"Зенит" - "Аустрия": венский фарс
ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. Групповой турнир. 2-й тур. Группа G
"ЗЕНИТ" – "АУСТРИЯ" В – 0:0
"Зенит" потерял очки в домашнем поединке с самым легким соперником по группе, венской "Аустрией". Ключевой эпизод игры – скандальное удаление Акселя Витселя на излете первого тайма немецким судьей Денизом Айтекином.
Дмитрий СИМОНОВ
из Санкт-Петербурга
АВСТРИЙСКИЙ ЦСКА
В гости к "Зениту" приехал австрийский ЦСКА. Их чемпион, как и наш, переживает лихие времена. Потерял из-за травм своих лидеров. Терпит поражения ото всех кому не лень: последние обидчики – аутсайдер чемпионата "Адмира" (0:1), считай "Терек", и клуб региональной лиги "Кальсдорф" в Кубке (1:2). Футболисты плохо готовы физически и измучены морально, переживая, к тому же, легкое головокружение от прошлосезонного успеха. А в отличие от москвичей, у венцев еще и тренер сменился. Их Слуцкий – Петер Штегер, творец первого золота с 2006 года – сбежал на повышение в "Кельн". А команду принял довольно молодой специалист, боевой товарищ Славена Билича Ненад Белица. В качестве тренера хорват прославился тем, что поднял в местную бундеслигу клуб из нижнего дивизиона. Хвала.
"Аустрия" считалась бы аутсайдером в поединке с "Зенитом", даже если бы ее "Месси, Хави и Педро" – это цитата Белицы – были в строю. Теперь же – вроде совсем пиши пропало. Половина состава играет не на своих местах. Белица жаловался, что не может карать провинившихся игроков посадками. Но не выдержал, и отправил на лавку центрального защитника-бедокура Ротпуллера. Чем наверняка огорчил ударного форварда Хозинера, который в прошлом сезоне забил 32 мяча. Оборонец нападающему практически свояк: перспективный Хозинер уже больше двух лет встречается с сестрой партнера по имени Юлия и регулярно заходит в семью Ротпуллер на чай.
МЫ "ЗЕНИТ", И НАМ ЭТО НРАВИТСЯ
У "Зенита" нет кадровых проблем. Такое ощущение не покидает, даже если из строя неожиданно выбывает Ансальди. Аргентинец даже в запас не попал. Еще Лучано Спаллетти поначалу приберег Широкова, успевшего провести лишь пару тренировок, и удивил, не выставив в старте Аршавина. Раньше те, кто приходил на предматчевые пресс-конференции, появлялись в основе. Но итальянец выбрал Шатова, который, забив в последних двух встречах три, становится в Питере сверхновой звездой.
– Берите программки! Там же Шатов на развороте! – аргументировали продавцы на подступах к "Петровскому". Их было необычайно много, и также необычайно мало полиции. В отличие от встреч с московскими командами, матч к категории повышенного риска не относился, а к линии ОМОНА вдоль берега и кордону перед входом настолько привыкаешь за все визиты в Питер, что перестаешь их замечать.
Шатов или Аршавин. Кержаков или Быстров. Ансальди или Смольников. Витсель или Тимощук. Файзулин или Зырянов, не протиснувшийся в семерку запасных. Какая вроде бы разница? "Зенит" все равно невероятно силен. Только по именам. Болельщики уплетали горячую кукурузу и обсуждали, "сколько наши забьют". А "вираж" перед стартом спел: "Мы "Зенит", и нам это нравится!"
Еще бы вам не нравилось. У вас есть Халк, вы лидеры своего чемпионата...
ИМ БЫ ТАЙМ ПРОСТОЯТЬ...
Но силу в Лиге чемпионов предстояло доказать. Местные журналисты относились к турниру с плохо скрываемой опаской, хотя дома в еврокубках, то есть в Лиге Европы тоже, у "Зенита" проблем, как правило, нет: всего одно поражение в последних 23 (!) встречах на "Петровском".
"Аустрия", несмотря на предматчевые комплименты Спаллетти ("проиграли "Порту" в 1-м туре, но выглядели предпочтительнее!"), сразу залегла в окоп. Футболисты встали рядами и активно мешали парням в голубом принимать мяч. Защитникам "Зенита" приходилось превращаться в плеймейкеров. К воротам не протолкнуться – били примерно с линии штрафной, но все чаще в людей. Напряженное благополучие обороны изредка разрушали термоядерные прорывы Халка. Ладони австрийского Акинфеева – молодого голкипера Линднера – к середине тайма должны были покрыться волдырями и ожогами. Данни и Халк периодически обводили по два-три человека, но перед заключительной передачей теряли мяч. Многообещающе выглядел момент, когда Халк в ходе редкой контратаки мчался по центру на лысоватую, как защитник Ортлехнер, оборону гостей. В таких случаях бразилец всегда бьет. Страшно хотелось, чтобы и сейчас влепил как следует. А Халк неожиданно выложил пас налево, хотя вроде бы не вхож в семью Кержаковых и делиться не обязан. Форвард же вместо 209-го попадения в цель ухнул мимо ближней девятки.
Гости поначалу огрызались преимущественно правым флангом белобрысого крайнего хавбека Ройера, который уже на 4-й минуте привез желтую карточку для Смольникову и даже требовал пенальти, хотя упал за метры до нужной зоны. Пара ударов издали, пара стандартов, пара недоопасных прорывов, время владения мячом 35 процентов – тактику гости избрали предельно простую и примитивную. Но иногда работает. Половину игры "Аустрия" продержалась. А могла и забить, если бы бойфренд Юли Ротпуллер попал в створ после грандиозного обреза Файзулина, которому позавидовали бы и в Израиле.
МОМЕНТ, КОТОРЫЙ ИЗМЕНИЛ ВСЕ
До 44-й минуте за судьбу матча было не боязно. Ну, чуть-чуть вальяжно играют. Ну, дожмут. Ну, Халк бабахнет рано или поздно.
Но тут арбитр удалил с поля Витселя за фол в центре фола против опорника Мадера. Бельгиец шел прямой ногой, но попал в мяч и лишь затем в соперника, а на повторе видно, что он стремился именно сыграть в мяч. Наверное, красная за такое – жестковато. Можно было завопить: кто поставил судить австрийскую команду немца! Если бы рефери не звали Дениз Айтекин. "Гитлер капут!" – кричали с трибун истинному арийцу.
Так штатная ситуация превратилась в форс-мажор. "Чтобы выйти из группы нужно как минимум выиграть три домашних матча", – говорил во вторник Аршавин. "Зенит" рисковал оступиться уже на первом, самом простом шагу. Команду и судей проводили на перерыв свистом. За компанию досталось и девушкам-танцовщицам, которые вышли плясать в суровых пуховиках.
ВИНОВАТ СУДЬЯ ИЛИ?..
Группа поддержки исправилась быстро – на следующую композицию выбежала в платьицах. Дело оставалось за "Зенитом". Роль спасительных платьиц Спаллетти отвел Широкову, а на исходе часа и Аршавину.
Атака "Зенита" обрела абсолютно броуновский вид. Данни прятался за чужими спинами и пасовал чужим. Халк устаскивал игру в пещеру, как доисторический человек, но часто ошибался или не везло. Кержакову до замены не доставалось с барского стола. Защитники играли на грани инфаркта. Из плюсов – очень здорово подключался по правой бровке Анюков. Превосходство по владению никуда не делось, на самом-то деле. Но результат?! Спаллетти на бровке истерил, его приходилось успокаивать. Силы хозяев вдесятером подходили к концу, это чувствовалось. "Аустрия" наращивала давление, но аккуратно, чтобы не разозлить. Им и ничья на "Петровском" за счастье.
Ее "Аустрия" добилась. Самоотверженность питерцев после перерыва не помогла, персональный героизм Халка так и не обернулся разящим ударом. Что ж, понятно, кого обвинят в неудаче, которая в среднесрочной перспективе способна поставить на выходе из группы крест. Многие убеждены: в равных составах "Зенит" "Аустрию" дожал бы. Всегда обидно, когда ты уверенно переходишь дорогу, а тебя сбивает обезумевший трамвай, у которого слеповатый судья Айтекин за рулем. Но помните: виноват бывает не только водитель. Надо было смотреть по сторонам, не теряя бдительности в думах о собственых непогрешимости и величии. Даже Халк не ходит по воде.
"ЗЕНИТ" – "АУСТРИЯ" В – 0:0
"Зенит" (Санкт-Петербург): 1. Лодыгин – 22. Анюков (4. Кришито, 87), 14. Губочан, 6. Ломбертс (к), 19. Смольников – 20. Файзулин, 17. Шатов (15. Широков, 50), 28. Витсель – 7. Халк, 11. Кержаков (23. Аршавин, 65), 10. Данни.
Запасные: 71. Бабурин, 13. Нету, 34. Быстров, 44. Тимощук.
"Аустрия" (Вена): 13. Линднер – 30. Кох, 15. Рамсебнер, 14. Ортлехнер (к), 29. Зуттнер – 28. Ройер (18. Мург, 57), 25. Холланд, 8. Шимкович, 17. Мадер, 22. Леовац (9. Окоти, 80) – 16. Хозинер (24. Кинаст, 90+3).
Запасные: 1. Грюнвальд, 5. Ротпуллер, 11. Юн, 23. Спиридонович.
Предупреждения: Смольников, 4 (грубая игра). Ройер, 23 (грубая игра). Леовац, 70 (грубая игра). Губочан, 72 (срыв атаки). Рамсебнер, 73 (грубая игра). Мург, 88 (срыв атаки).
Удаление: Витсель, 44 (грубая игра).
Судья: Дениз АЙТЕКИН. Клеве, Хеккер (все – Германия).
1 октября. Санкт-Петербург. Санкт-Петербург. Стадион "Петровский". 5 градусов. 18 705 зрителей (вмещает 21 504).