Рафаэль Бенитес: "Когда-то моей слабостью были шахматы"
Известный испанский тренер Рафаэль Бенитес, работавший с "Валенсией", "Ливерпулем" и "Интером", выигравший с английским клубом легендарный финал Лиги чемпионов-2004/05, дал интервью аргентинскому футбольному журналу El Grafico.
ПРИМЕР – АРРИГО САККИ
- Кто был для вас образцом в тренерском деле? У кого вы учились?
- Всегда пользовался всеми источниками информации, любил анализировать, пробовать, искать ответы на свои вопросы в работе коллег. Если говорить о примере в профессии, то скорее всего это Арриго Сакки - его "Милан" был потрясающей командой. Но я старался учиться у всех. Например, много хорошего можно было почерпнуть у Матураны, я всегда узнавал что-то новое, наблюдая за работой Кройфа, чему-то учился у Бьянки и Купера. Можно продолжить. В мадридском "Реале" мне очень помог малоизвестный тренер Фелипе Гайосо: он был хорошим аналитиком и повлиял на меня в профессиональном плане.
- Когда "Ливерпуль" проигрывал "Милану" 0:3 в финале Лиги чемпионов, вы верили в возможность отыграться? Или просто хотели, чтобы ваша команда забила хотя бы один гол?
- Вокруг того матча ходит много легенд. Единственное, что могу сказать вам точно – мы не могли подвести наших болельщиков, которые были готовы умереть за нас. Нужно было изменить динамику игры, и мы перестроились тактически, перейдя на игру в три защитника вместо четырех. Постарался донести до игроков, что им нечего терять и надо сосредоточиться на том, чтобы забить гол и вернуться в игру. Мы должны были доказать, что по праву дошли до финала. Фанаты не отвернулись от нас, несмотря на счет, они ждали наших действий, и их поддержка воодушевила нас.
- Тренер способен изменить судьбу матча в перерыве?
- По крайней мере, мне кажется правильным попытаться это сделать, другой вопрос – что в итоге получится. Это твоя обязанность, тебе за это деньги платят. Конечно, когда ты обращаешься к игрокам в перерыве, то можешь предполагать полное изменение манеры игры или тактические перестановки, а сделать это не так-то просто. Ты находишься в определенных условиях, прежде всего - дефицита времени. Идеи, которые ты захочешь донести до игроков, должны быть простыми и ясными, максимально понятными для них.
- Не считаете, что в наше время влияние тренера преувеличивают?
- Сложно оценить его масштаб, но оно, без сомнения, есть, и обычно довольно значительное. Другое дело, что когда начинаешь анализировать конкретные примеры, то видишь, что в одном случае все получилось, а в другом, к сожалению – не совсем.
- Тренер должен быть в первую очередь психологом или тактиком?
- Все понемногу, а в какой пропорции - зависит от его личности. Для победы в одних матчах достаточно пары удачных тактических решений, в других тренер должен повлиять на психологию игрока.
- В общении с футболистами вы предпочитаете кнут или пряник?
- По-разному бывает. Иногда необходимо проявить жесткость, но многое зависит от профессионализма игрока. Трудно сделать так, чтобы все 25 человек в команде были довольны, ведь тот, кто регулярно играет, воспринимает все не так, как сидящий на лавке. Но есть какие-то общие нормы и исключения для особых случаев.
- Вы используете в своей работе то, что почерпнули из других видов спорта?
- Конечно. В детстве у меня были разносторонние увлечения, занимался многими видами спорта: футболом, дзюдо, баскетболом и даже шахматами – они вообще были моей слабостью. И все полученные знания мне потом пригодились. Баскетбол мне нравился тем, что постоянно развивался, многое оттуда можно было применить и в футболе. Очень много мне дали шахматы. В футболе, как и в шахматах, нужно думать и анализировать на несколько шагов вперед, иметь план А, план В и даже план С. Способность просчитать развитие событий, предвидеть возможные действия соперника и подготовиться к ним – очень полезные навыки в современном футболе.
- Какими качествами должен обладать хороший тренер?
- Трудно сказать определенно, так как существуют разные типы тренеров и разные пути, ведущие к одной и той же цели. Для меня очевидно, что игроки всегда ценят тренера за его знания - это базовая вещь, фундамент, дающий ему уважение в команде. Потом уже не менее важными становятся его личность, профессионализм, лидерские качества.
14-ЧАСОВОЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ
- Вы действительно работаете 24 часа в сутки, как говорил капитан "Ливерпуля" Стивен Джеррард?
- Когда я был тренером в английском клубе, уделял работе 12-14 часов каждый день. Как минимум. К сожалению, от нее трудно отвлечься даже дома, а расплачиваться за это приходится семье. Так не должно быть, но избежать этого очень трудно – по крайней мере, мне не удалось. Если любишь тренерскую профессию, она становится твоей жизнью. К тому же в футбольной культуре Англии у тренера больше ответственности и влияния. Там его будущее зависит в большей степени от него самого, в то время как в испанском клубе над ним стоит спортивный директор.
- Можете вспомнить случай, когда вы почувствовали – всё, провал?
- Если говорить откровенно, я никогда не испытывал таких эмоций. Во-первых, верю в себя, а во-вторых, принимаю и понимаю поражения как часть игры, как один из четырех вариантов исхода матча: можно выиграть, проиграть, сыграть вничью, или встречу могут отменить из-за дождя или снега. Что-нибудь из этого обязательно случится. Когда проигрываешь, ощущения больше похожи на гнев и раздражение, но в то же время это стимул и вызов перед лицом следующего поединка.
- Что является ключевым фактором победы в матче? Следует ли всегда быть верным себе или нужно менять свою тактику в зависимости от соперника?
- Это философский вопрос. Ты всегда стараешься навязать свой стиль игры, но не всегда это получается. Если ты сможешь воспользоваться слабостями соперника, не меняя своего стиля, или меняя как можно меньше, то ты почти достиг совершенства. Но не думаю, что существуют правила, которые на сто процентов гарантируют победу.
ИСПАНИЯ – ТЕХНИКА, ИТАЛИЯ – ТАКТИКА, АНГЛИЯ - ФИЗИКА
- Кто на сегодня лучший тренер в мире?
- Мне никогда не нравился этот вопрос, потому что любой ответ будет спорным. Кто лучше? А в каких обстоятельствах? Есть отличные тренеры, которые проводят выдающуюся работу в командах второго ряда, но не могут выиграть титулы, потому что их командам это не по силам. При этом они могут быть лучше тех, кто работает в топ-клубах, имеет в распоряжении все средства и выигрывает чисто механически, во многом благодаря своим игрокам и их потенциалу. И кто, как вы думаете, лучший тренер? Кто преодолевает обстоятельства каждый день, прекрасно понимая, что никогда не попадет на первые полосы газет, или тот, кто стал таковым, получив в распоряжение полный состав самых дорогих игроков?
- Моуринью, Гвардьола или Фергюсон – кого вы выберете?
- Трудный вопрос. Но все-таки отвечу: мне всегда нравился подход Гвардьолы к игре, и сам он как личность мне тоже симпатичен.
- В успехе "Барсы" есть вклад Гвардьолы - или она играла бы так с любым тренером?
- Есть, и очень значительный. Думаю, самое большое его достижение в том, что он смог продолжить работать с командой. Взобраться на вершину не так сложно, как оставаться там. Ты можешь выиграть один раз, но выигрывать всегда и практически все - свидетельство настоящей силы. Это заслуга Гвардьолы как вдохновителя и идеолога команды.
- Если говорить об "Интере", трудно принимать команду, исчерпавшую себя физически и психологически после Моуринью?
- Нет-нет, проблема в "Интере" была связана с нехваткой ресурсов. Несмотря на обещания, нам не купили ни одного игрока, а 15 футболистов в составе были старше 30 лет. При этом мы выиграли два титула. Очень трудно, даже практически невозможно добиться большего без минимальной поддержки сверху.
- Вы работали в Англии, Испании и Италии. В чем разница между тремя чемпионатами?
- Каждая футбольная культура – смесь особенностей, которые ее и формируют. Упрощенно можно было бы сказать, что испанский чемпионат – это в первую очередь техника, Италия – тактика, а Англия – физика. Хотя между испанской и английской лигами становится все меньше различий.
МЕССИ – ВЕЛИЧАЙШИЙ
- Какую главную ошибку совершают современные футболисты?
- Мне кажется, что в информационном обществе игроки, сами того не желая, становятся слишком зависимы от СМИ. Во многих случаях они больше доверяют тому, что о них пишут и говорят, чем мнению тренера, в то время как он лишь желает им прогресса в игре.
- Как сборной Испании удалось превратиться из вечного фаворита в лучшую команду мира?
- Мне кажется, это произошло благодаря стечению сразу нескольких обстоятельств. Появилась группа талантливейших футболистов, обладающих высоким классом, характером и опытом игр за сборную, которые к тому же хорошо знали друг друга. Арагонес и Дель Боске должны были сделать из них единый коллектив с общей философией и определенной целью. Давно знаю Висенте; знаю, как он работает и на что способен. Очень рад за него и его тренерский штаб.
- А что происходит со сборной Аргентины? Она способна выиграть чемпионат мира, или мы переоцениваем свою команду?
- Высокий уровень аргентинских игроков не подлежит сомнению. Если же искать конкретную причину неудач, то могу сказать, что, общаясь с аргентинскими футболистами, я всегда отмечал у них беспокойство, порожденное срочной необходимостью и категорической обязанностью побеждать. Из-за него играешь хуже, чем можешь, а каждая осечка еще больше увеличивает давление и ухудшает качество игры. Может быть, дело в этом.
- Тогда почему же Месси так легко справляется с ожиданиями в "Барсе" и с таким трудом – в сборной?
- Здесь есть один фактор, в важности которого я уверен. В "Барселоне" очень приятная для Месси обстановка, ему там все нравится. И здесь можно повторить то, о чем я уже говорил. В Аргентине так многого ждут от него, так высоки запросы, что в этой атмосфере он играет ниже своих возможностей. В "Барсе" Месси знает, что он ключевой игрок и все в него верят, поэтому давление не так велико. Он величайший футболист, никто, хоть что-то понимающий в футболе, в этом не сомневается. Одно из его достоинств - скромность, и это позволяет надеяться, что он сможет выступать на самом высоком уровне еще много лет. Уже сейчас Месси – уникальная фигура, и его ждет еще более блестящее будущее.
Подготовила Татьяна ПОНОМАРЕНКО