«Энергия и хореография Загитовой — украшение фигурного катания»
Многолетний обозреватель NBC Sports и Patinage Magazine Жан-Кристоф Берло, пишущий о фигурном катании более 15 лет и освещающий практически все соревнования в рамках этого вида спорта, подвел итоги женского турнира финала «Гран-при». Берло, посетивший все тренировки и официальные выступления всех фигуристов в Турине, объяснил, почему Косторная, Щербакова и Трусова должны задумываться о будущем, почему у Загитовой — лучшие программы из учениц Тутберидзе, а Туктамышева достойна высоких оценок за компоненты.
— Я должен очень много сказать обо всех выступавших в финале серии девушках, — начал Берло. — Для меня было невероятно волнительно увидеть их прокаты, все они катались очень качественно с красивейшими линиями и позициями. Эти фигуристки олицетворяли для меня то, что я больше всего люблю в фигурном катании.
Респект Тутберидзе
— Большое уважение команде Этери Тутберидзе, ученицы которой Трусова, Щербакова и Косторная делают просто невероятные прыжки. Плюс, я и раньше отмечал фигуристов со сложными прыжками, но как они катались? Базовые навыки катания были на низком уровне, очень медленно плюс никаких красивых линий. Другой вопрос: надолго ли это? И на него сможет ответить только будущее.
Как-то во время соревнований мне довелось пообщаться с Этери, и тогда она отметила, что карьера фигуристки очень коротка. И это действительно так: счет идет на каждый день. Эти девочки так юны и прекрасны, но надеюсь, каждая из них представляет, какое непростое испытание взрослением их ждет впереди, а также понимает, что через пару лет в топе, возможно, будут совсем другие фигуристки.
Приведу пример Эдвина Олдрина — второго человека, высадившегося на Луне 50 лет назад. Когда он вернулся на Землю, то вдруг понял, что вряд ли сможет сделать что-то еще более грандиозное. Тогда ему было только 39 лет, и Олдрин задумался: что же я буду делать в оставшуюся часть жизни? И я очень надеюсь, что девочки уже задумываются о своем будущем. Однако это не отменяет того факта, что я восхищаюсь работой Тутберидзе и уважаю.
Невероятная Клеопатра
— Как вам выступление Загитовой в Турине?
— Алина-Алина! (Громко и с восхищением повторил имя олимпийской чемпионки Берло.) У нее самые интересные программы из всех девочек Тутберидзе, даже, чем у Косторной. Алена — идеальное сочетание всех лучши качеств между новым поколением и поколением Загитовой. «Клеопатра» — невероятная программа, которой Алина отдается без остатка. Обратите внимание, сколько в ней самых разных движений и красивой хореографии. И именно за это у нее стоят абсолютно заслуженные девятки в компонентах, но к моему большому сожалению, в произвольной программе у нее были недокруты сразу на шести прыжках. Потому что ее энергия, телодвижения и работа в целом — это украшение фигурного катания.
Сила и красота Кихиры
— Четверной сальхов Кихиры в субботу, который пусть и завершился падением, но все же состоялся, вас удивил?
— Нет. Потому что я видел этот прыжок в исполнении Кихиры на тренировке. Русские фигуристки открыли дверь в мир женских четверных, словно вскрыв ящик Пандоры. И теперь все пойдут за ними. Вы же видели здесь же в Турине четверные прыжки от американки Алисы Лью в юниорских соревнованиях?
Кихира по сути невероятно сильна! Она делает в произвольной программе два тройных акселя, а теперь еще и добавила сальхов в четыре оборота. Если говорить о ее программах, то у Кихиры в этом сезоне явно очень много энергии уходит на прыжки. Вы знаете, я общался с ее тренером Миэ Хамадой, и она объяснила мне кое-что такое, что вне понимания европейцев и американцев. Что такое красота в Японии? Хамада пояснила — сила и спокойствие, словно в японском саду. А Кихира очень сосредоточена на прыжках и поэтому совсем не похожа на такой сад.
Надежда Туктамышевой
— В этом году в финале «Гран-при» не было его прошлогодней участницы — Елизаветы Туктамышевой...
— Елизавета — это вообще главная надежда именно женского катания. Я восхищаюсь ею. Туктамышева смогла завоевать титул чемпионки мира, а потому имела полное право вообще завершить карьеру. Однако она продолжила, да еще и всерьез занялась тройным акселем! А ее четверной тулуп! Назовите мне хоть одну девушку, которой бы удалось это после пубертата? Вы не вспомните не одного имени. Я очень уважаю Елизавету за то, что она остается и настроена бороться. Желаю ей всего самого наилучшего на чемпионате России!
— И все-таки, чего на ваш взгляд, Елизавете не хватило, чтобы отобраться в Турин?
— Мне кажется, сейчас новое поколение судей и фанатов в принципе по-другому оценивают фигурное катание, им нравятся изменения, какие-то новинки, свежие вещи. Что касается, ее баллов за компоненты, то я не изучал их детально, но! Она реально хорошо катается! У нее хорошие базовые навыки катания еще с раннего возраста, а с ее победного чемпионата мира 2015 года Туктамышева очень прибавила! Да сейчас многие катаются на более высокой скорости, но обратите внимание на то, как Елизавета интерпретирует свои программы! Сейчас также ярко подает свои программы Загитова, Косторная начала этому учиться, Щербакова тоже потихоньку начинает кататься более осмысленно. У Трусовой пока с этих хуже. У Туктамышевой же сложные прыжки плюс интерпретация, ее оценка за компоненты реально должна быть выше.
Перестройка Медведевой
— Однако в протоколах соревнований это отражается редко...
— Это то, о чем ISU стоит задуматься. Существующие пять критериев не всегда отражают реальные оценку за компоненты.
— Еще одна россиянка Евгения Медведева в финал серии не может отобраться уже во второй раз подряд...
— Она перестроила свое катание. Поговорите с Рафаэлем Арутюняном, Трейси Уилсон и Брайаном Орсером и вы точно услышите ответ: нужно минимум 18 месяцев. И речь не только об изменении катания, освоении новых подходов к тренировкам и подготовке к стартам. Это еще и изменения в личности спортсмена. В выступлениях Медведевой любопытно наблюдать за тем, как ее катание изменилось после начала работы с другой группой тренеров. Самое поразительное в ней — это ее сумасшедшая работоспособность. Один очень значимый человек в мире фигурного катания, не хотел бы называть его имя, сказал: «Медведева — это 95 процентов работы и 5 — таланта».
Не нужно забывать про Каролину Костнер. Я помню ее еще здесь в Турине в 2006 году. Она была так юна, когда начала выступать на взрослом уровне. Каролина только приземляла прыжки, как сейчас юные девочки, а потом начала работать над собой и превратилась в икону, которой все восхищались.
— Однако у нее не было такой сумасшедшей конкуренции внутри страны, как сейчас в России...
— Да, тут я с вами согласен.
Загитова на пути к Костнер
— Выступление учениц Тутберидзе в Турине получилось триумфальным. Ведь весь пьедестал «Гран-при» россиянки заняли впервые — плюс все они тренируются у одного тренера. Однако впереди еще более потрясающий по интриге и драматизму турнир — чемпионат России. У более старшего трио Загитова — Медведева — Туктамышева есть шанс попасть в сборную?
— Когда я общался с Косторной, то заметил, что эта девушка очень умна. Она отметила, что в фигурном катании есть два пути — быть как Костнер или как они с Александрой и Анной — делать тройные аксели и четверные. А несколько недель назад Загитова на один из моих вопросов ответила, что хотела бы пойти по пути Костнер. Сейчас ей еще предстоит много работать, чтобы достигнуть уровня Каролины. Но пока Алина ближе всех к ней по стилю, подаче и компонентам, что мы и увидели вечером в субботу. Так что у всей перечисленной тройки есть шансы, и я очень хочу, чтобы им удалось по-настоящему побороться.