Наследник Виейра, брат Балотелли
Французская пресса не сомневается: опорный полузащитник "Ренна" Янн М'Вила подписал контракт с "Рубином" и отправляется в Казань. Так кого берет клуб Курбана Бердыева?
Генеральный менеджер "Ренна" Пьер Дреосси согласно кивает, когда его спрашивают о М'Вила: кажется, игрок на самом деле вот-вот покинет клуб, о чем говорит и его трогательное прощание с болельщиками после матча с "Бастией". Сам по себе этот факт вряд ли тянет на сенсацию – слухи о трансфере М'Вила ходят уже не первый год, весь вопрос был в покупателе. Интерес к французу проявляли преимущественно клубы из Англии и России, но на фоне звонков из "Арсенала", "Тоттенхэма" и других клубов премьер-лиги предложение "Рубина" выглядело не слишком перспективным. Качественный опорник, восходящая звезда, наследник Патрика Виейра – неужели он променяет британскую атмосферу и лигу, называемую многими лучшей в мире, на противоречивую российскую действительность?
Первой информационную бомбу взорвало французское авторитетнейшее издание L’Equipe. По данным источника, М'Вила дал согласие на переезд в Казань – благо, что условия работы ему созданы идеальные. 22-летний француз заработает порядка 3 миллионов евро в год "чистыми", причем зарплата будет расти каждый год. Цифры, которые готовы выложить за трансфер казанцы, не сообщаются, но возможный диапазон колеблется от 11 до 19 миллионов евро.
Харри Реднапп может не беспокоиться – он очень хотел приобрести в "КПР" двух французов, но М'Вила вслед за форвардом Реми к нему не поехал. Звезда капризна, ковыряться в подвале таблицы ему не очень-то хочется. Интерес к М'Вила проявлял и "Арсенал", но, похоже, основная трансферная цель "канониров" в зимнее окно – пуховик (на самом деле, об этом уже писал "СЭ") Венгера, от матча к матчу отказывающийся застегиваться. М'Вила "отшил" "Эвертон" и "Тоттенхэм" – и логика его решения кроется не только в игровой плоскости. Условия, предложенные "Рубином", выглядят царскими. И по меркам Франции, где с нового года налог на миллионеров взлетел до пугающих (причем не только нового россиянина Жерара Депардье, о чем тоже "СЭ" уже писал) 75 процентов. И по меркам Англии, где зарабатывать 3 миллиона евро "чистыми" можно, если только ты человек со сложившимся лидерским статусом.
Переманить качественного опорника в "Рубин" – только полдела. В России к М'Вила нужен подход: личность он трудная и периодически неуправляемая. В какой-то степени француза можно назвать копией Марио Балотелли – талант и бунтарь. Его досье пестрит систематическими сообщениями о разного рода выходках. Вот футболист подрался с владельцем одного из французских ресторанов. А вот он же напал на двух девушек легкого поведения, которые якобы пытались его грабить. А вот провел ночь в полицейском участке – по подозрению в избиении 17-летнего подростка – и был освобожден, когда признал вину.
Даже самые жесткие и авторитетные тренеры периодически конфликтовали с М'Вила, не имея возможности достучаться до его сознания. Памятна замена хавбека в четвертьфинальном матче Euro-2012 против Испании. Разозленный решением наставника "трехцветных", игрок даже не пожал Лорану Блану руку, после чего был вызван на заседание дисциплинарного комитета. Его оправдали, но М'Вила не из тех, кто учится на своих ошибках. Спустя несколько месяцев его застукали в ночном клубе вместе с четырьмя партнерами по молодежной сборной – и это накануне решающего матча квалификации. Французы в итоге уступили Норвегии по сумме двух матчей и пролетели мимо Euro-2013. За преступлением последовало строгое наказание: М'Вила был отстранен от выступлений за сборную Франции до июля 2014 года.
Так была поставлена жирная клякса в отношениях хавбека "Ренна" со сборной. За четыре года он отметился в четырех юношеских командах разных возрастов (а в U-19 даже носил капитанскую повязку), дебютировал за главную сборную в товарищеском матче с Норвегией. Именно этот полузащитник стал единственным, кто выходил в стартовом составе в трех первых официальных матчах сборной под руководством Блана. Чуть позже тренер скажет, что ось его команды состоит из четырех человек – Ллориса, Мексеса, М'Вила и Бензема. В молодой и амбициозной сборной игрок "Ренна" не только преуспел в разрушении, но и самостоятельно разворачивал атаки. Все отмечали его незаменимость, успешность в единоборствах и умение всегда быть там, где нужно – при этом получая непривычно мало предупреждений для опорника.
Дисциплинарные нарушения тормозят рост М'Вила и мешают приблизиться к настоящим величинам в центре поля, которыми были в свое время для Франции тот же Виейра и Клод Макелеле. В стране сейчас острая нехватка опорников топ-уровня – на безрыбье Дидье Дешам зовет под знамена сборной Алу Диарра и Абу Диаби, но все это не больше чем хорошие исполнители. М'Вила – едва ли не главная надежда, за ним только широкая спина туринца Погба, а больше никого. Весь вопрос в том, возьмет ли себя он в руки в Казани, найдет ли к нему подход Курбан Бердыев.
"Рубину" что с французами, что с игроками со сложным характером иметь дело не впервой. На рубеже веков клуб из столицы Татарстана подписал форварда Давида Ражо. Футболист он был малопримечательный – до переезда в Россию играл в полулюбительских клубах, но тогда, в период гегемонии "трехцветных" в мире, казался чудной трансферной находкой. Первого иностранца в истории казанского клуба татарские болельщики прозвали "Максимкой". Ражо отыграл в "Рубине" два сезона, забил в 37 матчах 5 мячей, после чего был отправлен на родину, где его следы затерялись. Спустя дюжину лет в Казани ждут совсем другого француза. И теперь, что называется, почувствуйте разницу.