28 апреля 2018, 15:00

Фернанду Сантуш. Инженер успеха

Филипп ПАПЕНКОВ
Корреспондент
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
"СЭ" совместно с Cordiant продолжает рубрику "Тренеры комфорт-класса", в которой мы рассказываем о специалистах, которые создают уникальную и в тоже время комфортную атмосферу в своих командах. На очереди главный тренер сборной Португалии Фернанду Сантуш. Представляем необычную историю чемпиона Европы-2016 от первого лица.

Он тренировал все три великих португальских клуба - "Порту", "Спортинг", "Бенфику" и выигрывал с "драконами" чемпионат страны в 1999-м, португальские Кубки и Суперкубки.
Он работал со всеми греческими грандами кроме "Олимпиакоса" - АЕК, "Панатинаикос", ПАОК - и брал Кубок с афинскими орлами в 2002-м.

Сантуш стал настолько своим для греков, с ним настолько комфортно работалось местным футболистам, что в 2010-м возглавил их сборную и стал идеальным наследником Отто Рехагеля. Побеждая в решающих матчах благодаря расчетливой, оборонительной тактике, Греция прослыла командой пиратов и выходила в плей-офф на двух крупных турнирах подряд: сначала огорчила Россию с Диком Адвокатом на Euro-2012, а затем на чемпионате мира в Бразилии сломила таких морских волков как ивуарийцы Яя Туре и Дрогба.
После поражения в 1/8 финала ЧМ-2014 от Коста-Рики помятый на вид Сантуш отправился в свободное плавание, а потом, наконец, принял сборную родной страны и привел ее к историческому золоту чемпионата Европы. Причем попутно доказал, что Португалия - это не только Криштиану Роналду и десять "ноунеймов": в финале против хозяев французов супермэн из "Реала" получил травму и со слезами на глазах досматривал матч со скамейки. Сначала это были слезы боли и страха, а потом - счастья и благодарности партнерам и рулевому.
Поразительно: долгое время Сантуш даже мысли не допускал, что станет тренером.

НА ФУТБОЛЕ С ПЕЛЕНОК

- Я коренной лиссабонец. Родился 10 октября 1954 года. Вырос в районе Пенья-де-Франса. Помню, как играл в футбол в грязи за бараками на улице Сападорес. Мой отец торговал автозапчастями. Мама была домохозяйкой. Они очень любили друг друга и были вместе до конца своих дней.
Я не мог не полюбить футбол. На первый свой матч я попал, когда мне было полтора месяца! Родители настолько обожали "Бенфику", что даже мое рождение не могло остановить их от похода на стадион. Мама рассказывала, что из-за посещений матчей в холодную погоду она перестала кормить меня грудью раньше положенного. Вот такая любовь...

Позднее, когда меня пригласили тренировать "Порту", я долго думал о том, как бы к этому отнесся отец. Ведь "Порту" и "Бенфика" - враги. Но пришел к выводу, что он гордился бы мной и был счастлив. Когда звали в "Спортинг" было уже проще решиться. И хотя часть фанатов "Бенфики" обвиняла меня в предательстве, припоминая работу во вражеских клубах, я убежден, что моя совесть чиста. Тренер - не сентиментальная девочка. Он должен выполнять работу как профессионал, и честно отрабатывать свои деньги. Когда я тренировал "Порту", то ненавидел "Бенфику". И наоборот.

ФЕРНАНДУ САНТУШ. Фото REUTERS
ФЕРНАНДУ САНТУШ. Фото REUTERS

ПАПА БЫЛ ПРАВ

- Звездного игрока из меня не получилось. Наверное, потому что серьезно заниматься я начал довольно поздно. Только в 15 лет. Причем первое время я был вратарем, как папа! Помню, как-то пришел с  тренировки с разорванными штанами и заявил, что больше играть в воротах не желаю. Стал играть в защите. И потихоньку втянулся, проявлял себя в турнирах между школами. В один прекрасный день меня 17-летнего заметил тренер из школы "Бенфики", пригласил. Но к тому моменту я уже поступил в институт на инженерный факультет. Всегда любил математику. И уже всерьез решил, что футболиста из меня не получится. Но в "Бенфике" убедили, что мне стоит попробовать, взяли на себя расходы на учебу и платили небольшую, но достойную для юноши зарплату.

Однако когда я пришел домой, папа не был рад. И даже хотел запретить мне ходить на тренировки, утверждая, что я не выдержу конкуренцию и останусь ни с чем - без карьеры и без образования. В какой-то степени он оказался прав: я не сумел пробиться в первую команду "Бенфики", там было слишком много по-настоящему талантливых ребят. В итоге меня отправили в скромный "Эшторил" - клуб с побережья, который играл в то время во второй лиге. Но я благодарен судьбе, что все сложилось именно так.

РАБОТА В ОТЕЛЕ

- Городок Эшторил стал мне родным. Мне там уютно и комфортно. Я играл за желто-синий клуб с 73-го по 87-й год с маленьким перерывом в 80-м - провел сезон на Мадейре за "Маритиму". А потом с 87-го по 94-й был в "Эшториле" тренером.

Правда, так получилось, что инженерное дело я все равно не забрасывал. Ключевым стал год на Мадейре. Я уехал туда почти сразу после свадьбы, с маленькой дочкой. Условия предложили хорошие. Но там я понял, что не получаю истинного удовольствия от каждодневных тренировок и изнурительных сборов. Мне этого было мало. А потом родители попали в аварию в Лиссабоне, им нужна была моя помощь. И я воспринял это как знак. Вернулся. И стал управляющим по технической части в отеле "Паласио" в Эшториле. Эта гостиница стала для меня со временем как родной дом. Я знал каждый ее уголок, каждую деталь в проводке, в трубах. Поначалу играл и работал одновременно, но со временем стал все больше времени уделять не футболу, а отелю. Первое время не хватало опыта: в вопросах сантехники, мебели порой чувствовал себя полным болваном. Но втянулся. А еще, завершая карьеру игрока, параллельно учился. Получил степень бакалавра технического инженера телекоммуникаций и электроники в Лиссабонском институте.

ФЕРНАНДУ САНТУШ. Фото REUTERS
ФЕРНАНДУ САНТУШ. Фото REUTERS

ДЕЛО СЛУЧАЯ

- Как же я стал тренером? Совершенно случайно. Я предложил президенту "Эшторила" посмотреть в деле моего крестника Антонио Фидальго. Тот согласился, но при условии, что я присмотрю за ним, помогу советом. У парня все получилось, он провел шикарный сезон. И президент попросил меня продолжить работу еще на полгода. Но уже не в качестве ассистента, а в роли главного. В итоге это растянулось на шесть лет. Я втянулся. В народе все чаще стали говорить о необычном парне, который совмещает тренерство с работой инженера. Мне все интереснее было проявлять себя во главе команды, я стал этим жить. Мы вышли в высшую лигу.

УВОЛЬНЕНИЕ КАК ВЫЗОВ

- В 94-м меня уволили из "Эшторила". Это был большой удар. И я снова решил, что пора завязывать с футболом. В день, когда мне объявили об отставке, пришел домой подавленным, ни с кем не хотел разговаривать... У меня есть подруга Патрисия. Когда-то она восемь месяцев пролежала в коме, пришла в себя, но навсегда прикована к инвалидному креслу. И она позвонила в тот день. Сначала я со злости резко сказал жене, которая попросила меня подойти к телефону: "Не сейчас!" Но жена убедила ответить. И Патрисия сказала: "Я с тобой, не грусти". Эта фраза все изменила. Спасибо Патрисии. Я понял, что мое увольнение - ерунда, ведь у меня есть жена, дети, дом, здоровье, что в все в моей жизни комфортно. В тот момент я сказал себе: "Будь сильнее!" И стал ближе к Богу.

ФЕРНАНДУ САНТУШ. Фото REUTERS
ФЕРНАНДУ САНТУШ. Фото REUTERS

НЕ ВЕРИЛ, ЧТО ЗОВУТ В "ПОРТУ"

- А потом было приглашение из "Эштрелы", ради работы в которой пришлось окончательно попрощаться с отелем. Но у меня до сих пор отличные отношения с управляющим "Паласио", я люблю заезжать сюда в гости, спускаюсь в подвал, захожу на кухню, в мастерскую. Мне всегда готовы предоставить бесплатный номер. Ностальгия...
После четырех лет в "Эштреле" меня позвали в "Порту". Когда президент "драконов" позвонил первый раз, я решил, что это шутка. Но после нескольких бесед осознал, насколько все серьезно. Это был вызов для нашей семьи. Мы решили не дергать детей из школы, они с женой приезжали ко мне на выходные. Первое время постоянно думал об отце, который умер незадолго до моего назначения. Постоянно вспоминал любимый отель.
Быстро ощутил на себе, что такое давление большого клуба. В "Порту" меня встретили как человека с корнями из "Бенфики". Правда, спустя годы, когда я тренировал "Бенфику", это давление было еще сильнее. В ресторанах, на улице - повсюду я чувствовал на себе недовольные взгляды тех, кто не мог мне простить работу в "Порту" и "Спортинге". Часто слышал неприятные слова. Я старался никогда не реагировать, но порой не мог себя сдержать. Мне не понять таких радикальных фанатов, которые говорят, что можно сменить жену, религию, но только не клуб. Я никогда не предам жену и Бога, но клуб могу принять любой, потому что это не более чем моя работа.

ФЕРНАНДУ САНТУШ. Фото AFP
ФЕРНАНДУ САНТУШ и КРИШТИАНУ РОНАЛДУ. Фото AFP

ЗНАКОМСТВО С РОНАЛДУ

Впервые я встретил Криштиану в 2003-м, когда работал в "Спортинге". На самой первой тренировке я сказал ему: "Со мной ты всегда будешь играть в основе, тебе будет комфортно, но ты должен забыть свои цирковые трюки. Тебе нужно многое улучшить - ты высоко прыгаешь, но плохо играешь головой". Жаль, что Роналду ушел от нас. К тому же, неделей позже мы потеряли и Куарежму. Кто знал, что спустя 13 лет они вместе станут чемпионами Европы!

ТРЕНИРОВКИ В СЕМЬ УТРА

- В Греции, где я отработал много лет, стали говорить про меня, что я даже больше грек, чем сами греки. Наверное, секрет в том, что я с самых первых дней работы в АЕК делал все, чтобы понять местную культуру, учил язык. Большую помощь мне оказал игрок, который до этого выступал у меня в "Эштреле". Он стал своего рода гидом по местным правилам и особенностям. Не сразу все шло гладко. Например, пришлось подождать, пока игроки приняли мои условия, и пока им стало комфортно под моим руководством. Я люблю проводить тренировки рано утром. Считаю, что физиологически игроки в это время готовы лучше. Тем более в Греции тоже жаркий климат. Назначил занятие на восемь утра. Приходит ко мне капитан: "Мистер, это невозможно. В это время на дорогах пробки". Я ответил: "Ок, тогда начинаем в семь. Пробок еще не будет". Потом ко мне пришел врач команды: "Понимаете, так нельзя. В Греции люди ужинают очень поздно, а после ужина любят прогуляться, поболтать, пропустить по бокалу вина. Такие ранние тренировку сломают уклад жизни игроков". Но я настоял на своем. И в итоге футболисты приспособились. И даже такие авторитетные игроки как Загоракис и Николаидис признали, что мои правила работают.

 

ФЕРНАНДУ САНТУШ. Фото REUTERS
ФЕРНАНДУ САНТУШ. Фото REUTERS

КРИК НА КОСТА-РИКУ

- После чемпионата мира в Бразилии я оказался в творческом отпуске. Он затягивался, потому что по итогам матча с Коста-Рикой я получил дисквалификацию за споры с судьей. Но до сих не считаю, что бы не прав. Перед дополнительным временем арбитр стал подгонять моих игроков, чтобы они расходились по позициям, не давал им перевести дух. При этом костариканцы лежали на газоне и отдыхали. Я кричал: "Почему только мы? Почему? Почему?" Судья говорил, что соперникам скажет то же самое, но этого не происходило.  А перед серией пенальти ситуация повторилась, и я вопрошал еще сильнее. Но ничего оскорбительного не произносил. А потом, когда меня удалили, все равно остался у кромки, пока мы не назначили пенальтистов.
Позже меня обидела реакция греческой федерации, которая не защитила меня, когда мне выписали наказание в восемь матчей. Спасибо моим личным адвокатам, которые добились сокращения дисквалификации до четырех игр. Но этот штраф все равно мешал мне при переговорах с новыми сборными. Например, так сорвались переговоры с Габоном. Но все к лучшему. В итоге, когда Португалия на старте отборочного турнира Евро-2016 проиграла Албании, и главный тренер был уволен, на родине вспомнили обо мне. И это стало началом большой победной сказки.

КРИШТИАНУ РОНАЛДУ и ФЕРНАНДУ САНТУШ. Фото REUTERS
КРИШТИАНУ РОНАЛДУ и ФЕРНАНДУ САНТУШ. Фото REUTERS

ВЕЛИКИЙ ФИНАЛ БЕЗ ВЕЛИКОГО КРИШТИАНУ

- Травма Криштиану Роналду в финале Евро стала шоком. Я разрабатывал план на финальный матч, и понятно, что важное место в нем отводилось лучшему футболисту мира. И вдруг мы оказались без этого игрока на поле… Как только это случилось, стало совершенно ясно, что нам нужно изменить план, поскольку мы начали встречу по схеме 4-4-2, где Криштиану и Нани должны действовать в непосредственной близости друг от друга. После потери Криштиану, не имея равноценной замены, мы перестроились на схему 4-3-3 с Нани в роли связующего игрока. В перерыве я попытался как можно понятнее объяснить им новую тактику. Мне было совершенно ясно, что на момент потери Криштиану мы выглядели сильнее соперника. Поэтому я призвал парней не отказываться от атакующих действий и, тем более, от мыслей о победе. Иной настрой мог оказаться контрпродуктивным.

Иногда в голове тренера возникает какой-то план, но все идет не так, как было задумано. Однако на этот раз все сложилось очень хорошо. Настал момент в середине второго тайма, когда пришло понимание, что делать. Тогда я и выпустил Эдера. Нам нужен был нападающий, способный зацепиться за мяч, чтобы команде было легче завязывать какие-то атакующие действия. Так мы могли создавать проблемы для соперника. Я не могу описать огромную радость, которая охватила нас всех после финального свистка - Португалия шла к этой победе многие годы. Мы были единым коллективом – тренеры, игроки, персонал. Все ощущали сильнейший командный дух. На мой взгляд, наш успех предопределили два фундаментальных фактора: класс футболистов, а также дух коллективизма и тактический потенциал. Когда команда приехала во Францию, мы хорошо понимали, что можем бороться за победу в турнире.

Использованы материалы fifa.com и sol.sapo.pt

Olimpbet awards

КХЛ на Кинопоиске