Солидная работа
В субботу в подмосковном Одинцове состоялся третий из четырех открытых контрольных прокатов сборной России. Он оказался самым "козырным": в нем принял участие олимпийский чемпион Турина Евгений Плющенко.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ из Одинцова
После выступления с новой произвольной программой на музыку Сен-Санса фигурист сообщил: новая постановка - коллективное творчество российских хореографов Давида Авдыша и Сергея Петухова, японца Кэндзи Миямото, итальянца Паскуале Камерленго и самого Плющенко с его бессменным наставником Алексеем Мишиным.
Насколько программа удалась - вопрос сложный. В отзывах присутствовавших на трибунах зрителей, среди которых было немало специалистов, оценки колебались от восторженного "Ах!" до диаметрально противоположного "Фу...", но главное, как это всегда бывает применительно к Плющенко, заключалось не в этом. А в том, что за программой без труда просматривалась очень солидная техническая работа. Это отразилось и в легкости прыжков (включая относительно новый для Евгения четверной сальхов), и в хорошем темпе, выдержанном до конца программы. В общем, было более чем очевидно, что в такой форме Плющенко без труда уберет любого российского соперника независимо от того, под какую музыку станет кататься.
В качестве варианта произвольной программы олимпийский чемпион, кстати, имеет в запаснике еще одну - "Ромео и Джульетту" авторства Миямото. Но в Одинцове Евгений сообщил, что от этой постановки они с тренером в итоге решили отказаться.
Те, кто с нетерпением ожидал очередного появления легендарного фигуриста на любительском льду, наверняка будут разочарованы: на "российской" территории Евгений примет участие лишь в декабрьском чемпионате России в Сочи. Из международных стартов запланировано выступление на чемпионате Европы в Загребе в январе. Ни московский этап "Гран-при", ни мировое первенство в планы Плющенко не входят, и в этом, безусловно, есть логика: на своем пути к Играм в Сочи стратегически важно исключить любой риск проиграть. В Канаде, где в марте пройдет чемпионат мира, в родных стенах будет выступать двукратный чемпион мира Патрик Чан. Он же заявлен на "Гран-при" в Москве. Ну и зачем без нужды ставить под удар репутацию?
Контрольные прокаты - специфическое мероприятие. Главная их задача - просмотр всего того, с чем страна собирается выйти на международный уровень в текущем сезоне. Причем открытой серии выступлений предшествует закрытая - только для узкого круга специалистов. Именно на этом этапе на спортсменов и тренеров обрушивается наибольшее количество критики. Под этот шквал угодила даже Тамара Москвина с чемпионами Европы-2010 Юко Кавагути и Александром Смирновым: весьма неожиданную и интересную по постановке короткую программу "Кошки" паре было рекомендовано заменить.
Заменили на вальс - правда, замена коснулась только музыки: весь паттерн программы, включая расстановку элементов и даже мелкие движения, остался прежним. Возможно, как раз по этой причине многие из тех, кто видел "Кошек", посчитали замену неравнозначной, а сам вальс - сделанным на скорую руку. Однако совершенно не исключено, что выбор окажется правильным. В конце концов, главное в короткой программе - максимально легко и качественно выполнить все предписанные элементы, не отвлекаясь на излишнюю драматургию. Тем более что вальсовая тема всегда была Кавагути и Смирнову к лицу.
Если говорить о парах в целом, то ситуация почти повторяет прошлый сезон: есть очевидные лидеры - вице-чемпионы мира Татьяна Волосожар и Максим Траньков, есть прекрасная подстраховка в лице Кавагути/Смирнов и есть два претендента на оставшуюся вакансию в сборной - вице-чемпионы Европы Вера Базарова и Юрий Ларионов и бронзовые призеры прошлогоднего европейского первенства Ксения Столбова/Федор Климов.
Безусловным открытием на "женском" поле стало катание Аделины Сотниковой. Весь прошлый сезон спортсменку мучили проблемы роста: Аделина срывала прыжки, да и вообще весь ее вид говорил о том, что на старт она выходит как на войну - с собственными руками и ногами, с элементами, с нервной системой. Тут уж, как говорится, не до соперниц.
Нынешний сезон начался с демонстрации двух потрясающе удачных постановок ("Итальянское каприччио" Чайковского в короткой и блюз - в произвольной) и... с азартной улыбки, не покидающей лица спортсменки при исполнении особо сложных технических пассажей своих программ.
По словам Елены Буяновой, тренирующей спортсменку с детства, большое влияние на Аделину оказало месячное пребывание в Японии по приглашению Мао Асады. Аделина раскрепостилась, стала много общаться с другими фигуристами, в том числе звездами первой фигурнокатательной величины, а главное, обрела уверенность, несколько утраченную в ходе первого сезона на взрослом льду.
К сожалению, в прокатах из-за травм не принимали участия две спортсменки, которых вот уже второй год заслуженно считают наиболее перспективными российскими одиночницами, - обладательница золотой олимпийской медали юношеских Игр-2012 Елизавета Туктамышева и победительница юниорского финала "Гран-при", чемпионка мира среди юниоров Юлия Липницкая.
Точно так же интрига в танцах была сильно смикширована отсутствием в списках участников открытых прокатов Елены Ильиных и Никиты Кацалапова. Эту пару мир увидит лишь в ноябре на этапе "Гран-при" в Москве, где Ильиных и Кацалапову предстоит соревноваться с олимпийскими чемпионами Ванкувера Тессой Вирту/Скоттом Моиром и своими американскими ровесниками братом и сестрой Шибутани.
Возможно, слово "интрига" применительно к прокатам звучит несколько странно, но именно интрига ждет болельщиков уже на российском уровне: Ильиных и Кацалапов будут выяснять с Екатериной Бобровой/Дмитрием Соловьевым, кто из них имеет право считаться первой российской парой. При этом за третью вакансию в сборной будут бороться (и скорее всего на равных) сразу три дуэта - Ксения Монько/Кирилл Халявин, год назад ушедшие к Александру Жулину от Елены Кустаровой, Екатерина Рязанова/Илья Ткаченко, стажировавшиеся все лето в США у Игоря Шпильбанда, и Виктория Синицына/Руслан Жиганшин, оставшиеся у Кустаровой первой парой и добившиеся благодаря этому заметного прогресса.
В общем, скучно не будет никому. Не говоря уже о том, что если Евгений Плющенко изменит свое решение не выступать на московском этапе "Гран-при" и обыграет в родных стенах Патрика Чана, это событие однозначно станет главной сенсацией пред-олимпийского сезона.
Правда, такой поворот событий малореален по объективным причинам: 7 ноября - за два дня до начала московского "Гран-при" - в Санкт-Петербурге запланировано торжественное и весьма масштабное мероприятие по празднованию 30-летнего юбилея Евгения.
Евгений Плющенко: "Со спиной все нормально"
Екатерина КУЛИНИЧЕВА из Одинцова
- В целом я доволен, - сказал Плющенко после окончания субботних прокатов. - Что интересно, было некоторое волнение. Из-за того, что давно не соревновался и не выступал, не мог уснуть днем. Видимо, из-за нового четверного прыжка (сальхова, который Плющенко исполнил с касанием рукой на приземлении. - Прим. Е.К.). В голове прокручивал, как надо на него заходить, как крутить. Это потрясающие, на самом деле, ощущения.
Конечно, сейчас не надо ходить и радоваться, а надо спокойно все доработать. В этом сезоне я хочу сделать этот новый четверной - сальхов - на соревнованиях, сделать еще несколько четверных. Планы очень серьезные, сложные, грандиозные. Хорошо, что сейчас у меня все в порядке со здоровьем. Я очень рад, что настоял на своем и убедил немецких врачей в необходимости повторной операции на колене. Сейчас меня наконец ничто не тревожит.
- Проблемы со спиной, которые мучили вас в прошлом сезоне, удалось в итоге решить без операции?
- Со спиной все нормально, пока можно работать. Мне не делали операцию в полном смысле слова: я спал, а мне через позвоночник вводили такие шланги, прижигали нервы и потом четыре дня кололи специальную жидкость.
- На прокатах вы показали "Лебедя" Сен-Санса, хотя летом говорили совсем о другой произвольной. Посчитали, что программа "Ромео и Джульетта" вам не подошла?
- Нет, она подошла. Просто у нас в загашнике есть несколько произвольных (улыбается). И коротких тоже несколько.
- Значит ли это, что на соревнованиях по ходу сезона вы можете появиться с разными программами?
- Помните, у меня такое уже было. Не исключаю, что будет несколько программ.
- А каковы варианты для короткой программы?
- (Улыбается.)
- Это секрет?
- Ну конечно. Все увидите на соревнованиях.
- Почему все-таки вы решили осенью - до чемпионата России - выступать на менее крупных соревнованиях и в серии показательных выступлений? И снова отказались от "Гран-при" - даже от московского этапа...
- Да мне просто не нужны эти соревнования, если честно. Это первое. Главные соревнования для меня - это Олимпиада в Сочи в 2014 году. А что касается нынешнего сезона, то вот сейчас был прокат - это уже какой-то позитив. Затем я поеду на Japan Open. В принципе это практически как "Гран-при". Потом будет чемпионат России, дальше, если все будет нормально, - чемпионат Европы. Затем, если снова все будет нормально, - возможно, чемпионат мира. Посмотрим. Еще есть командный чемпионат мира в Японии.
Понимаете, это тем ребятам, кому сейчас по 18-20 лет, надо катать-накатывать. А мне куда накатывать? Зачем мне эти "Гран-при"? Это нетитульные соревнования. Чтобы заработать какие-то деньги? Так я уже не для денег катаюсь. Я делаю это для того, чтобы получить эмоции, почувствовать атмосферу. Мне этого достаточно, хватает. Главное для меня, повторюсь, - это Сочи-2014. А как подготовка к Олимпиаде, параллельно - чемпионат Европы, может быть, "мир".
- Так на чемпионат мира все-таки хотите?
- Посмотрим. Сейчас рано забегать так далеко.
- В прошлом сезоне вы говорили, что командные соревнования - неофициальный чемпионат мира - привлекают вас в том числе как относительно новый формат, который к тому же теперь стал олимпийским. Это может стать стимулом для выступления на этом турнире в Японии уже в этом году?
- Может быть, и поеду. Может быть. Соревнования у меня в этом году будут, и накататься еще успею.
- Сейчас все без исключения отмечают, что вы уже на данном этапе выглядите готовым, в первую очередь физически, как, возможно, никогда раньше. Что-то поменяли в летней подготовке или просто сказалось то, что наконец удалось решить серьезные проблемы со здоровьем и выполнить все запланированное?
- Ну конечно, это здоровье, прежде всего. Кроме того, мы с моим тренеров по ОФП Виталием Балыкиным проделали большую работу. Две недели провели в Италии, где помимо тренировок я по шесть часов играл в гольф. Он очень сильно помогает отвлечься, забыться. К тому же я очень много хожу пешком - по 10-15 километров. Это тоже помогает. На самом деле, секретов много (улыбается). Многое из этого мы в этом году, скажем так, доведем до конца - это касается и техники, и подготовки. Мы сейчас работаем по-другому, и пока я всем очень доволен.
- То, что в этом сезоне в любительское фигурное катание возвращаются ваши старые знакомые-соперники Эван Лайсачек и Джонни Вейр, делает для вас соревнования в целом более интересными?
- (Улыбается.) Да вы знаете, я был бы не против, если бы и Алексей Ягудин вернулся, и Тимоти Гейбл и все остальные. А мне в любом случае нужно выполнять свою работу. Понимаете? Я очень рад, конечно. Лайсачек еще под вопросом, а вот Джонни Вейр молодец, что вернулся. Это, конечно, даст всплеск интереса к фигурному катанию в принципе.
- А почему вы сказали, что Лайсачек под вопросом?
- Ну когда он вернется и выступит, тогда я и про него скажу: вот, молодец! В целом, если он вернется, это будет большой поступок.
- В Америке с приближением Игр в Сочи наверняка начнут раскручивать олимпийский турнир через призму вашего с ним второго противостояния, только теперь на российской территории. Собственно, уже сейчас случается читать подобное. Вас это не раздражает?
- Знаете, я абсолютно спокойно сейчас ко всему отношусь, в том числе к тому, что обо мне пишут. Вот честно. Сейчас мне просто по барабану. Серьезно! Почему? Потому что у меня впереди лед, четверной сальхов, два четверных тулупа, два тройных акселя. Вот куда надо стремиться. А что там пишут? Да мне все равно!