Елена Буянова: "У Сотниковой и Туктамышевой нет антагонизма"
ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ
Знаменитый тренер рассказала о том, как чемпионат Европы сложился для двух ее учеников - Аделины Сотниковой, выигравшей короткую программу и в итоге завоевавшей серебро у женщин, и Максима Ковтуна, ставшего пятым в мужских соревнованиях.
Екатерина КУЛИНИЧЕВА
из Загреба
- После выигранной короткой программы Аделина, всегда такая сдержанная и разумная, как ребенок радовалась, что наконец удалось преодолеть все проблемы. Не боялись, что эмоции перед произвольной захлестнут?
- Нет. На самом деле она реагировала разумно и адекватно. Конечно, радовалась. Мы все за нее очень радовались. Но это ее работа, и Аделина это понимает.
- После произвольной показалось, что сначала ваша подопечная очень воодушевилась, а потом, поняв, что все-таки вторая, как-то приуныла.
- Так ведь обидно проигрывать, когда ты понимаешь, что была так близка к победе и все решила одна ошибка. Но и второй в Европе быть приятно. У нее еще все впереди.
- По ходу "Гран-при" Аделина не раз говорила о том, что чувствует чрезмерное желание доказать: "Ее рано списывать со счетов". Вас в ней это не пугает?
- Я объясню. Пресса повесила на них с Лизой Туктамышевой ярлык вундеркиндов, которые должны и обязаны. Они же все это тоже читают, видят в интернете. Конечно, девочки зажглись очень рано, отсюда все и идет. Но этот путь надо пройти, а какие-то вещи просто пережить. Я рада, что они с Лизой общаются, что там нет никакого антагонизма. Я очень уважаю труд Алексея Николаевича Мишина и Светланы Веретенниковой. Думаю, и они уважают мой.
- Вы не запрещаете своим ученикам пользоваться интернетом, хотя бы по ходу соревнований, чтобы не читали лишнего?
- Нет-нет, что вы.
- Турнирные задачи на этот чемпионат Европы у Сотниковой и Ковтуна были совершенно разные. Насколько было сложно вам как тренеру готовить к Загребу их обоих?
- Не сложно. Даже если брать работу в целом, я могу спокойно готовить на нашем катке в ЦСКА и Аделину, и Максима - столько, сколько нужно. Когда надо, они тренируются вместе. Так что здесь никаких проблем. Кроме того, нам очень помогают и Татьяна Тарасова, которая сделала Максиму обе программы, и наш хореограф Ирина Тагаева.
- Кому требовалось больше вашего внимания и поддержки: Максиму, для которого период после чемпионата России по понятным причинам был, мягко говоря, довольно нервным, или Аделине?
- На самом деле Максим как раз из тех людей, которым не нужно особенно мешать. Могу сказать, что он с первого старта немножечко меня удивил - и я многому с ним учусь. Ковтун прекрасно чувствует себя на льду. К тому же он из тех спортсменов, которые разговаривают. Это хорошее качество - всегда помогает понимать, что с ним надо делать. А Аделина, наоборот, молчунья, она более скрытная.
Знаете, в работе с Максимом мы набрали такую скорость, что где-то я за ним даже не успеваю. Но очень помогает Татьяна Анатольевна. Как она однажды про нас сказала, мы две аферистки.
- Судя по вашим с ней комментариям, дискуссия вокруг поездки Ковтуна на чемпионат Европы, мягко говоря, не прошла для вас незамеченной. А в Максиме чувствовали желание доказать, что критики были неправы?
- Так ведь на него такой груз повесили - и ваши коллеги, и "доброжелатели"! Максим очень переживал, что получил свой шанс именно в таких обстоятельствах. Мы очень много об этом разговаривали. Конечно, хотелось бы ехать на чемпионат Европы с другими мыслями. Но я рада, что он выдержал. Да еще как! После его произвольной сама была в шоке.
- У вас было всего несколько месяцев на то, чтобы обкатать взрослую программу с двумя четверными прыжками. Сколько удачных полноценных прокатов сделал Максим на тренировках перед чемпионатом Европы?
- Мы не успевали сделать их так много, как хотелось бы. Вообще работали практически на ходу, усложняя программу с каждым стартом.
- То есть здесь он катался фактически "с листа"?
- Да. Конечно, на тренировках мы все прыгаем, все делаем. Но тренировка - это совсем не то же самое. Там он и по три четверных исполняет.
- Посмотрев здесь на испанца Хавьера Фернандеса, Ковтун случайно не захотел включить три четверных и в соревновательный прокат?
- Нет. Но то, что он сделал в произвольной, для него можно приравнять и к пяти четверным! Если бы еще короткую программу откатал чуть лучше... А так, получилось, сорвал тот элемент, который у него всегда получается стабильно.
- Всем известно, что Татьяна Анатольевна - человек жесткий. Вам в этом смысле никогда не бывает страшно за Максима?
- Вы знаете, на самом деле все не так. Татьяна Анатольевна мальчиков любит. А Максима даже балует. К девочкам она намного строже.