Елена Буянова: "Мой интерес к "Танцам со звездами" был достаточно "шкурным"
– Мы с вами беседовали ровно год назад, когда Аделина вовсю готовилась к сезону и ничто не предвещало того, что она пропустит его из-за травмы. С какими чувствами вы работаете сейчас? Есть уверенность в том, что ваша спортсменка всерьез настроена на три года борьбы – до Игр в Пхенчхане?
– Так далеко мы не заглядывали. Наша с Аделиной задача сейчас заключается в том, чтобы снова начать кататься и выступать в соревнованиях.
– Год без серьезных тренировок соревновательной практики – это большой минус?
– В каком-то смысле да, но есть, как ни странно, и определенные плюсы. Мне кажется, это хорошо, что у Аделины появилась возможность побыть наедине с собой и подумать, что ей нужно в жизни. С одной стороны – она всего достигла, востребована в самых разных сферах, есть материальный достаток. При этом – как поняла я – ей не хватает "льда", она искренне хочет продолжать кататься, причем не только в шоу. Хочет еще чего-то добиться, что-то привнести в свое катание. Опыт, который Сотникова получила, выступая в танцевальном шоу, лишний раз убедил меня в том, о чем я догадывалась и раньше. А именно – что в фигурном катании Аделина не до конца раскрылась, даже выиграв Олимпиаду. Она просто толком не умела это делать. Сейчас научилась. Если сумеет воспользоваться этим опытом, если у нас не будет препятствий, связанных со здоровьем, может получиться очень масштабный результат.
Но продолжать кататься – большая ответственность. Потому что ты должен не просто соответствовать своему статусу, но становиться лучше. Это не так просто, когда ты уже сделал огромную работу и выиграл главный титул. Тем не менее мы решили попробовать. Хотя далеко не все бывает гладко.
– В чем заключается основная сложность?
– В психологии. С точки зрения тренировочной работы у меня нет никакого беспокойства. Аделина находится в прекрасной физической форме, в полностью рабочем состоянии, и это очень важно. Но есть целый ряд психологических факторов. Во-первых, ответственность, о которой я уже сказала. Перед зрителями, перед судьями, перед федерацией фигурного катания. У женщин огромная конкуренция – это тоже ни для кого не секрет. Уйти от этой конкуренции невозможно, поэтому я считаю, что нужно, напротив, стремиться выступать как можно больше. После каждого очередного старта мы будем анализировать выступление и соответственно выбирать, в каком направлении делать следующий шаг.
– Техническим состоянием Аделины на текущем этапе вы довольны, или она в чем-то отстает от желаемого уровня?
– Довольна. Объем работы на летних сборах мы с ней сделали очень хороший. Меньше всего мне хотелось бы сейчас что-то форсировать. Это просто никому не нужно.
– А как чувствует себя ваш второй подопечный – Максим Ковтун?
– Макс пока временно не катается из-за травмы голеностопа. Программы ему поставили очень хорошие и хотелось бы естественно увидеть их в этом сезоне в полном блеске. Хотя я согласна с тем, что все наши мальчики, включая Ковтуна, пока в большей степени "грызут лед", нежели катаются.
– В каком смысле?
– Когда человек выходит на лед с задачей любой ценой выполнить все прыжки, сама постановка несколько теряется, уходит на второй план. Мне, например, очень нравилась прошлогодняя произвольная программа Ковтуна, но на соревнованиях он ни разу ее не откатал так, как было задумано. Единственный технически безошибочный прокат у нас получился на этапе "Гран-при" во Франции, но там Максим был все-таки далек от пика формы.
В этом году постановки Ковтуна совершенно другие по характеру. По знаку зодиака Макс – Близнец, соответственно произвольная программа как бы показывает двух разных людей. Получилось необычно, но всем нам нравится. Когда Петр Чернышев ставил Ковтуну эту программу, у меня были определенные сомнения в том, что Макс с этим справится с актерской точки зрения. Но все получилось. Знаю, что постановка очень понравилась Наташе Бестемьяновой и Игорю Бобрину. Хотя понятно, что мы пока не катаем произвольную со всеми элементами.
В короткой программе у Ковтуна своя изюминка – шаги. Там очень сложная дорожка.
– И два четверных прыжка, как было в прошлом сезоне?
– Пока мы настраиваемся именно на это. Два четверных в короткой, три – в произвольной. Зачем отступать назад, раз уж мы убедились, что это реально?
– Вашим спортсменам вот уже который год ставит программы Чернышев. Это принципиальная позиция – работать с одним и тем же постановщиком?
– Нет. Просто не вижу смысла что-то менять в работе, до тех пор пока эта работа всех устраивает и приносит желаемый результат. Лично мне очень нравятся идеи Чернышева, все его программы получаются очень разными и интересными. И неожиданными. Я, например, совершенно не предполагала, что Максим может быть таким, каким Петя показал его в произвольной программе. Ребятам тоже очень нравится с ним работать – они готовы заниматься постановочной работой бесконечно. И занимаются, собственно, когда идет постановочный период, по шесть – семь часов в день.
– Кому принадлежала идея открытой тренировки для Аделины?
– В федерацию, насколько мне известно, приходит много запросов со стороны прессы, вот и решили открыть для публики одну из тренировок. Мы не собираемся пытаться кого-то чем-то удивить, просто хотим, чтобы люди увидели, что мы готовимся к сезону и настроены более чем серьезно.
– Когда вы готовились с Сотниковой к Олимпийским играм в Сочи, бросалось в глаза, что цель этой работы – сделать максимально сложную и, соответственно, конкурентоспособную программу, позволяющую сражаться за золотую медаль. Какой уровень сложности с вашей точки зрения понадобится для того, чтобы вести борьбу за золото в Пхенчхане?
– Не думаю, что в женском катании произойдет прорыв, о котором любит говорить Алексей Николаевич Мишин, и все девочки поголовно запрыгают тройной аксель. Если и запрыгают, то далеко не все, как мне кажется. Мои взгляды на женское одиночное катание остаются прежними: это катание должно быть не только сложным, но и женским. Аделина ведь выиграла в Сочи отнюдь не только прыжками. У нее, помимо прыжков, были самые сложные и интересные вращения, плюс – она очень хорошо каталась. Это у мужчин можно компенсировать прыжками не самое лучшее умение вращаться. Для девочек обязательны все составляющие. По крайней мере я считаю именно так.
– Согласна, но перед Играми в Сочи вы довели произвольную программу Сотниковой до максимально возможной сложности. Есть ли куда делать следующий шаг? И надо ли его делать?
– Я не могу и не хочу сейчас загадывать на три года вперед. Если в этом сезоне Аделина сумеет восстановить все то, что мы делали в олимпийском году, это будет очень большим достижением. Потому что станет уже очень весомым подтверждением серьезности ее намерений. У Сотниковой есть большой потенциал и в плане скорости, и в плане запаса прыжка. Просто я сама не хочу, чтобы она раньше времени чрезмерно рвалась вперед. Мы поставили две прекрасные программы, одна из которых, короткая, стала в каком-то смысле использованием идей и того опыта, что был приобретен в телевизионном танцевальном проекте. Аделина летом провела довольно много показательных выступлений, так публика постоянно требовала на бис не показательные номера, а "латину" – нашу короткую программу.
Помимо всего прочего там очень сложные и интересные шаги, плюс – высокие требования к выразительности. Это не та постановка, где можно позволить себе не попадать в музыку. Плюс – прыжки. Если удастся все это соединить, впечатление будет очень сильным.
– Вы не опасались отдавать ученицу в шоу-бизнес, пусть даже только на время танцевального проекта?
– Нет. Если бы речь шла о том, чтобы отдать в такой проект Ковтуна, я бы, наверное, подумала тысячу раз, прежде чем принять решение. Аделина – совершенно другой человек. Во-первых, я слишком хорошо ее знаю. Во-вторых, посчитала, что такой проект пойдет на пользу во всех отношениях. И в плане восстановления, и в плане хореографического развития. Плюс – постоянное нахождение на зрителях, что тоже важно, когда спортсмен лишен возможности выступать в соревнованиях.
Главное же заключалось в том, что организаторы проекта с самого начала выразили готовность максимально идти нам навстречу. Мало кто возможно помнит, но первое выступление Аделина провела вообще босиком – чтобы не травмировать больную ногу, потом она танцевала в кроссовках и лишь на третий или четвертый выход надела небольшие каблучки. Все это заранее обговаривалось, как и то, что Сотникова в любой момент может покинуть проект, если вдруг начнет чувствовать дискомфорт в голеностопе.
Как тренера, меня полностью устраивало то, что Аделина работает в танцевальном зале по пять часов в день. В этом плане мой интерес к проекту был достаточно "шкурным". Я просто таким образом заполнила свободное время, чтобы моя спортсменка не мучилась бездельем, сидя дома на диване. Ну а насчет того, что Аделину может испортить шоу-бизнес, я не переживала изначально. Она для этого слишком цельный человек.
– Повышенное внимание к Сотниковой со стороны болельщиков вам не раздражает?
– Наоборот. После Олимпийских игр мы обе долго не могли привыкнуть к тому, что приезжаем на тренировку, а на катке нас встречает оркестр. Представляете? Выходишь из машины, а на тебя со всех сторон обрушивается музыка из "Серенады Солнечной долины".
– Почти как при встрече фирменных поездов на Белорусском вокзале.
– Ну да. Для нас устраивали на катке всевозможные флэш-мобы, танцы, праздники, приводили даже ряженных медведей. Аделинка сначала жутко стеснялась, но я ей сразу сказала, что нужно, напротив, постараться получить от происходящего максимум удовольствия и позитивной энергии. Когда еще такое будет, чтобы на работе с оркестром встречали?