10 декабря 2012, 00:03

Скандальная концовка

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

ГРАН-ПРИ. Финал

Финал "Гран-при" завершился абсолютной победой России во всех четырех видах юниорской программы. Причем в турнире спортивных пар российские юниоры заняли весь пьедестал. Также парное катание стало единственным "взрослым" видом, где нашим фигуристам удалось попасть в призеры: Татьяна Волосожар/Максим Траньков получили золото, Вера Базарова/Юрий Ларионов остались вторыми.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Сочи

Именно турнир спортивных пар заключительным штрихом завершил общую картину сочинского финала "Гран-при". К сожалению, этот штрих получился скандальным.

За исполнение произвольной программы вице-чемпионы мира Татьяна Волосожар и Максим Траньков получили 131,09 - на 0,37 меньше, чем блистательно откатавшиеся перед ними Вера Базарова и Юрий Ларионов. Именно такая расстановка по местам была негласно запланирована заранее в этом виде программы. Вот только картину испортила досадная "мелочь": первая пара России откаталась не просто неудачно. Произвольная программа в исполнении Волосожар и Транькова была откровенно сорвана.

То, что сам Траньков находится на грани срыва, было очевидно уже по ходу разминки. Он несколько раз заходил на тройной сальхов - прыжок, открывающий произвольную композицию, но кроме "бабочек" у фигуриста ничего не получалось.

Зато получилось в соревновательном варианте, и вся трибуна, на которой сидели спортсмены и тренеры, с облегчением перевела дух.

Но едва программа перевалила на вторую половину, Максим упал на тройном тулупе, затем не удержался на ногах, заходя на выброс, и пара осталась вообще без этого элемента.

Падение партнера получилось настолько неудачным - на спину, что "выкарабкивался" он из этого положения довольно долго. После того как Максим поднялся на ноги, паре пришлось проехать из одного конца катка в другой и только там они возобновили катание. В таких случаях судьи обязаны отразить в оценках не только отсутствие элемента, но и то, что программа была прервана на достаточно продолжительное время. Но на это закрыли глаза. Равно как и на то, что никакой целостности хореографического замысла при таком прокате не наблюдалось в принципе.

Тем не менее результат Волосожар и Транькова стал вторым. А в части компонентов - и вовсе лучшим.

Сами спортсмены, разумеется, не виноваты, что им выставили именно такие оценки. Но арбитражная услуга получилась медвежьей. Потому что сумма баллов, горящая на табло, выглядела в этой ситуации, как позорное клеймо: заставляла думать о том, что у Базаровой и Ларионова украли честно завоеванную победу. Что подобные "подачки" рано или поздно бывают в фигурном катании наказуемы. И что у России по большому счету нет никакой первой пары. А есть всего лишь неплохо катающиеся спортсмены, которые начинают рассыпаться на глазах, едва конкуренция становится относительно жесткой. Ведь именно так произошло и на этапе "Гран-при" в Москве, где Волосожар и Транькова вывели в чемпионы, несмотря на то, что в произвольной программе они сорвали все ключевые элементы.

Ссылки на то, что добиться более высокого качества программы мешает ее запредельная сложность, о чем после соревнований говорили и сами спортсмены, и их тренер Нина Мозер, представляются не слишком убедительными. Хотя бы потому, что в том же самом финале катались канадцы Меган Дюамель/Эрик Рэдфорд с уникальным для парного катания параллельным тройным лутцем, каскадом 3+2+2 во второй половине программы и двумя сложнейшими выбросами там же.

Выступление Дюамель/Рэдфорда напомнило времена, когда за год до Олимпийских игр Канада вдруг представляла вполне конкурентоспособный продукт. Так было в 1993-м, когда чемпионами мира совершенно неожиданно стали Изабель Брассер/Ллойд Айслер, история повторилась в 2001-м - победой на мировом первенстве Джеми Сале/Давида Пеллетье. Другими словами, Канаде с лихвой хватает традиций парного катания, чтобы заставить с собой считаться.

В Сочи Меган и Эрику на первый взгляд явно не хватало чистоты, зато сложности и физической мощи было хоть отбавляй. Попасть в тройку им не удалось из-за достаточно нелепой ошибки: пара потеряла ритм, заходя на поддержку. Но когда Эрик, держа партнершу, как штангу, на уровне груди на согнутых руках, все-таки выжал ее наверх, сидевший рядом со мной Виктор Кудрявцев ахнул: "Ну и парень! Ну и характер!"

Так что вряд ли будет удивительно, если этот дуэт окажется в тройке уже на мартовском чемпионате мира - тем более что пройдет он как раз в Канаде.

Базарова и Ларионов, в отличие от более титулованных соотечественников, выступили в Сочи безупречно. Можно было бы назвать Веру и Юрия парой без слабых мест, если бы не осенняя травма, не позволившая партнерше провести первую половину сезона в полную силу. Насколько велик запас их прочности и хватит ли его, чтобы продолжать набирать форму или хотя бы удержать уже набранную, не знает, подозреваю, никто. По-хорошему спортсменов - с учетом их ситуации - следовало бы вообще освободить от необходимости отбираться в сборную на чемпионате России. Дать им возможность отдохнуть, восстановиться, поднакопить сил к чемпионату Европы. То есть отнестись к ним как к первой паре страны. То, что Базарова и Ларионов являются ею на текущем этапе, достаточно очевидно.

***

Не обошлось без потрясений и в танцах. В тот момент, когда стало почти очевидно, что Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев реально способны бороться за бронзовую медаль, Дмитрий упал в дорожке шагов. Упал впервые в жизни и на глазах президента страны. Высокий визит, похоже, отчасти и стал причиной неудачи: добавил возбуждения и желания развернуться в танце во всю мощь. Получилось же в буквальном соответствии с грубоватой народной поговоркой "широко шагаешь - штаны порвешь": программу танцор закончил с разодранной в клочья штаниной.

Тренер пары Александр Жулин всем своим видом олицетворял после проката вселенскую катастрофу и мировую скорбь, хотя ничего страшного в этом результате по большому счету не было. То, что программа Бобровой и Соловьева удалась и со всех точек зрения совершенно конкурентоспособна на самом высоком уровне, в Сочи увидели все. Что же до падения, так в танцах падали, теряя шансы, и куда более великие из нынешних. И олимпийский чемпион Скотт Моир, и экс-чемпион мира Чарли Уайт.

Гораздо печальнее было то, что даже при столь жестокой ошибке Соловьева второй российский дуэт Елена Ильиных/Никита Кацалапов остался позади соотечественников.

Если говорить о победителях, Моир со своей партнершей Тессой Вирту пережили в Сочи ничуть не более приятные минуты, чем те, кто оказался за пределами пьедестала. Поражение от коллег по тренировочной группе Мэрил Дэвис и Чарли Уайта вышло болезненным, тем более что канадский дуэт проиграл американскому не только в произвольной, но и в короткой программе.

Несколько обескураженной выглядела даже тренер обеих пар Марина Зуева.

- Если честно, мне показалось, что произвольную программу лучше прокатали Тесса со Скоттом, - сказала она в микст-зоне. - Не понимаю этой разницы в оценках.

Французские танцоры Натали Пешала и Фабьен Бурза, ставшие третьими, проиграли серебряным призерам почти десять баллов. Похоже, что бывший тренер канадской и американской пар Игорь Шпильбанд, предсказавший в Сочи, что догнать лидеров за оставшийся до Игр год не удастся никому, окажется прав.

Гран-при. Финал. Сочи. Дворец спорта "Айсберг". 8 декабря. Юниорки. 1. РАДИОНОВА - 179,40. 2. Миллер (США) - 168,41. 3. ПОГОРИЛАЯ - 167,40.

Юниоры. Пары. 1. ФЕДОРОВА/МИРОШКИН - 161,11. 2. ДАВАНКОВА/ДЕПУТАТ - 155,96. 3. ВИГАЛОВА/ЗАКРОЕВ - 153,56.

Женщины. 1. Асада (Япония) - 196,80. 2. Вагнер (США) - 181,93. 3. Сузуки (Япония) - 180,77. 4. Корпи (Финляндия) - 174,94. 5. ТУКТАМЫШЕВА - 173,75. 6. Гао (США) - 154,54.

Танцы. 1. Дэвис/Уайт (США) - 183,39. 2. Вирту/Моир (Канада) - 179,83. 3. Пешала/Бурза (Франция) - 170,18. 4. Каппеллини/Ланотте (Италия) - 165,64. 5. БОБРОВА/СОЛОВЬЕВ - 158,09. 5. 6. ИЛЬИНЫХ/КАЦАЛАПОВ - 156,36.

Мужчины. 1. Такахаси (Япония) - 269,40. 2. Ханю (Япония) - 264,29. 3. Чан (Канада) - 258,66. 4. Фернандес (Испания) - 258,62. 5. Кодзука (Япония) - 253,27. 6. Мачида (Япония) - 198,63.

Пары. 1. ВОЛОСОЖАР/ТРАНЬКОВ - 204,55. БАЗАРОВА/ЛАРИОНОВ - 201,60. 3. Цинь Пан/Цзян Тун (Китай) - 192,81. 4. Дюамель/Рэдфорд (Канада) - 187,09. 5. Мур-Тауэрс/Москович (Канада) - 180,45. 6. КАВАГУТИ/СМИРНОВ - 178,72.

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости