Трусова — главная фигуристка. Что имеют в виду иностранные чиновники?
Новый сезон в фигурном катании начинается без российских спортсменов. В нашей стране отстранение вызывает эмоции максимально широкого диапазона — от уверенности в том, что нас будут самих умолять вернуться до призывов готовиться к долгой изоляции. Как воспринимает российский рынок и российское фигурное катание сам ISU? Кое-что можно проследить по официальным документам, которые готовились к конгрессу в Пхукете в июне этого года.
Зависит ли ISU от России финансово?
Именно из них стало известно, что Международный союз конькобежцев зарезервировал 2,5 миллиона швейцарских франков (2,6 млн долларов) на покрытие рисков в связи с конфликтом на Украине. События вкупе с принятым Советом ISU решением о «защитных мерах» привели к пагубным последствиям, признают в организации.
В то же время в финансовом отчете утверждается, что союз не имеет множества контрагентов и спонсоров из России (это правда — на последних чемпионатах мира партнером был только «Кагоцел»), поэтому финансово не зависит от нашей страны. Исключение — телеправа. Отсутствие российских фигуристов на чемпионате мира в марте 2022 года привело к снижению доходов из России. Но это не фатальные потери.
Во многом это одно из объяснений, почему россиян так легко выгнали с международной арены. Зашли бы после Сочи в мир фигурного катания российские компании, глядишь, за восемь лет удалось бы и своих людей в Совете ISU продвинуть. Но — где мы были восемь лет?
Наш рынок для ISU не важен
В 2021 году ISU значительно улучшил свою финансовую ситуацию — общий убыток по итогам года составил всего 247 тысяч франков по сравнению с 4,65 миллиона в пиковый ковидный год.
Но если брать медиа и маркетинг, то показатели неоднозначные. ISU упал с 12-го на 14-е место в рейтинге #SportsOnSocial, который считает активность международных федераций в соцсетях, говорится в другом документе. Фигуристы и конькобежцы пропустили вперед Международную федерацию тенниса и гимнастики (объяснимо, ведь в 2021 году проходила Олимпиада в Токио), а также Международную федерацию лыжного спорта (это уже менее объяснимо). Как утверждают авторы доклада, главной причиной падения является сократившееся количество соревнований. Что ж, тогда все объясняется. ISU в первый год пандемии действительно слабо боролся за сохранение чемпионата Европы и серии «Гран-при», и это повлияло ключевым образом. Только вот можно ли было не отказываться от соревнований? Этот вопрос перешел в разряд риторических.
Аудитория соцсетей выросла и превысила миллион пользователей, но упали почти все показатели — лайки, вовлеченность, количество просмотров на YouTube и так далее. Во многом рост достигнут благодаря китайской Weibo. Интересно, что для ISU основными рынками фигурного катания в сезоне-2020/21 остались США и Япония (18% и 11% соответственно). Дело, вероятно, в англоязычности платформ и наличии большого количества контента о фигуристах в самой России. То есть надо понимать: да, медиаправа россиянам продавать хотелось бы, но нельзя сказать, что мы представляем для ISU суперважный рекламный рынок.
Трусова — главная фигуристка
Но есть и приятные моменты. Подводя итоги развития YouTube-канала ISU, медиакоманда рассказывает, откуда был наибольший приток подписчиков за сезон-2020/21. Оказывается, из новых 25,3 тысячи почти две тысячи пришло после просмотра проката Александры Трусовой на Skate Canada (сейчас на этом видео внушительные 2,8 млн просмотров). Видео с Трусовой также просматривалось чаще других в сезоне, и она входит в четверку самых популярных в поиске фигуристов, уступая только Юдзуру Ханю. Позади Нэтан Чен и, что необычно, Алена Косторная. Алену помнят прекрасно! Ей точно есть ради кого продолжать карьеру.
Между прочим, прокат Трусовой на «Гран-при Канады» 2019 года — один из самых просматриваемых в истории фигурного катания. Речь идет о показательной программе Unstoppable, которую увидели 35 миллионов пользователей (даже у золотого проката Ханю на Олимпиаде-2018 всего 28).
Еще в одном докладе, по маркетингу, ISU отмечает рост интереса к юниорским соревнованиям, в частности серии «Гран-при» и чемпионату мира, что удалось конвертировать в продажу телеправ в России в 2020 и 2021 годах. «Но развитие бизнес-возможностей с партнерами в России было остановлено из-за конфликта на Украине».
Сказать, что ISU жаждет нашего возвращения, по цитируемым выше документам нельзя. И хотя эксперты во вчерашних комментариях «СЭ» говорили, что необходимость искать резервы — первый печальный звонок для организации, кажется, скорее он показывает готовность затянуть пояса. А в этом деле главное, чтобы штаны не упали. А то и затягивать может оказаться нечего.