Алессандро Дель Пьеро: "Свой первый трофей я взял в петанке"
Полузащитник "Ювентуса" Алессандро Дель Пьеро вспомнил занимательные моменты жизни и карьеры в интервью испанской газете El Pais.
Чудесный солнечный день в Турине. Все игроки национальных сборных находятся в расположении своих команд, а Алессандро дель Пьеро выходит на поле в контрольном матче против "Савоны". Он уже не финтит, как раньше, но борется за каждый мяч, а соперники ждут конца первого тайма, чтобы с ним сфотографироваться. Дель Пьеро только что исполнилось 37 лет, 18 из них он провел в "Юве", и этот сезон, вероятно, станет для него в Турине последним. У него загораются глаза, когда он видит свою детскую фотографию - на ней он едва больше футбольного мяча, с которым сфотографирован.
- Вы помните, где сделан этот снимок?
- Отлично помню - за моим домом. Мне еще даже года не исполнилось, но видите, я уже знал, чем хочу заниматься… Я очень люблю эту фотографию, в нашу эпоху высоких технологий таких уже нет.
- У вас остался на память тот мяч или что-нибудь еще из детства?
- Мяча не осталось. Но я до сих пор храню постеры, висевшие у меня в комнате, и три кубка, которые выиграл в летних турнирах по петанку. Мои первые трофеи я завоевал в этой игре, а не в футболе.
- Вам нравился петанк?
- Да, но в него играли только на пляже. К тому же я был очень застенчивым. Я и сейчас такой, но в то время я был настолько робким, что мне было трудно общаться с другими детьми.
- А какие постеры висели у вас на стенах?
- "Юве", Платини и певцы, которых мы слушали с братом - мы с ним жили в одной комнате. Майкл Джексон, Genesis, U2, Dire Straits… Еще я сохранил легендарный велосипед, на нем катались моя двоюродная сестра, мой брат и я. Ему уже лет пятьдесят, сейчас он стоит дома у моей матери. Это просто чудо, один из тех великов с педальным тормозом. Я был от него в восторге.
- Как вы изменились с возрастом?
- Стал более уверенным и научился преодолевать застенчивость. Но я по-прежнему истинный сын Венето (регион на севере Италии. - Прим. "СЭ"): сдержанный, спокойный и практичный.
- Вы когда-нибудь собирали альбом с футбольными наклейками?
- Нет, это стоило дорого, в нашей семье не было таких денег. Но я уговорил маму купить мне пару пакетиков и прилепил наклейки на свой велосипед.
- Ваш отец был электриком, мать работала уборщицей. Как могла бы сложиться ваша жизнь, если бы вы не стали футболистом?
- Понятия не имею. Помню, однажды в школе нам дали задание написать о будущей профессии, и я выбрал три: электрик, как папа, дальнобойщик, потому что мне нравилось путешествовать, и повар, потому что я люблю поесть. На самом деле всегда мечтал быть футболистом, но никогда бы об этом не написал.
- Что дарит вам сильные эмоции?
- Мои дети - их трое. Очень волнующе наблюдать за тем, как они растут. А еще - разные события в спорте и некоторые фильмы.
- И что из произошедшего недавно в спорте произвело на вас самое большое впечатление?
- Кубок мира по регби. Я посмотрел все матчи, кроме финала - он совпал по времени с тренировкой. От гимнов и предматчевого антуража у меня просто мурашки по коже бежали.
- Сколько часов вы проводили в детстве на улице?
- Все свободное время: после уроков, которые я делал как можно быстрее, и до наступления темноты. На севере долгие зимы, темнеет уже в половине пятого вечера. После этого нам гулять не разрешали. Когда темнело, мой отец выводил машину из гаража, чтобы у меня было больше места для игр. Зато летом я отрывался. Возвращался домой, только чтобы поесть.
- Что вам чаще всего говорила ваша мать?
- "Ходи спокойно, не потей, не бегай"… А я ей отвечал: "Мама, а зачем тогда выходить на улицу, если не бегать?" С тринадцати лет, когда я начал играть в Падуе, куда добирался на двух электричках, она говорила мне, чтобы я не доверял незнакомым людям.
- Ваши первые бутсы?
- "Адидас", мне подарили их на день рождения. Я их очень любил.
- У кого вы хотели бы взять автограф в детстве?
- Не думаю, что решился бы попросить автограф: я был таким стеснительным! Даже не знаю, зачем бы он мне понадобился. Конечно, для меня было бы счастьем увидеть моих кумиров, но в Сан Вендемьяно (родной поселок дель Пьеро с населением 10 000 жителей) никогда не приезжали ни "Ювентус", ни Платини, ни Боно из U2.
- Кто-нибудь из тренеров ругал вас за финты?
- Нет, мне повезло с учителями. Помню, как меня первый раз похвалили, как будто это случилось вчера. У меня тогда были очень красивые бирюзовые штаны, я их постоянно носил. И вот однажды я пошел играть в футбол с командой моего поселка, и тренер нам дал задание на технику: быстро вести мяч, много пасовать - левой ногой, правой, делать финты. У меня хорошо получилось, и тренер сказал: "Смотрите, ребята, как делает этот мальчик в бирюзовых штанах". Эта фраза врезалось мне в память. Это был мой первый тренер, он понимал, что для детей самое главное - получать удовольствие от футбола и научиться играть в команде.
- Маццола всегда говорил, что в Италии финты не ценят.
- Хороший финт - эффектное зрелище, но мастерство футболиста не в том, чтобы финтить, защищаться или забивать, а в том, чтобы выбрать нужное решение. Самое трудное и самое главное - в каждом эпизоде сыграть на пользу команде.
- Сегодня вы стелились в подкате, чтобы отобрать мяч. Как вам удалось сохранить такое желание играть в 37 лет?
- Не чувствую себя на свой возраст и все так же люблю футбол, как и раньше. Бывают моменты, ты должен быть готов отдать все – падать в подкате, если надо, или бежать что было сил. Счастлив, что во мне есть эта страсть, и она будет со мной, пока я жив.
- Что вам дал футбол?
- Все, что воображал себе каждый вечер перед тем, как заснуть. Он осуществил все мои мечты.
- Как смотрится футбол со скамейки запасных?
- Плохо. Большинство скамеек ледяные... Лучше находиться на поле, правда.
- С кем из футболистов вы дружите?
- С Ди Ливио.
- Какой гол вы отпраздновали эмоциональнее всего?
- Мяч, забитый в полуфинале Германия - Италия в 2006 году. Или в Токио в 96-м (дель Пьеро стал автором единственного гола в финале Межконтинентального кубка. - Прим. "СЭ").
- Победа на чемпионате мира дарит ни с чем не сравнимые ощущения?
- Да. Я выиграл его в 32 года, проведя к тому времени в сборной 14 лет. Завоевать такой трофей, когда ты уже не самоуверенный юноша, еще приятнее.
- Кто из защитников создавал вам больше всего проблем?
- Каннаваро, Неста и Тюрам. Против них очень утомительно играть, они хорошо действуют на опережение.
- Какой стадион вас больше всего впечатлил?
- Мне очень дорог "Бернабеу", эта арена сыграла особую роль в моей карьере. Услышать овацию от мадридской публики - все равно, что выиграть трофей (дель Пьеро сделал дубль в матче Лиги чемпионов против мадридского "Реала", после чего фанаты наградили его аплодисментами. - Прим. "СЭ"). Еще назову "Олд Траффорд", он долгие годы был символом футбола, не говоря уже об атмосфере в Глазго и на "Энфилде". Меня бросает в дрожь от одной мысли о них.
- Когда вы последний раз плакали?
- Не смог заплакать, даже когда умер мой отец - просто впал в ступор. Мне так хотелось бы, чтобы сейчас он был рядом и я смог бы поблагодарить его за все, что он для меня сделал.
- Вы подписали контракт с "Юве" в июне 1993 года. Помните впечатления, которые произвела на вас штаб-квартира клуба?
- Белиссима! Все происходило на Пьяцца Кримеа, маленькой площади в Турине, в небольшом особняке 1800 года, похожем на замок. Мне, приехавшему из поселка, все казалось необычным и грандиозным.
- Какой период в вашей карьере был самым тяжелым?
- Первый год в Падуе. Я был совсем ребенком, жил вдали от родителей, и мне было трудно привыкнуть. В доме, где мы жили, стояли только кровати.
- Кто из тренеров больше всех повлиял на вас, если выбирать между Липпи, Капелло, Трапаттони и Анчелотти?
- Наверное, Липпи, потому что он тренировал меня дольше остальных, и под его руководством я выиграл все, что можно. Отработал с ним на все сто процентов.
- Когда вы приехали в "Юве", там играли Виалли, Раванелли, Баджо… Какие советы они вам давали?
- Я держался особняком, но очень внимательно наблюдал за всеми. Если я чего-то добился в жизни, то потому, что смотрел во все глаза и ничего не упускал из виду.
- Что можете сказать об Индзаги, Вьери и Трезеге?
- Индзаги забивал даже нечаянно. Открывался, получал мяч и… гол. Вьери - сама мощь. Трезеге обладал прекрасным ударом. Он был очень высоким, но с хорошей координацией и бил по мячу просто фантастически.
- Говорят, что Ибрагимович чуть не подрался с Гвардьолой. А как он вел себя в "Юве"?
- В "Юве" он чуть не подрался с другим человеком.
- С вами?
- Не-е-е-ет. От меня он бы получил. Златан вообще-то спокойный, просто он очень требователен и хочет максимальной отдачи от себя и других.
- Вы унаследовали 10-й номер от Баджо. Он лучший футболист из тех, с кем вы играли?
- Да, наряду с Зиданом. И еще Югович. Но техника у Зизу и Баджо была изумительная.
- Где бы вы хотели закончить свою карьеру?
- На этот вопрос мне не очень хочется отвечать. Я хочу уйти с легким сердцем, без драматизма. Будь что будет.
- Как долго еще вы хотите играть?
- До сорока лет.
- Вы жалеете о чем-нибудь?
- Нет, разве что некоторые матчи мне хотелось бы сыграть еще раз - с тем опытом, какой есть у меня сейчас. Счастлив, что в моей жизни все сложилось так, как сложилось.
Подготовила Татьяна ПОНОМАРЕНКО