7 августа 2019, 16:30

Международный кубок чемпионов уже не тот. В США посещаемость резко упала

Гоша Чернов
Шеф отдела информации
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
В европейском футболе завершается межсезонье, а с ним и самый престижный выставочный турнир лета. В этом году зритель отнесся к нему холодно. Разбираемся в причинах.

Американский прорыв

Летом 2011 года в Майами пригласили "Барселону" сыграть товарищеский матч с "Гвадалахарой". Каталонцы проиграли мексиканцам 1:4, но главное тут не счет, а количество зрителей – 70 080. Для контрольной игры это заоблачное число, которое навело миллиардера Стивена Росса на мысль о заработке. Так в 2013 году появился Международный кубок чемпионов.

Шесть лет назад в турнире уже выступали гранды: "Челси", "Интер", "Ювентус", "Реал"… В первом матче в истории МКЧ на американской земле "Эвертон" победил "Юве" в серии пенальти при 22 тысячах свидетелей, но это был самый неинтересный матч с точки зрения болельщиков в США. В среднем игры того турнира посещали 40 тысяч фанатов. Это уже приличное число, на котором можно нажиться.

Падение интереса

Со временем МКЧ менял формат, приглашал больше участников – и росла посещаемость. В 2014-м 109 тысяч фанатов в Мичигане наблюдали за встречей "Манчестер Юнайтед" и "Реала" даже без Криштиану Роналду. Через два года на том же стадионе 105 тысяч зрителей смотрели на битву "Челси" и "Реала". Еще через два там же, на "Энн Эрбор", "МЮ" и "Ливерпуль" играли при 101-й тысяче человек.

В этом году арена в Мичигане не принимала Международный кубок чемпионов, но на ее примере можно отметить падение интереса к турниру. Каждые два года с 2014-го – на четыре тысячи меньше зрителей, хотя вывески матчей не становятся менее яркими. Этим летом больше всего болельщиков в США побывало на встрече "Баварии" и "Реала" в Хьюстоне (60 тысяч). А всего из 11 игр целых пять собрали меньше 20 тысяч зрителей. В трех предыдущих сезонах только два из 39 матчей в США посещало меньше 20 тысяч. Регресс очевиден.

Средняя посещаемость матчей МКЧ в США. Фото "СЭ"
Средняя посещаемость матчей МКЧ в США. Фото "СЭ"

Причины

На Международный кубок чемпионов все еще зовут именитые клубы, но фанаты стали относиться к турниру прохладнее. Резкое падение посещаемости в США было замечено еще в прошлом году, но тогда это объяснялось чемпионатом мира – многие топ-футболисты отказались от участия, так как отдыхали после турнира. В чем же причины на этот раз?

1. Состав участников

Издание Soccer America отмечает, что в США в этом году не приехал ни один из двух самых популярных в стране клубов – "Манчестер Юнайтед" и "Барселона". Для подготовки к сезону они выбрали другие континенты. Правда, 8 и 11 августа каталонцы еще будут играть в США и проведут два матча с "Наполи", но уже не в рамках МКЧ.

Кроме того, от участия турнира отказалась "Рома" (ей нужно время на отборочные матчи Лиги Европы), а заменившая ее "Фиорентина" такого интереса в США не вызывает. Ее игры – самые непопулярные на турнире (10 тысяч зрителей с "Гвадалахарой" и 12 тысяч с "Бенфикой").

Еще в Америке три матча провела "Гвадалахара" – организаторы рассчитывали, что массивная мексиканская диаспора охотно пойдет на родной клуб. Но в среднем на ее матчах было меньше 16 тысяч фанатов. Даже на ее встречу с "Атлетико" в Техасе пришло лишь 12 с половиной тысяч – четверть стадиона "Глоуб Лайф-парк".

2. Больше нет эффекта новизны

"Реал" за шесть лет не потерял блеска своего имени, как и "Манчестер Юнайтед". Но цифры безжалостны: даже королевская магия не спасает.

Средняя посещаемость матчей "Реала" на МКЧ в США

Средняя посещаемость матчей "Реала" на МКЧ в США. Фото "СЭ"
Средняя посещаемость матчей "Реала" на МКЧ в США. Фото "СЭ"

На матч "Арсенала" с "Фиорентиной" организаторы пригласили футбольную звезду Америки номер один – капитана женской сборной США Меган Рапино. Но даже двукратная чемпионка мира не привлекла зрителя – 75-тысячный стадион в Шарлотт остался полупустым.

Вне рамок МКЧ тоже все грустно: "Ливерпуль" и дортмундская "Боруссия" 20 июля провели первый в 90-летней истории стадиона "Нотр Дам" матч по европейскому футболу. Но приезд лучшей команды Европы в Индиану мало кого заинтересовал – 35 тысяч нераспроданных билетов.

Вероятно, болельщикам в США уже приелись заокеанские гранды – шесть лет назад их визит был неординарным событием, а теперь это стало обыденностью. И, к тому же, в европейских командах не так много американцев. А лучший футболист США Кристиан Пулишич и его "Челси" летом предпочли Азию.

3. Отсутствие турнирной составляющей

В 2013-м и 2014-м Международный кубок чемпионов проводился с групповым этапом и полноценным финалом. Пять лет назад турнир выиграл "Манчестер Юнайтед", но его главный тренер Луи ван Гал пожаловался на график и на перелеты. Команда провела четыре матча в четырех разных штатах, причем лететь на заключительную игру не очень хотела – выстроенная подготовка важнее финала выставочного турнира.

Организаторы учли жалобы и сменили формат турнира. С 2015 года все команды проводят четкое количество матчей, по итогам которых определяется символический победитель. Но турнирная составляющая если и есть, то совсем не чувствуется. Американские зрители тоже это понимают: к седьмому турниру они поняли, что МКЧ – это часть предсезонной подготовки, а на поле может легко появиться пузатый Азар. Зачем тогда на это смотреть?

4. Цены

Но главная причина кроется в деньгах. Как обычно. Стоимость билетов на матчи Международного кубка чемпионов всегда была неадекватно высокой, в этом году – тоже. На недавнее мадридское дерби в Нью-Джерси можно было попасть лишь за 73,3 доллара (минимум). Или за 791 доллар, если вы хотите ощутить максимальный комфорт. Самый дешевый билет на матч "Баварии" и "Милана" в Канзас-Сити стоил 52 доллара, на встречу "Арсенала" и "Реала" в пригороде Вашингтона – 85 долларов.

Даже на игры премьер-лиги цены не так кусаются – средняя стоимость домашнего билета в прошлом сезоне была в районе 31 фунта (38 долларов), а на гостевую трибуну можно было попасть за 26 фунтов (32 доллара). В 2015-м фанаты "Баварии" устроили акцию протеста, так как считали завышенными цены на выездной матч с "Арсеналом" (64 фунта или 78 долларов). На некоторые игры МКЧ стоимость билета начинается примерно с этой же суммы.

Но организаторам нужно отбивать вложенные средства: Forbes писал, что самые именитые клубы получают по 20 миллионов долларов за участие. А клубов много, каждого нужно поощрить. Вот только зритель никогда не захочет переплачивать даже за поход на Криштиану Роналду.

Средняя посещаемость матчей "Реала" на МКЧ в США. Фото "СЭ"
Турнирная таблица МКЧ-2019. Фото "СЭ"

10 августа. Атлетико – Ювентус.?

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости