"Бавария" не напрягается
ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. Групповой турнир. 6-й тур. Группа E. Среда "БАВАРИЯ" – ЦСКА
Специальный корреспондент "СЭ" – о настроении игроков и тренеров мюнхенского клуба, экономической составляющей матча и знаниях Гвардьолы
Игорь РАБИНЕР
из Мюнхена
В гараже клубного офиса, а по совместительству базы "Баварии" на Зебнерштрассе вдруг послышалось громкое беззаботное пение. Слова разобрать было трудно – да их и не было особо. Это были скорее звуки: "О-о!" Лучезарное настроение поющего легко было ощутить, даже не видя его.
А увидеть, как выяснилось, стоило.
Мы со знакомым сотрудником "Баварии" как раз в этот момент, в половине второго по местному времени, выходили из его машины. Услышав голос и всмотревшись в поющие дали, он вдруг вскинул брови и воскликнул: "Посмотри, как Швайни поет!"
Это действительно был Бастиан Швайнштайгер. Игроки собирались перед тренировкой, и он, припарковав свой "Ауди" (все футболисты "Баварии" обязаны приезжать на все официальные мероприятия клуба на машинах не просто компании-спонсора, а миноритарного акционера клуба), шел по гаражу в сторону раздевалки.
Немецкие журналисты предполагают, что сегодня он, возможно, впервые за долгое время выйдет в стартовом составе "Баварии". Травмы позади, что подтвердил на пресс-конференции и отрастивший уже почти филимоновскую бороду Пеп Гвардьола: "Сказать, выйдет Швайнштайгер с первых минут или нет, пока не могу, но никаких медицинских противопоказаний для этого нет".
Но не только оттого пело многострадальное сердце "Баварии", что ждет не дождется полноценного возвращения на поле (пока Швайнштайгер выходил только на замену).
Им всем, этим баварцам, накануне матча с ЦСКА весело и беззаботно.
И поди их не пойми. В Лиге чемпионов выход в плей-офф с первого места обеспечен. В бундеслиге в 14 матчах одержано 11 побед без единого поражения с зубодробительным соотношением забитых и пропущенных мячей – 33:3. Последнюю, совершенно невероятную цифру, Пеп Гвардьола прокомментирует в своем стиле, особенно если брать завершающий пассаж:
– Во-первых, у нас очень сильный вратарь – Мануэль Нойер, которому почти невозможно забить даже при выходах один на один. Во-вторых, вся наша команда играет на оборону, когда мяч оказывается у соперника. В-третьих, если мы контролируем мяч, нам никто не может забить. А если посмотреть наши последние игры, то контроль мяча у нас на очень высоком уровне.
Так, спрашивается, отчего баварцам не радоваться жизни, если у вас полкоманды вдобавок еще и чемпионат мира несколько месяцев назад выиграло?
***
Эту безмятежность подтверждают не только впечатление и смех, но и факты.
Жутко туманным вчерашним утром, когда в Мюнхене за сто метров (!) не было видно ни зги, ни "Алльянц Арены", я вместе со студентами факультета "Менеджмент в игровых видах спорта" бизнес-школы RMA побывал на экскурсии по грандиозному баварскому стадиону и лекции менеджера отдела международного маркетинга "Баварии" Анди Кюфнера. Среди прочего он поведал, что при Гвардьоле команда всенепременно с вечера накануне домашней игры заезжает в клубный отель – типично английской вольницы, когда футболисты приезжают на матчи из своих домов на автомобилях, здесь нет.
"Но завтра из-за того, что турнирные задачи в групповом этапе Лиги чемпионов "Бавария" уже решила, может случиться послабление", – предположил он.
После этих слов не спросить самого Гвардьолу на заданную тему было бы, согласитесь, в корне неправильно. Когда для нашего чемпиона решается всё, нельзя упускать ни малейшего нюанса подготовки могучего соперника!
Я на пресс-конференции и спросил. И если любую конкретику на тему состава своей команды Пеп пресекал (пусть и с улыбкой) на корню, то здесь ответил просто и ясно: "Да, сегодня игроки будут ночевать дома. Я разрешаю!"
Были и другие нюансы. Не то чтобы обычно Гвардьола приходил на пресс-конференции одетым в модные шедевры еще одного спонсора "Баварии" – Armani, но репутации неряхи за каталонским тренером никогда не водилось. Но видели бы вы майку, в которой он появился перед журналистами в крохотном зальчике на пресс-конференции! Слово "Черкизон", мне кажется, было бы для нее даже некоторой похвалой.
Немецкие коллеги поразевали рты. Парочка из них на разных углах комнаты произнесла одну и ту же фразу, переведенную мне говорящими по-немецки коллегами: "Гвардьола на полном расслабоне". Да и отвечая на вопросы, он шутил и смеялся гораздо больше, чем раньше.
***
Правда, справедливости ради надо отметить, что ЦСКА он знает прекрасно. Редко кто из зарубежных тренеров сыплет фамилиями игроков российского клуба столь непринужденно, как творец легендарной уже "Барсы" конца 2000-х – начала 2010-х. При этом порой российские журналисты выжимают эти фамилии из тренеров под пытками, несколько раз повторяя их тренеру – и всё равно не слыша сколько-нибудь определенной реакции.
Здесь же пресс-атташе "Баварии" Маркус Хервик, стартуя, просто поинтересовался, в чем будет состоять мотивация хозяев в этом матче. В ответ прозвучало:
– В том, что это наша работа! Мы уважаем всех наших соперников – и ЦСКА, и "Манчестер Сити", и "Рому", и поэтому будем играть на победу. А от ЦСКА можно многого ожидать. Надо концентрироваться, смотреть на таких игроков, как Муса, Думбия, Тошич, Дзагоев...
Позже прозвучала еще фамилия Еременко, и, вдохновившись этим, ваш спецкор поинтересовался:
– Сильно ли изменился ЦСКА по сравнению с прошлым сезоном? Что, например, дал команде приход Еременко и Натхо?
Пеп принялся рассуждать с таким знанием дела, словно работает в чемпионате России. Хотя Гвардьола, переиначивая известное выражение, в Россию не поедет. Как и Фалькао (скорее уж готов поверить в последнее).
– С одной стороны, каких-то больших тактических изменений нет, поскольку с ЦСКА работает тот же тренер. С другой, есть изменения даже по сравнению с первыми матчами нынешней Лиги чемпионов. Например, нужно внимательно следить за Дзагоевым – очень сильным игроком, который пропустил три первых матча. Также важно появление такого игрока, как Еременко. Он очень хорошо и быстро наладил взаимодействие с Мусой и Думбия, и это здорово усилило всю командную игру ЦСКА. И вообще, у команды есть сердце, она борется до последнего. Никто этого не ожидал, а сейчас у них есть шанс выйти в следующий этап Лиги чемпионов. Оба матча с "Манчестер Сити" и дома с "Ромой" ЦСКА сыграл хорошо, и вполне может сделать это и завтра.
Недурно для человека из космоса, да? Кстати, про космос, в тысячный раз цитируя Слуцкого, Гвардьолу, слава богу, никто не спросил. А то достало, ей-богу.
***
Зато много спрашивали о мотивации. Например, следующим образом:
– Перед игрой с "Манчестер Сити" Румменигге сказал, что в Лиге чемпионов большие призовые – миллион евро, и играть, не имея турнирной мотивации, надо играть хотя бы ради этого. "МанСити" вы проиграли. А с какими эмоциями выйдете на поле завтра?
Чуть ли не единственный раз за пресс-конференцию Гвардьола чуток напрягся – видимо, услышав слово "деньги". Хорошо для репортера, что он грамотно "перевел стрелки" на Румменигге, главного начальника Пепа...
– Вообще-то мы не играем за деньги, – с чувством оскорбленного достоинства сообщил главный тренер. – Мы просто играем в футбол, это наша профессия. И нам важно сыграть в этом матче хорошо. На игру ведь придет полный стадион, и мы должны уважать тех, кто соберется на "Алльянц Арене".
Точно так же он пресек и разговор о следующем календарном матче с "Аугсбургом", занимающим сенсационное третье место в бундеслиге. Подтвердив тем самым один из любимых тезисов Леонида Слуцкого, что для любого тренера главный матч – следующий.
Что же касается болельщиков, то их на ЦСКА соберется, между прочим, рекордное для международных матчей на "Алльянц Арене" количество. С какого, спросите, перепугу? Пресс-атташе "Баварии" сообщил журналистам, что отныне стадион расширен, и на матчи бундеслиги он теперь будет вмещать 75 тысяч зрителей (против 71-й прежде), а на Лиге чемпионов – 70 (против 68).
Матч с ЦСКА – как раз первый, и на нем будут апробированы некие новые способы подъезда к арене. До последнего момента, как рассказали мне в "Баварии", не было получено разрешение от города – но, видимо, в конце концов все-таки договорились. Между прочим, именно из-за договоренностей с администрацией Мюнхена, достигнутых еще на стадии строительства "Алльянц Арены" десять лет назад, на ней могут проводиться только футбольные матчи – концерты и любые другие зрелища запрещены. Всё дело в том, что главным местом такой "движухи" в Мюнхене давным-давно стал Олимпийский парк и одноименный стадион, принадлежащие городу, и там очень опасались, что новый современный стадион оттянет оттуда кучу публики. "Баварии" пришлось идти на жертвы, и всё, что она может собрать со стороны – это аренда, которую минимум до 2025 года ей будет платить "Мюнхен-1860", проводящий матчи второй бундеслиги здесь же.
Цены на билеты на ЦСКА, кстати, выше, чем даже на матч "Баварии" с "Байером" в прошлую субботу или с дортмундской "Боруссией". Анди Кюфнер рассказал, что на Лигу чемпионов билеты на "Алльянц Арену" изначально стоят больше, чем на бундеслигу. В Германии у мюнхенцев есть матчи категории А и категории В, поход на которые для обычного, не виповского, баварца различается в 10 евро – от 20 до 60 евро на условный "Фрайбург", от 30 до 70 – на "Боруссию". А вот на ЦСКА – от 40 до 90.
И ведь заполнят 70-тысячник как миленькие!
***
Вернемся, однако, к Гвардьоле, его вчерашним изречениям и делам. Не конкретизируя, он пообещал, что нескольких новых игроков публика увидит. Кого именно? После очень приличного выхода на замену с "Байером" даже ряд игроков, говорят, высказали пожелание, чтобы в основе на ЦСКА вышел центральный полузащитник Роде. Еще один претендент – его коллега по амплуа Хойберг.
Когда я попросил немецких журналистов написать ориентировочный состав, они целиком сошлись только по части вратаря и защитников – там из-за дисквалификации Бенатиа и тяжелой травмы Лама (он вернется в строй только в феврале-марте), по сути, нет альтернатив Рафинье, Боатенгу, Данте и Бернату. Менять Нойера в Лиге чемпионов никто не рискнет. А вот дальше уже начинаются варианты.
В центре полузащиты одни видят Роде, другие – Швайнштайгера. Все сходятся в том, что ветерану Хаби Алонсо дадут отдохнуть. Слева Гвардьола может предоставить передышку Рибери и выпустить Шакири, вместо Гетце или Мюллера дать шанс Хойбергу. Впрочем, не исключено, что сыграют оба, а Мюллер заменит Левандовски на острие. "Тут не угадаешь", – резюмировали коллеги.
...Когда пресс-конференция закончилась, Гвардьола вдруг спросил пресс-атташе "Баварии" Маркуса Хервика, взглянув влево от своего подиума: "О, а это Ули Хенесс на фотографии?" – "Да, в 74-м на чемпионате мира".
Вот что делает с тренерами отсутствие давления от результата – у них во время пресс-конференций вдруг проявляется способность смотреть по сторонам и видеть что-то еще, кроме лиц журналистов. При том что Гвардьола выступает в этом зальчике и видит эту фотографию каждую неделю уже полтора года.
А полтора часа спустя у "Баварии" была тренировка. Вернее, она должна была начаться в 4 часа дня по местному времени. Уже минут за пятнадцать, чтобы посмотреть дозволенные 15 минут, у кромки поля собралось в ноль градусов морозить уши с полсотни журналистов, а заодно с ними – экс-капитан "Баварии" Марк ван Боммел, обучающийся сейчас на тренера в родной Голландии и приехавший на стажировку с группой соотечественников.
Но ждать им – и мне заодно – пришлось долго. Тут в жизни такого не видели, чтобы "Бавария" задержалась с началом занятия аж на 35 минут. В конце концов занервничал даже медиа-офицер УЕФА, принявшийся кому-то названивать. В конце концов Гвардьола, Рибери, Роббен и Ко все-таки объявились, и четверть часа перепасовки в одно касание между Рибери, Роббеном, Данте и Швайнштайгером пресса имела счастье наблюдать прямо у ближней к себе кромке. Кайф!
Вот только армейцам так думать не надо. Армейцам надо пользоваться тем самым "расслабоном", который выразился и в пении Швайнштайгера, и в майке Гвардьолы, и в 35-минутной задержке тренировки.
Вряд ли, конечно, у нас в стране в это кто-то всерьез верит. Но разве перед Манчестером – верили?..