Марш-бросок сибиряков и чилийца в Казань под водку и коньяк
Игорь РАБИНЕР из Казани
Из Тушина с матча Россия – Португалия – прямиком на Казанский вокзал в поезд, отправлявшийся в 23.38 в столицу Татарстана. Такой путь проделал далеко не я один. Кому не хочется вживую посмотреть и наших против Криштиану, и на следующий же день немцев против Чили!
Вот и в моем купе оказалось двое болельщиков сборной России, Сергей и Александр, сдружившиеся еще много десятилетий назад в родном Кемерово. Сейчас им в районе 60, они при серьезных должностях, один в свое время налетал не один десяток тысяч километров пилотом, другой – 20 лет строил БАМ. Но прямо в купе скандировали: "Игорь Акинфеев!" с юношеским задором.
А четвертым в нашем купе оказался 22-летний чилиец Гонсало. Их, чилийцев, в этом поезде вообще было чуть ли не большинство. Он с отцом и братом тем же утром завершил 21-часовой перелет в Россию транзитом через Париж и Амстердам. В первом в отеле посмотрел стартовый матч своей команды против Камеруна, а во втором... Ладно, об этом история умалчивает.
Представьте, студент первый раз выехал за пределы Чили – и сразу через полмира в Россию! Такой подарок и ему, и отцу сделал брат, который, судя по всему, неплохо чувствует себя в этой жизни. Образован парень, чувствуется, недурно – по крайней мере историю своей страны знает (с нашей похуже – фамилию Юрия Гагарина, например, услышал впервые). Когда мои пытливые россияне-попутчики начали через меня расспрашивать немного говорившего по-английски Гонсало, на чьей он стороне из былых лидеров Чили – коммуниста Сальвадора Альенде или диктатора Аугусто Пиночета, он тут же заявил: "Оба – ужасны. Но Пиночет хуже. Он убивал людей пачками".
Происходили все эти диалоги, естественно, не без определенных напитков. Сибиряки, люди матерые (Александр все время называл Сергея: "Биг Босс!", и Гонсало эту иерархию сразу признал), к поезду подготовились как полагается – колбаска, сырок, хачапури и все, чем эту закуску можно запить. Наш новый чилийский друг – благо, отец с братом были в другом купе – не отказался ни от баночки пива, ни от водки, ни от купленного вслед за тем коньячка. Знакомство с Россией вышло у него вполне аутентичное. Разумеется, за счет принимающей стороны. И когда в Казани мы прощались, он сказал мне: "Какие хорошие люди у вас в России!"
А проводницы, в свою очередь, восхищались иностранцами (в вагоне и немцы тоже были). "Какие они все законопослушные! Сказали им – курить нельзя, они мнут в руках пачки, но не курят. Наши бы давно наплевали: поддали – и дымить. С этими – ни одного эксцесса за все дни".
Сам поезд, правда, особой презентабельностью не отличался. Когда я узнал, что вагоны выпущены в 1993-м – честно говоря, поверил не вполне. Выглядят они примерно вдвое старше. Биотуалетами не оснащены – все по старинке, и иностранцам, конечно, было слегка диковато, что открывались эти малосимпатичные заведения, кажется, через 40 минут после отправления из Москвы, а закрывались – и вовсе за 50 до прибытия в Казань. Впрочем, в Чили, как сообщил нам Гонсало, железнодорожного сообщения между городами нет вообще. Только метро в его родном Сантьяго.
Выяснилось, что такие обшарпанные вагоны в нашем распоряжении оказались не случайно. Поезд, которым я ехал, – регулярный, за деньги, и на такие маршруты на период Кубка конфедераций вместо новых вагонов компания "РЖД" предоставила старые – нет, не то чтобы списанные, но недалеко от того. А все новые ушли на дополнительные бесплатные поезда для болельщиков – в основном зарубежных. Впрочем, и в платных иностранцев оказалось много. В случае с Гонсало – потому что паспорт болельщика он и его семья и друзья получат уже в Казани, а без него на бесплатные билеты рассчитывать было нечего.
"Ты знаешь, кто такой Эдсон Арантес ду Насименту?" – грозно вопрошал чилийца Биг Босс, которого Георгий Ярцев назвал бы, как в свое время Александра Панова, человек-радио – рот у него не закрывался ни на секунду. Парень от столь длинного буквосочетания пугался. Сергей объяснял, что речь о Пеле. Гонсало, оценивая Короля футбола, указывал куда-то высоко вверх. Затем, на контрасте, Диего Марадону – вниз. А когда речь заходила о Криштиану, кривил лицо и жестом отправлял его вообще куда-то в сторону.
Некоторые взгляды Гонсало на футбол оказались для чилийца довольно неожиданными. Я думал, что там все боготворят аргентинца Хорхе Сампаоли, с которым эта сборная впервые выиграла Кубок Америки (теперь он, отработав сезон в "Севилье", возглавил аргентинцев). А услышал следующее: "Нет, он, конечно, крутой тренер, и у Аргентины все с ним будет хорошо. Но мы его не любим. Для него главное – деньги. Срубил их у нас – поехал в "Севилью". Теперь будет "раздевать" Федерацию футбола Аргентины. Многие из нас плюют ему вслед".
Вот это мне, признаться, не было понятно. Какая разница, сколько человек зарабатывает, если он делает свое дело? И не сам же себе он эти деньги, в конце концов платит. Как мы знаем из Ильфа и Петрова, согласие есть продукт при полном непротивлении сторон. Понимаю еще, когда казанские болельщики – уж коль скоро мы едем именно туда, грех не вспомнить – недовольны Хави Грасией, который сорвал джек-пот, за сезон ничего не добился, а теперь, получив "вкусную" неустоечку за разрыв 4-летнего контракта после первого сезона, с легкой душой отбыл восвояси. Но к Сампаоли-то какие претензии могут быть? Впрочем, чего-то серьезного мы можем и не знать...
А вот Алексиса Санчеса и Артуро Видаля наш попутчик хвалил. Хорошие, говорит, не только футболисты, но и люди. На таких можно положиться. Гонсало не сомневался, что ему будет на что смотреть вплоть до последнего дня турнира, и Чили победит.
Ну а мой рассказ о том, что в случае первого места в группе их команда в полуфинале сыграет в Сочи, и он сможет там искупаться в море, вызвало у чилийца явное одобрение. Ведь все Чили – это фактически сплошная длиннющая прибрежная полоса, и море для чилийца – родная стихия. "На север нашей страны не езжайте, на юге намного лучше", – посоветовал он Биг Боссу, сразу же изъявившему желание посетить Чили. "Остановитесь у меня дома!" – тут же с энтузиазмом сообщил всем нам троим Гонсало. Вот что такое – южноамериканское гостеприимство. Ответное на российское.
У этого парня воспоминания о России останутся явно более теплые, чем у того чилийского журналиста, которого домодедовский таксист "обул" на 50 тысяч рублей. Хорошо, что полиция не оплошала...