Кристиан Карамбе: "В России есть футбольные таланты, но им не хватает характера"
Уроженец Новой Каледонии, французской территории в Тихом океане, 45-летний Карамбе не раз бывал в России. Вспомнил, как мы беседовали ровно семь лет назад, когда он приезжал на февральский турнир ветеранов "Кубок легенд". Тогда, говоря о своей карьере игрока, Кристиан в шутку признался, что сожалеет об отсутствии в своем послужном списке титула чемпиона России.
– У меня сохранились прекрасные воспоминания о поездке в Москву еще в 1994 году с "Нантом" на матч с командой из Камышина ("Текстильщиком". – Прим. А.П.), – сказал Карамбе. – Потом приезжал то со сборной Франции, то на турнир для ветеранов. На этот раз играть не буду. Прилетел по линии ФИФА для пропаганды предстоящего в будущем году Кубка конфедераций. Ведь России предстоит впервые провести и этот турнир, и чемпионат мира, который должен послужить дальнейшему развитию в стране футбола.
– Для меня Россия – большая футбольная нация. Достаточно вспомнить, что Советский Союз первым выиграл в 1960 году Кубок Европы, что сравнительно недавно Кубок УЕФА брали ЦСКА и "Зенит". Чемпионат России теперь открыт всему миру. В нем выступают известные зарубежные футболисты, его можно повсюду увидеть.
– И вы пользуетесь этой возможностью?
– Иногда. Смотрю ключевые матчи с участием тех же ЦСКА и "Зенита", московские дерби. А Россию, честное слово, обожаю. Нравятся ее просторы, красивая архитектура. Уверен, что она будет готова к проведению и Кубка конфедераций, и чемпионата мира.
– Вам успели показать, как продвигается подготовка?
– Нашей делегации еще только предстоит посещение некоторых объектов, но знаю, что в ФИФА очень довольны тем, что делается.
– Вы ведь были победителем Кубка конфедераций в 2001 году, так что можете судить об этом турнире по собственному опыту?
– Да, тогда мы выиграли групповой турнир в Корее (разгромив хозяев и мексиканцев, Франция потерпела поражение от Австралии – 0:1. – Прим. А.П.), одолели в полуфинале Бразилию и, наконец, красиво взяли верх над командой Японии. Причем в Йокогаме.
– Считаете этот турнир полезным?
– Конечно. Россия и ее города получат возможность самовыразиться и проверить себя. Гости, в свою очередь, будут понемногу узнавать страну будущего чемпионата мира, ее культуру, историю, сегодняшний день. Игроки смогут обрести уверенность в матчах с серьезными соперниками, коими являются победители чемпионатов в различных конфедерациях. Кому-то предоставится шанс проявить себя и закрепиться в составе. Ведь уровень турнира достаточно высок, а разнообразие стилей и тактических подходов при участии команд с разных континентов обычно обеспечивает зрелищность. Наконец, средства массовой информации будут рассказывать о России, о том, насколько она готова к чемпионату мира.
– Пять из восьми участников известны. Это Россия, Германия, Чили, Австралия и Мексика. Осталось узнать, кто будет представлять Европу, как победитель ее первенства, а также Африку и Океанию. Новая Каледония может победить в Кубке конфедерации футбол Океании?
– Надеюсь на это. В Бразилии в 2013 году выступала сборная Таити, победившая в финале Кубка Океании с минимальным счетом как раз Новую Каледонию, хотя в полуфинале наши вышибли Новую Зеландию. На Кубке конфедераций команда Таити очень старалась, но любителям далеко до профессионалов. В Океании только Новая Зеландия может собрать команду из профессионалов, привлекая футболистов из европейских клубов и Австралии.
– Часто бываете в Новой Каледонии?
– В последний раз был в декабре. Там же родители и почти все мои братья и сестры, кроме тех, что учатся в материковой Франции.
– Вычитал, что вас у родителей 18 детей.
– Точно.
– И как же чувствует себя футбол Новой Каледонии?
– Нужно еще выстроить систему сборных команд, в которых велась бы подготовка кадров для национальной команды (будучи частью Франции, Новая Каледония, тем не менее, является членом ФИФА и выступает в соревнованиях под ее эгидой. – Прим. А.П.). Это небыстрый процесс. Но мы надеемся снова побить Новую Зеландию, и, если удастся, попасть на чемпионат мира в России.
– Вас не приглашали возглавить сборную?
– Хотел бы помочь федерации, но я уже работаю в пирейском "Олимпиакосе". Занимаю пост советника клубного президента.
– Не подумывали пригласить в клуб кого-то из российских футболистов?
– Это область деятельности Олега Протасова. Лично мне россияне нравятся. Видел команду в деле на прошлом Euro в Польше, иногда, как уже говорил, смотрю матчи вашего чемпионата, уровень которого весьма высок. В России есть футбольные таланты. Глядя на них по отдельности, даже приходишь к выводу, что они умеют все и располагают достаточным уровнем технического мастерства и видением футбола, чтобы играть в "Реале" или "Барселоне". Не хватает характера, чтобы сделать еще один шаг. Надеюсь, на домашнем Кубке конфедерации и чемпионате мира они смогут проявить себя больше, чем до сих пор.
– Как вам динамовский период Матье Вальбуэна?
– Знаю, что первые матчи он провел очень хорошо, стал одним из лидеров клуба, а потом сдал. Естественно, ему хочется попасть в сборную Франции и сыграть на домашнем Euro. Вот он и вернулся на родину. Задумался о сборной – это нормально.
– Франция видится вам одним из фаворитов предстоящего летом турнира?
– Да, потому что он пройдет в нашей стране. Но есть и другие очевидные фавориты – Германия и Испания. Все-таки действующие чемпионы мира и Европы.
– Можно ли сравнить сегодняшнюю французскую сборную с той, в которой играли вы?
– А зачем? По-моему, поколения вообще не стоит сравнивать. Точно так же вам будет трудно сопоставить команду 1960 года и ту, дасаевскую, игравшую против Голландии в финале Euro-88.
– Тем более, что она была в основном украинской.
– Правда? (Смех.) Не знал. Так или иначе, тогда она была советской, не так ли? Речь, впрочем, о том, что у каждого поколения своя манера игры и свои кумиры. Как сравнивать Марадону и Месси, Пеле и Неймара?
– Спросим иначе. Вам нравится сегодняшняя сборная Франции?
– Да. Погба, Матюиди, Жиру, Бензема, если вернется в команду, – все это интересные футболисты. Надеюсь, что они преподнесут приятный сюрприз и выиграют Euro у себя дома.
– Позволю себе задать вопрос еще про одного вашего соотечественника – Мишеля Платини. Что вы думаете о его дисквалификации на восемь лет?
– Это был шок. Теперь правосудие должно пролить свет на все, что случилось. Нам же остается ждать развития событий, сосредоточив внимание тем временем на футболе и предстоящем чемпионате Европы.
– Если бы вы голосовали 26 февраля на выборах президента ФИФА, то кого поддержали бы?
– Русского, но его среди кандидатов нет (смех). Если серьезно, надеюсь, что среди пятерых найдут человека, который смог бы крепко взять бразды правления в свои руки и обеспечить всем понятную обстановку прозрачности. Это необходимо, потому что, к сожалению, многие считают сегодня ФИФА коррупционной системой.