"В 90-м этих отморозков сбрасывали в море". Как правильно бороться с хулиганами
EURO-2016. Группа B. Матч №4. АНГЛИЯ – РОССИЯ – 1:1
Англичане три дня громили Марсель. Под аккомпанемент местных арабов и российских верзил. Правых и виноватых искать бесполезно: все "хороши". Одно очевидно: французская полиция и власти города сработали ужасно. Потоки толком не разделялись, продажа алкоголя никак не контролировалась.
Хулиганы почувствовали власть, и этого оказалось достаточно, чтобы воцарился хаос. Чем это обернется для России, чьи фанаты не угомонились даже на стадионе, – другой вопрос. Но можно ли было избежать всего этого кошмара или хотя бы минимизировать последствия? Очевидно, что да…
…1990 год. Италия. Остров Сардиния. Город Кальяри. Когда местные власти узнали, что все три матча группового турнира чемпионата мира сборная Англии проведет у них, их охватил ужас. Волосы чиновников встали дыбом.
Легко понять, почему. В 85-м году после страшной трагедии на бельгийском стадионе "Эйзель" английские клубы отстранили от участия в еврокубках на пять лет. И сборная оставалась единственной отдушиной для фанатов. А ведь тогда они еще были в соку, их еще не искоренили строгими законами.
Так вот на Сардинию из Англии самолетами и паромами отправились десятки тысяч человек. Да еще соперники попались британцам взрывоопасные: Ирландия, Голландия и Египет. Но серьезных потасовок в итоге не было.
Как их предотвратили? Для начала мощную подготовительную работу провели сами англичане. Дуги Бримсон, летописец футбольного хулиганизма, в своей книге писал: "Правительство приняло ряд мер, направленных на то, чтобы удержать от поездки на чемпионат болельщиков, имеющих судимость за хулиганство. Акцент был сделан на ограничениях при продаже билетов. Выездной клуб поддержки сборной Англии в свою очередь заявил, что билеты получат только те члены, чья благонадежность будет тщательным образом проверена. Понятно, что те, кто уже попадал в участок за противоправные действия на выезде, и даже те, кто предпочитал путешествовать сам по себе, "пролетали". А итальянские власти объявили, что никто не получит билеты, если не позаботится о жилье, так как спать на улицах в Италии не разрешается".
Правда, когда 2000 билетов не были раскуплены, итальянцы заявили, что будут продавать их на входе, что обессмысливало все меры, принятые против хулиганов. Местная полиция не имела понятия, какие сектора займут английские фанаты.
Возникли и другие сложности. В январе мэр Кальяри ввел запрет на продажу алкоголя в городе в течение 72 часов "вокруг матча". Однако в мае под давлением владельцев местных баров было принято решение не продавать алкоголь только в день матча.
Зато положительно сказалась на обстановке широкомасштабная кампания в итальянской прессе, которую всецело поддержало британское правительство, заявившее, что всех совершивших правонарушение во время чемпионата ждет суд и тюремное заключение. Причем не на родине, а в Италии.
А еще итальянцы сделали вот что. Как вспоминает обозреватель Calciomercato Марко Бернардини, за несколько месяцев до турнира в местную мэрию пришел факс из Лондона за подписью самой Маргарет Тэтчер. В нем прямым текстом говорилось, что принимающая сторона получает полную свободу в борьбе с хулиганами. В том числе Англия не имела ничего против жестких мер.
И на Сардинии их приняли. Причем подошли к делу творчески. Город к приезду англичан был наводнен крепкими молодыми людьми со всего острова, а с большой земли подвезли обученных солдат. Отборные качки прогуливались по городу под видом простых местных жителей. И как только группки пьяных англичан пытались устроить какие-то конфликты, их тут же обезвреживали. Символично, что местом сбора приезжих фанатов в Кальяри, как и в Марселе, был порт. Так вот самых неугомонных англичан перед матчем с Голландией показательно… сбрасывали в море! Из Лондона никто и не думал протестовать. Более того, итальянцев поблагодарили.
Понятно, что сейчас во Франции основной упор был сделан на борьбу с терроризмом. О хулиганах в какой-то степени просто забыли. Но оправданием это точно быть не может. Скорее, наоборот. Ведь чем свободнее чувствуют себя ультрас, будь то английские, российские, польские или турецкие, тем больше вероятность, что этим нарастающим хаосом воспользуется кто-то еще. Не дай Бог, конечно.