Мартин Скотницки: "Я видел в танцах слишком многое, чтобы продолжать удивляться"
ЧЕМПИОНАТ МИРА
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
Наблюдение за работой сильнейших профессионалов мира в компании признанного мастера подразумевает, казалось бы, прежде всего профессиональный разбор – оценку техники скольжения, элементов, позиций. Однако Скотницки, рядом с которым мы оказались на трибуне в понедельник во время тренировочных прокатов сразу нескольких танцевальных групп, вдруг сказал, не отводя взгляда от Майи и Алекса Шибутани:
– Нравятся они мне. Очень. Уже второй сезон очаровывают все больше и больше. Хотя свою единственную медаль на чемпионате мира в 2011-м завоевали, вообще не представляя собой ничего особенного. Парадокс, да?
– Вы – один из немногих специалистов, кому удавалось довести до больших побед "семейный" дуэт Изабель и Поля Дюшене. Работать с дуэтом, в котором катаются брат и сестра, в танцах сложно?
– Не сказал бы, что в этом есть какая-то особенная сложность. Я бы, скорее, говорил об определенных преимуществах: когда партнеры в танцах связаны родством и имеют небольшую разницу в возрасте, они одинаково двигаются, одинаково эмоционально реагируют на те или иные вещи, быстрее схватывают то, что ты хочешь до них донести. В танцах по-настоящему сложно другое: найти стиль, который привлекал бы внимание, цеплял зрителя. Если этого нет, фигуристы могут сколько угодно отрабатывать техническую часть катания и даже преуспеть в этом. Но ни внимания, ни любви зрителей они не завоюют. Я же не случайно сказал о Шибутани: Майя с Алексом, сколько я их помню, всегда катались очень чисто, технически правильно. Порой так вообще безупречно. Но по-настоящему их катание заиграло только сейчас. До этого они воспринимались просто как добротная пара – и только.
– Тем не менее бытует мнение, что актерский диапазон дуэта, когда в нем танцуют брат и сестра, изначально ограничен с точки зрения хореографических сюжетов.
– Не думаю. Танцы – это прежде всего актерство. Никого не волнует сексуальная ориентация партнера, если на сцене или в нашем случае – на льду – он способен передать страсть к женщине так, как никто другой. Своих спортсменов я всегда учил как раз тому, что лед – это сцена. Вышел кататься – все! Ты в образе! И вопрос восприятия тебя зрителями сводится, собственно, лишь к тому, насколько ты хорош как артист.
– Считаете, что технические навыки при этом второстепенны?
– Я этого не сказал. Считаю, что на том уровне, о котором мы сейчас с вами говорим и который наблюдаем (на этих словах Мартин сделал жест в сторону льда), высококлассные технические навыки есть у всех. Чтобы убедиться в этом, достаточно взять протокол любых соревнований и посмотреть на уровни элементов. Они фактически одинаковы. При этом есть пары, которые прекрасно катаются, но заставьте меня сейчас вспомнить программы, которые они катали год или два назад – я не вспомню. А есть Пападакис и Сизерон. Которые пришли – и мир рухнул к их ногам.
– Правильно ли я понимаю, что именно эту пару вы считаете без пяти минут чемпионами мира?
– У Габриэлы и Гийома не очень удачен, на мой взгляд, короткий танец. Не удивлюсь, если в среду их не окажется в тройке.
– Ну так подобное уже случалось год назад, когда на чемпионате мира в Шанхае французы имели после короткого танца четвертый результат.
– При этом произвольный танец Пападакис и Сизерона по-настоящему хорош. Я бы сказал, он достаточно хорош для того, чтобы выиграть второй титул.
– А что скажете о канадской паре Кейтлин Уивер/Эндрю Поже?
– Они выглядят очень неплохо, как и остальные. Но я бы говорил сейчас не о спортсменах, а о тренерах. Мне нравится, например, как работают Марина Зуева, Игорь Шпильбанд, нравится монреальский коллектив – Патриса Лозона. Поймите правильно: я не имею в виду, что какие-то тренеры в танцах хороши, а какие-то – не очень. Просто тем, кого я назвал, чаще удается удивлять меня какими-то находками. А я, смею думать, видел в танцах очень многое, чтобы продолжать чему-то удивляться.
Большинство тренеров, к сожалению, более предсказуемы. Ты примерно представляешь себе, чего от них ожидать, приезжаешь на тот или иной турнир очередного сезона – и видишь именно это. Посмотрел – и забыл. Запомниться – вот истинное искусство.
– Ваш немецкий дуэт Нелли Жиганшина/Александр Гажи запоминался с первого появления на льду, однако максимальным результатом этих танцоров стало лишь шестое место на чемпионате Европы в 2013-м.
– Одному Господу известно, сколько сил я вложил в этих ребят. Они попали ко мне слишком поздно. А я, в конце концов, не волшебник.
– Но считались таковым в конце 80-х, когда в одиночку успешно противостояли выдающимся советским тренерам.
– Да, это были хорошие времена, я с удовольствием их вспоминаю. Просто ничто не длится вечно – и тем более спортивная слава. У вас уже отошли от дел все те, с кем я соревновался как тренер. Татьяна Тарасова, Елена Чайковская, Наталья Дубова... Вот и я сижу с вами на трибуне, как простой зритель, хотя в Бостоне буду выводить на лед немецкую пару. Ребята катаются у Шпильбанда, я же работаю с ними дома, в Оберстдорфе.
– Как вы оцениваете работу нового поколения российских тренеров?
– Мне очень нравится, как ваши специалисты учат спортсменов кататься. Но я не запоминаю программ. Если исключения и случаются, то крайне редко. Мне кажется, о многом говорит уже тот факт, что две из ваших пар предпочли тренироваться и ставить программы в Америке, а не дома. Хотя, на мой вкус, и Никита Кацалапов, и Елена Ильиных выглядели гораздо интереснее, когда катались друг с другом.
– Другими словами, вы не фанат нынешних российских танцев?
– Не сказал этого. Просто мы снова возвращаемся к прежней теме. Дело тут не в национальной принадлежности. Вот смотрите (на этих словах Скотницки снова указал на лед): прекрасный дуэт. Сильный. Способный выигрывать. Замечательная музыка. Очень неплохие поддержки. Но в целом я понимаю, что не увидел ничего особенного. Или вот еще пример: красивая девочка, харизматичный мальчик. Очень старательные оба, и я вполне готов допустить, что в следующем олимпийском цикле они могут стать лидерами. Но сейчас в глаза бросается лишь то, до какой степени оба партнера стараются все сделать правильно. Боязнь совершить ошибку написана у них на лбу, при том, что обоим по большому счету нечего терять. А надо просто танцевать, получая от этого удовольствие. Только так в нашем виде спорта можно зацепить зрителя. Если думаете, что судьи в этом отношении чем-то отличаются от прочих, – то напрасно.