полуострова – там, где красавица-Европа едва не касается Африки – возвысилась полукилометровая скала Тарик. По одной римской легенде, гору создал сам Геркулес: вместо того чтобы взобраться на Атласские горы, герой пробил себе путь насквозь и создал два столба, которые позже нарекли его именем. А между этими столбами сформировался Гибралтарский пролив.
Десятки веков спустя у подножия Тарика образовалось крохотное государство с населением примерно в восемь раз меньше подмосковных Химок – зависимое, однако, от британского монарха. И возжелал этот кусочек земли свою футбольную сборную. Суровые мужи из УЕФА долго противились позывам миниатюрной державы, но 24 мая 2013 года сдались: на XXXVII конгрессе УЕФА подавляющее большинство согласилось принять в семью 54-го члена. Против были только Испания, уже более трех веков оспаривающая скромные гибралтарские земли с Великобританией, и (почему-то) Белоруссия.
На самом деле история футбольного Гибралтара начинается раньше, чем вы думаете. Летопись гласит, что карликовая сборная провела первые два матча еще в 1923 году – оба проиграла "Севилье". Счета утрачены, но едва ли поражения были минимальными. Гибралтар неоднократно участвовал в Островных играх – неофициальном турнире, в котором соревнуются островные государства. Как туда попал формально неостровной Гибралтар, неясно, но в 2007-м он на Родосе выиграл титул чемпиона Игр, разгромив в финале хозяев – 4:0.
Одним из тех, кто в тот день шипами собственных бутс написал золотую страницу истории Гибралтара, был Ли Кашаро – офицер королевской полиции. Он первый парень на деревне: 12-кратный чемпион страны в составе "Линкольн Ред Импс" ("Красные чертенята Линкольна") и спортсмен 2012 года в Гибралтаре. Да-да, существует такая премия.
Гибралтарец Ли КАШАРО и шотландец Скотт БРАУН. Фото - REUTERS
Офицер Кашаро в минувшее воскресенье окончательно утвердился в ранге Месси сельского пошиба, сравняв счет в гостевом матче со сборной Шотландии. Этот гол затмил все шесть мячей, которые в итоге отгрузили хозяева. Еще бы, ведь сборная Гибралтара впервые забила гол в официальной встрече. Это круче, чем все 12 подвигов Геракла вместе взятые.
Голевую передачу на Кашаро сделал Арон Пайас – адвокат ведущей юридической службы Гибралтара. Кроме того, в расширенном списке сборной есть электрик, таможенник, дипломированный биолог, кладовщик, экспедитор и пожарный – кстати, голкипер. Возможно, гибралтарцам стоит поставить в ворота таможенника – наверняка ведь станут пропускать меньше.
Есть в стране и те, кто зарабатывает на жизнь исключительно футболом. Все они – основные игроки сборной. Лиам Уокер прошлый сезон провел в израильской "Бней-Йегуде", Скотт Уайсмэн месяц назад в составе "Престона" противостоял самому "Манчестер Юнайтед" в Кубке Англии. Джек Гослинг вместе с "Бристоль Роверс" сражается за победу в пятом по силе дивизионе Англии, Адам Пристли двумя этажами ниже защищает цвета "Фарсли".
Некоторые из них в Гибралтаре были от силы раз десять – Пристли, например, всю карьеру играет в Англии и лишь год назад благодаря совету друга оказался на южном краю Европы. Правда, на Гибралтаре он пока так и не сыграл. В стране лишь один стадион – пятитысячная "Виктория", на которой проводятся все матчи как первого, так и второго дивизионов. В день – не больше двух матчей, иначе газон не выдержит. Арена, кстати, находится буквально за углом от взлетно-посадочной полосы гибралтарского аэропорта. То есть теоретически гости сборной Гибралтара могли бы переодеваться на игру непосредственно в самолете – и входить на одно поле (футбольное) прямиком с другого (летного). А еще из-за геодезических особенностей гибралтарского перешейка здешняя ВПП… пересекает шоссе, соединяющее Гибралтар с Испанией. Так что во время взлета или посадки самолетов автомобильная дорога перекрывается шлагбаумами точь-в-точь как на железнодорожном переезде.
В нижней части кадра - запасное поле стадиона "Виктория", в верхней - уже Испания.
Но УЕФА взглянула на это безобразие – и запретила проводить на "Виктории" международные матчи. Приходится Гибралтару принимать гостей на стадионе "Алгарве" в португальском Фару (здесь, к слову, сборная России провела два матча на Euro-2004). Это ближайший к Гибралтару подходящий стадион. Если, конечно, не считать недружественную Испанию.
Как ни стремятся потомки Сервантеса вернуть себе крохотный мыс на южной оконечности Пиренейского полуострова, он остается британским. И будет оставаться, по преданию, до тех пор, пока по Тарику ползают полудикие обезьяны – маготы, являющиеся единственными приматами (не считая людей, разумеется). Судя по всему, перемены грядут нескоро – наших "предков" на горе четверть тысячи. Но УЕФА все равно перед началом жеребьевки отборочного этапа Euro-2016 на всякий случай развел Испанию и Гибралтар по разным группам – мало ли что.
Вчера. Глазго. Сборная Гибралтара перед историческим поединком с шотландцами. Фото - AFP
Забавно, но именно эти две сборные судьба изначально свела вместе. Но жесткая рука УЕФА насильно отправила Гибралтар в группу к Германии. Вот так, сразу новичок попал под чемпиона мира. Но дети Геркулеса восприняли решение чиновников с юмором. Вратарь сборной Гибралтара Джордан Перес перед началом ноябрьской встречи с Германией пошутил: "Я буду доволен, если мы пропустим меньше семи голов. Тогда можно будет сказать, что мы лучше сборной Бразилии". Лучше. Гибралтар уступил с достоинством – 0:4.
Жаль, что на чемпионат мира в России озорные и гордые работяги с юга Европы, по всей видимости, не попадут: ФИФА в сентябре 2014-го, в отличие от УЕФА, отказалась принимать в свои ряды Гибралтар. Хотя шанс еще остается: местная Федерация футбола уже подала апелляцию в Спортивный арбитражный суд. Если уж Геркулес умерщвлял Лернейскую гидру, то и его наследники справятся с вступлением в ФИФА.