Яна Хохлова: "Федор - не просто бывший одиночник. Он - талант!"
В интервью "СЭ Интернет" Яна Хохлова рассказала о совместной работе с новым партнером, жизни в США и отношении к очередной главе своей спортивной истории.
Каким станет результат сотрудничества Яны Хохловой, Федора Андреева и тренерского дуэта Марина Зуева и Игорь Шпильбанд, интересовало многих. Более одиннадцать тысяч (если считать показатели двух наиболее качественных роликов) просмотров, которые в общей сложности собрали на YouTube записи их короткого и произвольного танца, сделанные на дебютном для дуэта турнире "Золотая шпора" в Загребе, конечно, далеко не рекорд для данного сервиса, но - весьма неплохо. Видео из Саранска, догадайся кто-то выложить их в сеть, наверняка пользовались бы большей популярностью. На состоявшемся через несколько недель после соревнований в столице Хорватии чемпионате России, который стал для них всего лишь вторым (!) совместным стартом в карьере, Хохлова и Андреев, добившиеся заметного прогресса по сравнению с Загребом, стали третьими в произвольном танце и четвертыми по сумме двух выступлений. Это позволило им получить статус первых запасных сборной на предстоящий чемпионат Европы в Берне.
Заодно пара продемонстрировала завидное чувство юмора и самоиронию, включив в свою номер для показательных выступлений прыжковый элемент в исполнении партнера, недвусмысленно намекающий на его "одиночное" прошлое.
- Учитывая все обстоятельства, в том числе стаж вашего дуэта, попадание в расширенный список кандидатов в сборную можно считать успехом. И все же не могу не спросить, каково чемпионке Европы на сей раз оказаться в запасе?
- На самом деле в статусе "дебютанта" ощущаю себя вполне комфортно: не воспринимаю это как шаг назад или нечто подобное. Это новый виток в карьере, даже в судьбе, ведь перемены на самом деле были глобальные – переезд за океан, кардинальная смена не просто тренировочного процесса, а образа жизни вообще. Уверена: человеку даются такие шансы, только когда он достиг определенного уровня развития. К тому же, не зря говорят: господь не дает людям испытания не по силам. Хочу еще вспомнить слова Татьяны Анатольевны Тарасовой: "Ты живешь, пока ты учишься". Так я все происходящее и воспринимаю.
- Марина Зуева, подводя итоги турнира, призналась, что на чемпионате России вы с Федором показали даже больше, чем по ее представлениям могли.
- Да, она, кажется, сама в шоке. (Смеется). Но в следующем году мы обязательно и за победу поборемся.
- После дебютного для себя турнира в Загребе вы с Федором готовились к национальному первенству в Новогорске. Насколько комфортно было тренироваться там под пристальным вниманием российских специалистов и журналистов? Ведь до того вживую вас почти никто и не видел.
- На самом деле все проходило достаточно спокойно. Давления не ощущалось, даже наоборот. К нам действительно приезжало много людей, и все очень помогли. Каждый старался дать совет, что-то привнести. Так что подготовка прошла в сугубо позитивной атмосфере. Тем более, в Новогорске сейчас построили два новых катка - лед там просто шикарный. Буквально полгода назад еще практически ничего не было, а когда приехала, честно говоря, была немного в шоке.
- Наверное, пришлось помогать партнеру в адаптации? Все же вы человек здешний, российский, а Федор привык совсем к другой жизни.
- Естественно, для него такой долгий срок вдали от дома стал определенным стрессом. И в России у него практически не было друзей. Хотя в этом смысле он очень быстро наверстывает. (Смеется). Федор достаточно легко и быстро влился в наш коллектив сборной России, ребята очень хорошо его принимают, а сам он открыт для общения. Конечно, стараюсь во всем его поддерживать. Но и ему самому это интересно. Да, определенный стресс он пережил: в Загребе впервые вышел на лед в качестве танцора, а от России вообще не знал, чего ждать. Но все трудности преодолел более чем достойно. Я им горжусь.
- И вам, и партнеру сейчас приходится, по сути, начинать все сначала и за место в сборной страны конкурировать со спортсменами моложе себя. Но, глядя на вас, кажется, что в данном случае возраст и опыт идут только на пользу…
- Так и есть. Марина Зуева не зря однажды сказала, что с нами было бы гораздо сложнее, будь мы младше. И сам процесс шел бы не так быстро. Мы оба взрослые, состоявшиеся люди. Отдаем отчет в том, чего хотим достичь. Получается не односторонний процесс, как, например, с детьми. Приходя на тренировку, мы совершенно четко понимаем, зачем это нужно. Самосовершенствуемся. Нам обоим это интересно и доставляет массу удовольствия. Так что да, возраст и опыт, в самом деле, помогают.
***
- Какой из танцев, короткий или произвольны, вам нравится больше?
- Хороший вопрос….(Задумывается) А оба! Они настолько разные! Короткий дает возможность почувствовать себя юной наивной девушкой, Наташей Ростовой. Я читала "Войну и мир", а второй том, где как раз описывается ее первый бал, перечитывала специально. И фильм смотрела, даже не один. Очень интересно было попробовать себя в этом образе – побыть такой наивной, взбалмошной и немножко чудной. А произвольный - совсем другой. Основная тема – песня "Oh! darling" Beatles. Здесь образ чувственной раскованной женщины, рядом с которой "горячий" мужчина.
- Очень жаль, что у меня вместо диктофона нет видеокамеры и читатели не смогут увидеть, как живо и красочно вы все это показывали!
- (Смеется) Ну значит в следующий раз… На самом деле обе мелодии нашли и предложили тренеры. До сих пор поражаюсь, как точно они увидели то, что нам подходит. Большое им спасибо. Нам в этих образах очень комфортно, оба нравятся по-своему.
- Многие отмечают, что в паре с Андреевым на льду вы словно открыли в себе что-то новое. Согласны?
- Пожалуй. Хотя, честно говоря, никакой специальной работы над этим с хореографами или кем-то еще не вели. Скажем, люди говорят, что я стала более женственной. Но с Федором это произошло настолько естественно, никто над этим не бился, не прививал и не навязывал. Может показаться удивительным, но Андреев, который сам только начал свой путь в танцах на льду, дает возможность более опытной партнерше почувствовать себя хрупкой, нежной в крепких мужских руках.
Причем этот контакт возник сразу. Все спрашивают: почему Федор? Потому что! Чему-то можно научить, что-то можно привить, но контакт либо есть, либо нет. Несмотря на то, что Федя был одиночником, у него просто потрясающее чувство партнера. Конечно, мы много времени тратим на некоторые вещи, но те же поддержки не учим по четыре часа. Он очень быстро во все "въезжает". Знаю, кто-то относится скептически: мол, одиночник. Извините, не одиночник он, а талант!
***
- Возвращаясь мысленно к началу, страшно было впервые ехать в США?
- Не страшно, а, скорее, волнительно. Но я по жизни авантюрно настроенный человек, могу с головой кинуться в то, что мне интересно. Нет, правда, могу. Тем более, тут и выхода другого не было. Сергей (Новицкий. – Прим. "СЭ") завершил карьеру, и передо мной встал выбор: сделать то же самое или продолжать. А в России партнера нужного уровня не было. Естественно, брать кого-то существенно ниже по классу не хотелось, а в любом другом случае пришлось бы разбивать уже существующую пару. Обратилась к руководству, которое настояло на том, чтобы я продолжала спортивную карьеру, поскольку еще не сказала последнего слова в фигурном катании. Мне было очень приятно и как спортсменке, и чисто по-человечески. Посоветовали поискать партнера за океаном, что на самом деле оказалось весьма мудрым решением. Молодежь у нас подрастает сильная и талантливая. И чем разбивать пару, лучше было создать новую и повысить конкуренцию внутри страны.
- Не разбивать другую пару было вашей принципиальной позицией, хотя, по слухам, существовали варианты с конкретными - и довольно известными - именами. Сыграл свою роль моральный аспект?
- И это тоже. Я вообще по жизни не сволочь. И разбивать пару – не в моих принципах. Ни в коем случае этого не хотела. Тем более, был другой вариант, так почему не попробовать?
- Многие россияне, впервые попадая в Америку, сразу - и категорично - делают вывод, что жить там ни за что не смогли. А вы?
- Нет, у меня такого не было. Я вообще быстро приспосабливаюсь. Да и просто отношусь к этому по-другому. Раз есть определенные обстоятельства – стараюсь почувствовать себя в них комфортно. Полгода вообще не приезжала в Россию. Конечно, случалось, скучала. Но, во-первых, есть интернет, скайп. А, во-вторых, очень помогали и тренеры, и Федор. Они сразу чувствовали, если со мной что-то не так. Марина Олеговна всегда готова помочь, если надо, поговорить по душам. Она вообще очень хорошо умеет поднимать боевой дух.
- Можете сказать, что сейчас вам там комфортно во всех смыслах?
- В принципе, да. Не могу пожаловаться ни на условия проживания, ни на что-то другое. Живу в апартаментах с соседкой, она тоже тренируется у нас на катке. Так что у меня там тоже "очаг", по которому, уехав, до какой-то степени даже тоскую. Создала свой уголок, привезла и фотографии и какие-то вещицы, мелочи, не хочу конкретизировать. Они напоминают о доме, который остался здесь.
- Есть вещи, которые в США вам особенно нравятся?
- Если у тебя там есть свое дело, вся система работает на то, чтобы в остальном все было комфортно. Ничто тебя не отвлекает от работы, не нужно тратить время и силы на благоустройство, на какую-то бюрократию, социальные или бытовые препоны, что частенько можно встретить у нас. Для меня это было внове, хотя многие об этом и раньше говорили.
- Понятно, что вам непросто было вдруг оказаться вдали от привычной жизни. Насколько тяжело далось ваше решение оставшимся в России близким?
- На самом деле, мои родители приятно удивили тем, как они с этим справляются. При том, что мама, например, всегда все воспринимает близко к сердцу.
- Проблемы с языком возникали?
- Нельзя сказать, что до переезда за океан говорила совсем плохо. Даже на пресс-конференциях пару раз пыталась разговаривать. Но для жизни этого было, конечно, недостаточно. И сейчас получать похвалу от Федора дорогого стоит. Он был впечатлен, насколько быстро я освоилась. Мне, к счастью, всегда было интересно изучать иностранные языки. Девушка, с которой делим дом, говорит по-русски, но прошу ее общаться на английском. Начинаю потихоньку понимать сленг. С этим, конечно, было тяжелее всего. Это как и в русском, например, Федор чего-то не понимает, ему тоже приходится объяснять. Сейчас уже даже немного скучаю по общению на иностранном языке. В Саранск взяла с собой книжку, но времени на нее, конечно, не было. Бульварная литература, на самом деле - зато там как раз есть все эти выраженьица.
***
- Уезжая в группу к Зуевой и Шпильбанду, не боялись разговоров, мол, Хохлова пошла по легкому пути и поехала к самым модным и успешным на сегодня тренерам в танцах на льду?
- Переход от одного наставника к другому всегда был щепетильным вопросом. Но нельзя забывать, как в данном случае сложились обстоятельства. После того, как мы с Федей попробовали кататься вместе и в течение месяца приняли окончательное решение встать в пару, у меня не было иного выбора, кроме отъезда в США. Федор не поехал бы тренироваться в Россию. Уже потом, естественно, задумалась о том, что у новых тренеров можно и нужно учиться чему-то своему. Тем более, когда речь идет о специалистах такого уровня, как Игорь и Марина.
- Вопрос о том, каково работать в одной группе с олимпийскими чемпионами Ванкувера Тессой Вирту/Скоттом Моиром и серебряными призерами Игр-2010 Мэрил Дэвис/Чарли Уайтом, уже наверно надоел?
- Нет! (Смеется). С удовольствием расскажу. Комфортно работается. Во-первых, кататься со спортсменами такого уровня престижно. И потом, вообще не воспринимаю это как конкуренцию, о которой все время спрашивают. Хотя возможность постоянно наблюдать за ними, конечно, подстегивает. Думаешь: ага, а я смогу так сделать? Но тут нет агрессии, это, наоборот, помогает. Я даже у юниоров стараюсь подмечать какие-то моменты, которые можно "примерить" на себя. У каждой пары есть свои сильные стороны. И если есть такая возможность, почему я не могу у них поучиться?
- Каковы они в жизни?
- Очень дружелюбные. Когда только приехала, не ощущала никакой враждебности к себе как к новичку. Возможно, конечно, это специфика иностранцев. Они вообще приветливые и улыбчивые. И не чувствовала, что это fake, подделка. Поначалу была настолько увлечена работой, что не до дружбы было. Но сейчас, когда и язык подучила, чувствую себя если не как свой человек, то близко к тому. Можем и поболтать о чем-то. Ребята помогают в каких-то моментах. Если нужно – всегда пожалуйста.
- Иными словами, разговоры о том, что кому-то по тем или иным причинам достается больше тренерского внимания, - это скорее красочная история для журналистов?
- Верно. Там же совсем другая система подготовки. Есть тренер, и есть спортсмен, который, по сути, покупает у него урок. Ты пришел, заплатил, и что сумел взять, то взял. Через час приходит следующий, и получает те же самые знания. Получается, что все получают равное количество внимания. Мне такая система, на самом деле, очень нравится. Марина и Игорь умеют так распределить усилия, что создают комфортные условия для всех. А у спортсменов, само собой, появляется некий соревновательный азарт, но при этом атмосфера остается вполне дружелюбной.
- Вы так увлеченно рассказываете. Не возникало желания в будущем открыть свою школу, работающую по такой системе?
- Честно говоря, раньше об этом не задумывалась. Вообще пока все мысли сосредоточены на собственном катании.
- Вам важно мнение Сергея Новицкого о том, что вы делаете на новом этапе карьеры?
- А мы с ним, кстати, общаемся.
- Даже не сомневалась, что вы это скажете.
- Перед Саранском, в поезде, он позвонил мне, пожелал всего-всего. Потом написал поздравление. Может, даже видел выступление - не знаю, он сейчас занят своими делами. Мне на самом деле важны мнения всех. Даже если люди говорят о недостатках: если кто-то что-то видит, прими это как совет и поработай над этим. Чем больше подобных вещей, тем лучше.
Екатерина КУЛИНИЧЕВА