"Реал" купит не Чалова, а Бабаева, Дюкова и Мовсесьяна
Лига чемпионов. Групповой турнир. 6-й тур. Группа G. "Реал" – ЦСКА – 0:3
Выход в Лигу Европы ничего бы не изменил
"ЦСКА – лучшее, что есть в российском футболе!"
Из этой огромной, всепоглощающей волны народной любви, которая в ночи нахлынула на армейцев в социальных сетях, к берегу все равно то и дело выбрасывало мусор – язвительные, пронизанные глубокой обидой на жизнь напоминания о том, что победа над "Реалом" на самом-то деле ничего не дала. Место в группе так и осталось – четвертое.
История и правда получилась сюрреалистическая:
– дважды обыграли лидера группы;
– этой командой был "Реал"!
– на выезде победили крупно – одно из худших домашних поражений Мадрида;
– оба раза выиграли всухую, что особенно, думаю, важно для Акинфеева после многолетних упреков в отсутствии лигочемпионских сухарей;
– и все равно остались без еврокубковой весны.
Кто-то считает, что подвиг на "Сантьяго Бернабеу" оказался бессмысленным. Ок. Но это, конечно же, чушь. Больше того, значение этой "неважной победы" в принципе выше, чем какой-либо турнирный результат – отрицательный или положительный. Выход в Лигу Европы ничего бы не изменил – может, даже к лучшему для ЦСКА, что его не случилось, потому что теперь у армейцев самый комфортный календарь (без Кубка и выматывающего евро-плей-офф) среди всех конкурентов за золото и попадание уже в следующую Лигу чемпионов. А все мы помним, что уже много весен подряд именно ЦСКА демонстрирует самый высокий уровень подготовки и результатов.
Во главе угла – командная работа и интересы клуба
И дело не в том, что матчи с "Реалом" – 3:0 в Мадриде и 1:0 в Москве – войдут в учебники футбольной истории (хотя, само собой, они туда войдут).
Главное – в другом. ЦСКА, который летомиз-за смены поколений отправляли едва ли не в ФНЛ, доказал, что в российском футболе могут происходить ПРАВИЛЬНЫЕ вещи. Что бизнес-подход, рационализм и прагматизм, возведенные едва ли не в абсолют, на выходе способны дарить болельщикам не только своей, но даже чужих команд ощущение детского восторга и искреннего удовольствия от игры. Что во главу угла в одном отдельно взятом клубе могут быть поставлены командная работа и интересы КЛУБА, а не "отдельного круга лиц", "группировок в верхах, преследующих определенные интересы", потусторонних крокодилов-бегемотов-обезьян-и-кашалотов или отдельных персон, воюющих за собственную популярность или контракт. И что это дает исключительно футбольный, головокружительный эффект, ради которого все, в общем-то, и делается. Просто вспомните – когда в этом сезоне вам по-настоящему нравилось, как играет "Локомотив", "Зенит" или "Спартак"?..
Не хочу вступать в спор с Юрием Семиным – уважаемым человеком, выдающимся тренером, легендой футбола нашего, но все же трудно не признать: на фоне победы ЦСКА над "Реалом" слова про "отсутствие опыта" у "Локомотива" звучат не слишком убедительно. Понятно, что аргументы можно выдумать и здесь: клуб "Локомотив" в отличие от клуба ЦСКА не играет в главном еврокубке каждый год, у Феди Смолова на декабрь-2018 меньше матчей в Лиге чемпионов, чем у Феди Чалова, Хеведесприехал в Россию на несколько дней позже Магнуссона, Крыховяку нужно больше времени сыграться с Фарфаном, и так далее.
Но давайте будем честны, рассуждая об опыте. "Для многих из наших футболистов "Реал" еще вчера был командой, которую можно увидеть только по телевизору или выбрать в компьютерной игре" – сказал Роман Бабаев в интервью "СЭ" спустя пару часов после ошеломительной победы на "Сантьяго Бернабеу". И как с ним спорить? Бекао достали из запаса бразильского клуба-середняка, Сигурдссона – откуда-то из исландских и шведских деревень, Облякова – из Уфы, Ахметова (в Мадриде не играл) – из отдела кадров "Рубина", Бистровича по легенде вообще купил какой-то богатый болельщик в рамках персональной благотворительности. Английский опыт Магнуссона и особенно Влашича трудно принимать в расчет, а носителями великого опыта наряду с Акинфеевым и Мариу вдруг стали Набабкин и Щенников, которых еще год назад считали актерами второго, если не третьего плана рядом с титанами масштаба Игнашевича, Вернблума или Березуцких.
Сравнивать четвертые места "Локомотива" и ЦСКА тоже глупо. В футболе давно меряют не местами, не медалями и не всегда даже очками. По факту, истинный счет – 2,7 миллиона евро против 6,3. Разница в три с лишним миллиона – для армейцев это еще один игрок в основной состав.
Герои, чья работа "как будто не видна"
Все в том же интервью "СЭ" Бабаев рассказал: "В раздевалке шутили, что уже в перерыве селекционеры "Реала" обращались или делали предложения по поводу Чалова и Бекао". Хотя, если по-честному, то скорее уж представители Мадрида должны были сделать предложение самому Роману Юрьевичу – учитывая весьма плачевное текущее положение дел в Королевском клубе. А заодно с ним – Максиму Дюкову (не путать с Александром Дюковым, председателем совета директоров "Зенита") и Андрею Мовсесьяну (не путать с Юрой Мовсисяном, экс-футболистом "Спартака" ), двум главным людям, с которыми в нашем футбольном закулисье связывают умопомрачительную трансферную кампанию ЦСКА этим летом.
Для кого как, но лично для меня именно эти трое, плюс работающие с ними в связке люди – главные герои, пусть их работа на первый взгляд "как будто не видна".
По большого счету, именно лето-2018 стало первым действительно серьезным испытанием для нынешней версии селекционного отдела ЦСКА. Дюков приступил к работе после ухода из клуба Олега Яровинского, который присоединился к Слуцкому в "Халле", а затем в "Витессе". Но в предыдущие окна трансферная работа была минималистической – работа Виктора Гончаренко стала видна быстро, но именно с точки зрения доступных кадров тренерский штаб ехал на "багаже" Слуцкого и даже еще Газзаева.
Тем сложнее выглядел вызов этого лета. Фактически, команда строилась с нуля – не буду перечислять ушедших на пенсию, в другие клубы или на бесконечный больничный, эти фамилии звучали сто тысяч раз. По моей информации, трансферы в частности исландцев феноменального юниора Сигурдссона и надежного Магнуссона следует отнести к персональным (насколько это возможно в командной работе) успехам Дюкова, и это положительно сказалось на оценке руководством его эффективности. Существенно выросло в последнее время доверие к скаутским скиллам Мовсесьяна. А вот переход Облякова закрывал, по моим данным, лично Бабаев, который обычно подключается на финальной стадии. Задействован был и личный фактор – Гончаренко знаком с футболистом по работе в Башкирии. Трансфер делался за день, после вылета "Уфы" из Лиги Европы – гендиректору ЦСКА, как мне рассказали мои источники, удалось сбросить цену от изначальной на два миллиона (до трех плюс бонусы для "Уфы" в случае перепродажи игрока) и в принципе найти аргументы, чтобы закрыть сделку в сверхсжатые сроки. По очередной легенде, которые передаются из уст в уста, во время переговоров на одной из стадий прозвучала фраза, которую в принципе люди из ЦСКА могут говорить всегда: "Вы же нас знаете. Больше мы все равно не заплатим. Соглашайтесь". Даже если таких слов не было, их бы стоило придумать.
Тренеры и селекционеры действуют в одном ключе
Но, как говорят, мои источники, главная причина того, что кампания-2018 получилась столь успешной, причем дала очень быстрый эффект (изначально надежда была скорее на среднесрочную перспективу) – не в управленческих навыках Бабаева (на мой личный взгляд, лучшего менеджера в нашем футболе), раскрывшихся талантах Дюкова и остром глазе Мовсесьяна, а практически идеально выстроенном взаимодействии селекционной службы с тренерским штабом. Оставляя за скобками рабочие моменты и традиционные в любом деле дискуссии, тренеры и селекционеры действуют в одном ключе. Между Гончаренко и теми, кто делает трансферы, есть взаимопонимание – это команда, это связка, благодаря которой и происходят успешные переходы, раскрываются возможности игроков. Присутствует четкое осознание доступных средств и сил. Селекционеры учитывают пожелания тренера. Тренер адекватно доносит свои пожелания и не менее адекватно, да еще и активно работает как с новым материалом, так и со старым – молодыми талантами вроде Чалова и Кучаева или по-прежнему полезными опытными игроками.
А высшее руководство клуба, видя, что система работает, доверяет нанятым на работу людям. В ЦСКА в принципе невозможна ситуация, когда представители тренерского штаба и менеджмента будут очно и уж тем более через книги или статьи спорить из-за толщины жировой прослойки на сочном боку у футболиста или доказывать друг другу, чья заслуга в прогрессе спортсмена выше. Ключевым становится не "заблокировать трансфер", а "совершить".
Все вышесказанное не делает ЦСКА идеальным клубом и идеальной командой. Она непременно будет проигрывать и иногда разочаровывать – как это произошло в безобразном матче против "Виктории" в "Лужниках". И среди трансферов тоже будут попадаться сомнительные или неоднозначные, каким на текущий момент пока что является подверженный травмам Абель Эрнандес. Но когда на одного Эрнандеса у тебя есть Ахметов, Сигурдссон, Обляков, Бекао и тому подобное – согласитесь, это можно простить.
Удивительный, кстати, факт: в ЦСКА вырастают не только футболисты, новые Акинфеевы-Березуцкие-Дзагоевы-Головины-Чаловы-Ахметовы, но и менеджеры. Тут в разные годы раскрывали свои способности Антон Евменов и Олег Яровинский, сейчас Максим Дюков. А Роман Бабаев, из-за которого несколько лет назад застрелился весь спортивный департамент "Ромы", приходил в клуб простым молодым неопытным юристом.
В общем, если бы Флорентино Перес мог бы забрать из ЦСКА одного человека, им бы стал не Чалов, не Бекао, не Дюков и не Бабаев – а Гинер, Евгений Леннорович. Правда, тогда бы Перес должен был уволить сам себя.
?Лига чемпионов: результаты матчей, календарь игр и турнирные таблицы