"Хочу сделать с Ильиных большой балет на тему Болливуда". Интервью Сергея Полунина
Сергей Полунин
Родился 20 ноября 1989 года в Херсоне. С четырех до восьми лет занимался спортивной гимнастикой, мечтал выиграть олимпийскую медаль.
Многими экспертами называется номером один мирового балета в данный момент. В 2008 году, в 19 лет, стал самым молодым солистом в истории Королевского балета в Лондоне.
Премьер Московского музыкального театра имени Немировича-Данченко, постоянный приглашенный солист Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, приглашенный солист Баварского балета (Мюнхен).
Инициатор и автор многих балетных проектов по всему миру. В том числе – драматического балета "Распутин" в постановке японки Юко Ойши, премьера которого состоялась в конце мая 2019 года в Лондоне.
Из-за жестких высказываний в соцсетях в 2019 году получил скандальную репутацию. Критически высказывался о полных людях, получал от западной прессы обвинения в гомофобии. Из-за этого, в частности, было отменено приглашение в парижскую Оперу.
В 2017 году получил сербское гражданство, в 2018-м – российское. В марте 2019 года был назначен ректором и художественным руководителем Академии балета, которая создается в Севастополе.
Имеет многочисленные татуировки, в том числе – портрет президента России Владимира Путина. С весны 2019 года в отношениях с российской фигуристкой, олимпийской чемпионкой Еленой Ильиных. В балете "Распутин" она исполнила роль Императрицы Александры Федоровны.
Олимпийские чемпионки Сочи-2014 Елена Ильиных и Юлия Липницкая провели в Москве сбор своей "Академии чемпионов". Неожиданным участником мероприятия стал всемирно известный танцовщик Сергей Полунин – он провел для детей занятия по хореографии. Мы расспросили у звезды балета о недавней необычной постановке в Лондоне, совместных проектах с Еленой Ильиных и шансах на ее возвращение в спорт.
Принципы хореографии в фигурном катании и балете одинаковы
– Довольно неожиданно встретить вас на окраине Москвы. Что вы тут делаете?
– Мне было интересно посмотреть на детей, которые занимаются фигурным катанием, посмотреть, как Лена и Юля обучают их, сравнить хореографическую подготовку в балете и фигурном катании. Я всегда видел параллели, но о фигурном катании не имел абсолютно никаких знаний. Теперь понял, что принципы одинаковые. Построение корпуса, препарасьоны (подготовительные движения. – Прим. "СЭ") – это все похоже и даже идентично. То есть балет и фигурное катание требуют одних подходов. И это для меня интересное открытие.
– Вы мировая звезда, всегда нарасхват. Однако только за последнее время провели мастер-классы в Тюмени и Тобольске, первый предварительный просмотр для своей Академии балета в Севастополе, теперь – в Москве. Почему такое внимание к детям?
– Я когда-то свой первый мастер-класс дал в Лос-Анджелесе. Совершенно случайно. Но сразу понял, насколько это круто – учить, насколько фантастически себя ощущаешь, когда дети хотят что-то впитать, чему-то научиться. Видеть эти горящие глаза, чувствовать эту абсолютно чистую энергию – ощущения невозможно передать словами. Я понял, что это делает меня счастливым. И что, получая, также могу что-то дать детям, научить. Возможно, этот свет не только технический, но и жизненный, который они также могут применить в быту. Я всегда стараюсь максимально помочь детям. Для меня нет разницы, из какой они страны, из какого города. Когда есть возможность, стараюсь приехать к детям. Мне важно учить их по-доброму, заинтересовывать – чтобы они сами мыслили, хотели узнавать, двигаться дальше. Заинтересовать, а не заставлять. Вот такая у меня сейчас начальная миссия.
– Как вы видите: много талантливых детей? Можно быть спокойным, что через 10-20 лет Россия по-прежнему будет впереди всех хотя бы в балете и фигурном катании?
– Русский человек от природы наделен такой выносливостью и силой, как физической так и духовной, что чем бы ребенок не хотел заниматься – он обязательно может этого достичь. Очень важны поддержка родителей и правильный подход. А талантливых детей, конечно, очень много. Главное – найти у ребенка его талант, в котором он сможет себя проявить. Поэтому поначалу просто необходимо водить его по разным школам, секциям, классам – смотреть, что получается. У каждого человека есть свой талант. Важно вовремя это заметить и помочь раскрыть. А вообще, я бы посоветовал стараться становиться лучше себя самого – и тогда можно достичь максимального результата в своей жизни, в своей миссии. Не равняться на других, но помогать и поддерживать.
Никто не ожидал от Елены танца такого уровня
– Сергей, как прошла премьера драматического балета "Распутин" в лондонском "Палладиуме"?
– Замечательно. Начинали мы постепенно, потихоньку, но к концу люди уже стоя аплодировали. Круто получилось. А вот пресса восприняла очень негативно – в чем-то из-за политики, в чем-то из-за моего ухода из Королевского балета. Мстят. То есть они, конечно, просят фотографии, разрешения поприсутствовать на репетиции…
– А потом разносят в статьях?
– Ставят ползвезды, одну звезду по пятибалльной шкале, пишут гадости. Ничего страшного, но это отгоняет спонсоров и людей, читающих газеты.
– Как вам выступление Елены? Все-таки перед премьерой в ее отношении было много скепсиса.
– Многие зрители, фанаты и даже мои друзья-профессионалы говорили, что не ожидали от Елены танца такого уровня. Получилось то, что мы и хотели сделать. Хотя это был эксперимент: когда начинаешь – никогда не знаешь, что выйдет. Но ведь лед – это тоже искусство, выражение чувств, у фигуристов это есть. Просто было перенесено на сцену. На льду все помасштабнее, а здесь каждый элемент нужно делать более осознанно, потому что идет разговор персонажа, а не тебя самого.
– Неужели не было ни одной, даже мелкой ошибки? Вы бы как оценили работу Елены на сцене, на сколько звезд?
– Результат на сцене… Она была артистом – это для меня самое важное. Единственный не минус даже, а необычность – на репетициях сама Лена не до конца верила, что у нее все получится. Я ее втянул в это, у нее в целом не было планов выходить на сцену. Этот момент был психологически сложный. Убедить и ее, и всех вокруг, когда продукт не готов – это было самое тяжелое. Но у Лены мощнейшая энергия – а это то, что считывает, чувствует зритель. Мы же смотрим не на движения, а на энергетику. Как в футболе, в любом виде спорта: даже если спортсмен хорош, его неинтересно смотреть, если нет харизмы, истории. Лена притягивает к себе, на нее хочется смотреть. Она была красивая, артистичная.
За занятия балетом меня в Херсоне уважали даже каратисты
– Что дальше? Будете расширять совместную деятельность?
– Да. "Распутин" будет гастролировать. Хочу повезти его по России, в Индию. Просто пока не успел все продумать и спланировать. Фактически мы сделали балет за два месяца – новую музыку, новые костюмы, новую сценографию. Это очень быстро. А вообще, у меня на Лену большие планы (смеется). Хочу сделать большой проект на тему Болливуда. Лена хорошо танцует.
– То есть она будет актрисой в некоем представлении в стиле Болливуда?
– Да, будут этакие болливудские танцы. Я не зацикливаюсь на чем-то одном, мне нравится, когда много разных артистов из разных индустрий. Из других планов – в Севастополе открываю Академию балета. Правда, надо признать, что сейчас очень мало мальчиков. Из 134-х детей, пришедших к нам на первый предварительный просмотр, было только трое парней.
– Видимо, это связано с общественным мнением? Балет многим ошибочно представляется женственным.
– Да, все эти лосины отпугивают. Хотя требования к организму в балете очень жесткие. Но если меня в Херсоне в детстве уважали за занятия балетом даже каратисты, потому что подход к тренировкам был мужской, сейчас ситуация другая. Парень лишний раз подумает, а стоит ли ему сюда идти. Надо исправлять, менять имидж балета в глобальном масштабе.
Шансы на возвращении Ильиных в большой спорт – 50 на 50
– А вы сами катаетесь на коньках?
– Нет. Один раз лет в 12 вышел, но как-то не задалось.
– Елена не пытается затащить вас в обратную сторону, на каток?
– Я думаю о таком опыте. Но из-за балета я никогда не рисковал занятиями спортом – почти не играл в футбол, не катался на лыжах.
– Но пришли вы в балет из спортивной гимнастики, занимались серьезно.
– Так и было. И я вообще всем, кто хочет заниматься спортом, посоветовал бы начинать с гимнастики. Это основа основ. После нее можно и в фигурное катание – с прыжками будет лучше, и в хоккей, и в балет. Да и просто голова начинает лучше работать, развивается пространственное воображение.
– Вы как-то обсуждаете возможное возвращение Елены в фигурное катание? Поддерживаете, отговариваете?
– Я пытаюсь уловить желания человека.
– Тогда как вы чувствуете: она хочет вернуться?
– Любой спортсмен хочет сохранять связь со спортом. Мне кажется, Лена тоже хочет. Но много каких-то разных системных факторов, которые влияют. Может быть, у нее сейчас есть что-то более важное в жизни. Но фигурное катание в ней не пройдет, это точно. У танцовщиков то же самое. У нас самое страшное – выход на пенсию.
– Но у вас все-таки можно выступать дольше. Примеров много – вспомним хотя бы Барышникова.
– Или Плисецкую. Но все-таки, такое долгожительство не у всех, и лет в 40 все равно встает вопрос – а чем дальше заниматься, если всю жизнь делал только это? У Лены, мне кажется, тоже такое есть. Ведь реально бывает, что человек исчезает. После ухода из балета люди потерянные ходят потерянными года три-четыре. И Лена ищет себя в других направлениях. Если она сейчас продолжит кататься, не займется чем-то другим, а уйдет из фигурного катания, например, в 32 года, будет меньше времени освоить другую деятельность. Она это понимает, но всегда скучает по льду. Даже когда со мной танцевала, это было. Думаю, шансы на возвращение в большой спорт – 50 на 50.