«Она родилась не в России и у нее сложная ситуация со слухом». Сихарулидзе — о смене гражданства дочерью Тутберидзе
Антон Сихарулидзе стал участником заседания комитета по физической культуре и спорту в Госдуме, где ответил на вопросы депутатов. Корреспондент «СЭ» записал все самое важное: от вопроса про смену гражданства до проблем с коньками. Скажем сразу — про дисквалификацию Камилы Валиевой президент федерации наотрез говорить отказался, хотя после заседания журналисты лично несколько раз предлагали.
О новых форматах соревнований
— Как вы понимаете, многие годы вся система подготовки в фигурном катании была нацелена на создание резерва и сборных для участия в международных соревнованиях, чтобы ребята смогли показать высокие результаты. С 2022 года мы не участвуем в международных турнирах. Мы сели и начали думать, как обеспечить наших дорогих фигуристов достаточным количеством соревнований, которые бы вызывали интерес. Отсюда появилась идея создать «Гран-при России», а также дополнить ее юниорскими этапами. У нас получился достаточно плотный календарь для спортсменов. Но мы понимали, что этого недостаточно, чтобы жизнь наших ребят была такой же яркой, как ранее.
Отстранение подстегнуло нас активно думать о том, о чем мы часто говорили, но не доходили руки: «Спортивные соревнования — это круто, но есть много других форматов». У нас появился внутри страны свой командный турнир. Мы создали чемпионат по прыжкам, он пошел очень здорово. Это абсолютно новый формат. Как только мы провели первый чемпионат, собрался совет ISU, который говорил, как хорошо бы проводить такие турниры.
Еще один формат — турнир шоу-программ. Это очень интересная тема, это было моей мечтой. Соревнования между действующими спортсменами и чемпионами прошлых лет. Турнир прошел здорово, много положительных отзывов! Как мне видится, такими интересными турнирами нам удалось поддержать интерес наших основных ребят. Мы не растеряли никого из лидеров, никто не побежал в другие федерации. Жизнь в фигурном катании кипит, что меня радует.
О доходах
— Мы четко понимали, что у нас большое количество ребят, которые участвовали в международных соревнованиях, в сериях «Гран-при», это большой пласт сборной. Организовать плотный календарный график — это еще не все. У нас сложили диалоги со спонсорами, получилось собрать призовые фонды на турниры. Лидеры не опустились в своих доходах по сравнению с тем, что они получали на международных соревнованиях.
О смене гражданства Дэвис и Смолкиным
Если говорить о членах сборных команд, один танцевальный дуэт, дочь Этери Тутберидзе (Диана Дэвис). Но у них очень своеобразная ситуации. Во-первых, она родилась не в России. Во-вторых, у нее сложная ситуация со слухом, нужные ей аппараты производятся только в одной стране мира. Ситуация специфическая. Когда они обратились к нам, мы решили пойти навстречу. Все, что связано с ее жизнью — связано не с Россией, она не жила здесь. Были и другие переходы, но это не лидеры. Ко мне обращались несколько тренеров со своими учениками, пытались обсуждать вопрос перехода. Я честно говорил, что буду голосовать против. Были ситуации, когда родители переезжали работать вместе с детьми. Мы, конечно, отпускали. Моя позиция по гражданам, которые пытаются пристроиться, уже сформирована.
О сотрудничестве с Международным союзом конькобежцев
У нас есть контакты с ISU. Но по просьбе коллег мы не обсуждаем тему, когда российские спортсмены вернутся в международные соревнования. Они у нас интересуются, как развивать систему «Гран-при», как мы относимся к совершенствованию судейства. Мы любим фигурное катание, когда к нам обращается международная организация, мы с радостью взаимодействуем. Это о спортсменах, о спорте. Они смотрят со стороны, обращаются к нам за помощью. Лицемерие с их стороны? Пусть они сами разбираются со своей позицией. Я не сторонник говорить, что там все плохо. Есть ребята, которые здорово катаются. Но и говорить, что они развились так, что нам надо догонять — нельзя. Во многих видах мы впереди всех. Нам бы не хотелось, чтобы мировое фигурное катание без нашего участия загнулось, мы не желаем им зла. Давайте побыстрее соревноваться вместе!
О сложностях с экипировкой из-за санкций
Со стороны кажется, что это просто ботинки и коньки, но на самом деле в современном фигурном катании нужно большое количество оборудования. Кстати, такое оборудование, вспомогательные приборы, скажем так, давно выпускается в России, но об этом почему-то не говорят, я нигде такого не слышал. Хотя все это производится уже много лет. Далее — в фигурном катании существуют и костюмы, это очень важно, и это все придумывается и шьется здесь, сотни костюмов для взрослых и детей.
С коньками пока другая ситуация. Обеспечивать получается, ни у одного фигуриста нет проблем. Мы находим возможность эти ботинки покупать. Правда, сейчас нет системной истории, что было раньше со спонсорами. Но то, что нам присылают от наших производителей, это пока сыро. Это нормально, с чего-то надо начинать. Интересно, что когда я был юниором, мы все выступали в наших ботинках и они были отличные. Но потом мы переходили на австрийские и другие не потому, что они лучше или они нас улучшали, а потому что это было просто классно. Якобы ты взрослый состоявшийся спортсмен.
Часть экипировки давно и успешно производится в России. А о другой части, коньках, пока сложно говорить, толковых экспериментальных образцов я пока не видел.