24 марта 2013, 16:20

Музей Месси, церковь Марадоны и автограф Пеле

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

На родине аргентинского нападающего "Барселоны" Лионеля Месси – в городе Росарио – скоро откроется музей его имени. Кто еще из великих футболистов разных лет удостоился похожей чести?

Защищайте цвета Аргентины!

Можно не сомневаться, что музей Месси станет одной из главных достопримечательностей Росарио наряду с открытой в этом городе 30 октября 1998 года Iglesia Maradoniana – церкви Марадоны. Один из ее основателей, местный житель Алехандро Верон рассказывал прессе, что он, как и все аргентинцы, добропорядочный католик, тем не менее, считает Диего Марадону не иначе как богом. Несмотря на все грехи кумира – например, стрельбу по журналистам и употребление наркотиков. Наука называет это явление синкретизмом – то есть соединением различных вероисповеданий, в данном случае католицизма и... поклонения таланту аргентинского гения.

Шутки шутками, а Iglesia Maradoniana на сегодняшний день насчитывает более 150 тысяч прихожан со всего света. Власти и официальная церковь относятся к этим чудакам лояльно, а сам Диего однажды подарил своей духовной обители бутсы и футболку сборной Аргентины.

Немудрено, что два главных праздника церкви – это 30 октября (день рождения Марадоны) и 22 июня, когда аргентинская "десятка" забила два судьбоносных гола в ворота англичан в четвертьфинале мексиканского мундиаля 1986 года. Особо чтут здесь скрытые под аббревиатурой D10S десять заповедей Диего, среди которых есть, например, такие: "Любите футбол больше всего на свете" и "Защищайте цвета Аргентины". А одна из главных молитв для местных прихожан гласит: "Избави нас, Марадона, от офсайда, Авеланжа и Пеле".

40 лет рядом с Пеле

Среди многочисленных поклонников таланта Пеле (жители Росарио, судя по всему, к ним не относятся) есть и некий Николай Худобин – основатель, как утверждается, единственного в мире частного музея имени великого бразильца. "Уникальная экспозиция собрана жителем Луганска в течение 40 лет и насчитывает более трех тысяч экспонатов", – сообщает сайт энтузиаста, имеющий, к слову, версию на португальском языке.

Началось же все для подростка Коли Худобина с радионовости о том, что Пеле забил 1000-й гол в карьере. А первым экспонатом в будущей музейной коллекции стала обложка журнала "Наука и жизнь" с изображением "Короля" футбола и Льва Яшина. Дальше – пошло-поехало. Газетные вырезки, фотографии, плакаты...

Страсть Худобина рушила все преграды на пути к заветным трофеям, и теперь у него есть не только автограф бразильца, но и его личные вещи. Например, золотые часы, которые Эдсон Арантес Ду Насименту подарил нашему защитнику Валентину Афонину после матча Бразилия – СССР, а также редчайшее фото Пеле, побывавшее в космосе на орбитальной станции "Мир", билеты на игры сборной пентакампеонов и флаг "Сантоса".

Не забыл коллекционер и о родной луганской "Заре", давшей миру таких футболистов, как Александр Заваров и Сергей Юран. В открытии музея в июне 2012 года принимала участие вдова Льва Яшина – Валентина Тимофеевна.

Хиддинку не повезло

Всего семь лет продержался на плаву музей в честь нынешнего тренера "Анжи" Гуса Хиддинка, открытый корейскими бизнесменами после выхода руководимой голландцем сборной Южной Кореи в полуфинал ЧМ-2002. Муниципалитет Варсевельда – родного городка известного специалиста – в 2009 году решил снести здание с вывеской Guuseum ("Музей Гуса") из-за снижения посещаемости.

А ведь были и другие времена, когда заведение пережило целых три всплеска активности туристов. Сначала – после назначения Хиддинка главным тренером английского "Челси". Затем – после успешного выступления ведомой им сборной России на Euro-2008. И, наконец, после нашумевшей статьи английской Daily Mail в поддержку музея как важной части футбольной истории Варсевельда.

Не тот Фергюсон

Он мог все. Забить гол сам, отдать шикарный пас партнеру, сломать нос сопернику, поплакать на благотворительном вечере, сделать на плече татуировку с эмблемой своей команды и получить четыре судимости за дебоши. Это Данкан Фергюсон, или Большой Данк – шотландский экс-нападающий "Эвертона", любимец "Гудисон Парка", гроза местных воров и полицейских. Игрок, чьим именем пугали своих детей болельщики "Ливерпуля". Футболист, вдохновивший финского композитора Осмо Тапио Райхала, давнего фаната "ирисок", написать классическое сочинение под названием Barlinnie 9.

Кто не знает, Barlinnie – одна из самых суровых и знаменитых тюрем Шотландии, где Фергюсон отсидел три месяца, а цифра 9 – номер, под которым буйный шотландец выступал за "Эвертон". Композиция продолжительностью около 12 минут, впервые исполненная Райхала вместе с Симфоническим оркестром финского радио в 2005 году, имеет рваный ритм, что символизирует взлеты и падения футболиста.

Невероятно, но факт: в день премьеры музыкального произведения Фергюсон забил единственный и победный мяч "синих" в ворота "Манчестер Юнайтед".

Армянское серебро Кройфа

Некоторое время назад Банк Армении удивил футбольный мир, начав выпуск серебряных монет с изображением Йохана Кройфа в рамках серии "Короли мирового футбола". Аверс венчает корона с надписью "Kings Of Football", которую удерживают два льва. Ниже указана номинальная стоимость монеты – 100 драмов (примерно 7 российских рублей, при реальной цене на рынке в 4-5 тысяч) и герб Армении. На реверсе с фоном в виде голландского флага красуется портрет Кройфа, его автограф и футбольный мяч. Плюс надпись "Yohan Cruyff".

Такой оригинальный дизайн придумал специалист монетного двора Польши Роберт Котович, один из лучших специалистов в этой области, а деньги чеканили у него на родине. Кроме того, на радость нумизматам, Банк Армении выпустил монеты в честь Марио Кемпеса, Франца Беккенбауэра, Льва Яшина, Пеле, Збигнева Бонека, Мишеля Платини и Эйсебио.

Olimpbet awards

КХЛ на Кинопоиске

Новости