Ари Закарян: "Приветствую людей, идущих на риск"
В мире фигурного катания Ари Закарян известен прежде всего как менеджер Евгения Плющенко, и его имя фигурирует в прессе обычно в связи с его титулованным клиентом и другом. Но немногие знают о том, что Закарян говорит на французском и японском языках, самостоятельно пишет музыку. Kорреспондент "СЭ" Реут ГОЛИНСКИ побеседовала с Ари Закаряном о направлениях развития фигурного катания и шоу-бизнеса, о том, что важно при создании шоу, и, разумеется, затронула тему результатов мужского турнира Олимпийских игр в Ванкувере.
- На прошлогоднем турнире Nebelhorn Trophy и на чемпионате Европы-2010 вы присутствовали в качестве главы спортивной делегации Армении. Расскажите немного о фигурном катании в этой стране.
- В отличие от многих других небольших федераций за Армению выступают те фигуристы, которые действительно там живут. Пока у них нет своего льда, правильно организованных тренировок - все это довольно сложно. Но в ближайшем будущем я лично планирую вернуться к этому проекту и приложу максимум усилий, чтоб ситуация изменилась. Компания, которая купила армянский Ледовый дворец, тоже намерена нам помочь.
- В одном из ваших старых интервью уже упоминалось о создании школы Плющенко в Армении.
- Да, была такая идея несколько лет назад. Но в последнее время Женя был сильно занят подготовкой к Олимпиаде, другими соревнованиями, шоу. К этому проекту мы тоже планируем вернуться. Речь идет о том, чтобы направлять в Армению квалифицированных тренеров, помогать им создать эффективную систему подготовки. Планируется, что тренер Плющенко Алексей Мишин тоже иногда будет приезжать в Армению. У него огромный опыт, который, естественно, хотелось бы использовать.
- Вы много лет работаете с Плющенко. С кем еще из спортсменов сотрудничаете?
- Из фигуристов – это Петр Чернышев и Наоми Ланг. Мне стоило много здоровья уговорить Петю приехать из Америки в Россию участвовать в телевизионных проектах (Петр Чернышев принимал участие в телевизионных проектах "Танцы на льду" и "Ледниковый период", был победителем проекта на РТР вместе с Юлией Ковальчук. - Прим. "СЭ".), но в итоге я оказался прав. Я знал, что для него это будет хорошо. Я всегда думаю об интересах спортсмена, причем не только спортсмена, но и артиста. В Америке в то время он мог бы стать хорошим хореографом, но выступать там ему было негде. А в России у Чернышева появились огромные возможности.
Одна из моих главных профессиональных целей - развивать так называемое экстремальное катание: катание, в котором есть различные трюки, выполняемые на коньках, как, например, прыжки через машины или акробатика на льду. Меня интересуют не только фигуристы, но трюкачи, люди, которые могут поднимать стадионы своим выступлением, неординарные личности. Например, Алексей Полищук вместе с Бертом Кордингом, это новая пара, которую я создал, когда перестал выступать первый партнер Полищука – Владимир Беседин. Сергей Якименко - единственный человек, который прыгает через машины и делает другие уникальные акробатические элементы.
В 1997 году мы с моим американским партнером Скоттом Уильямсом устраивали первый чемпионат мира American Open, на котором проводились соревнования по акробатике на льду, и в котором принимал участие и я сам.
- Тоже прыгаете через машины?
- Нет. Но с моим другом Акопом Манукяном мы в свое время были пионерами в этой области, когда решили перейти из фигурного катания в акробатику и шоу-бизнес. Мы выступали по всему миру от Champions on Ice Тома Коллинза до Ice Capades и Disney's Champions on Ice. Если вам интересно, просто наберите мое имя в Тьюбе - найдете видео.
- Как часто вы сейчас становитесь на коньки?
- Я до сих пор могу выполнить тройной прыжок. В последний раз выходил на лед, когда проводил шоу в Ереване в декабре 2008 года.
Во время репетиций шоу я всегда на льду. Ставил открытие и закрытие для прошлогоднего чемпионата России в Санкт-Петербурге. Групповые номера для нашего шоу Kings on Ice тоже ставил я. Там даже частично использовалась моя музыка, которую я написал с Эдвином Мартоном.
- Вы пишете музыку? Неожиданно.
- В прошлом сезоне мою музыку брала для короткой программы Катарина Гербольдт. Она услышала эту композицию случайно, когда была у меня в гостях. Я даже не сразу узнал об этом.
- В чем заключается ваша работа как агента?
- В том, чтобы помочь спортсмену добиться максимальных результатов. Ну и дать возможность заработать, если это не мешает тренировкам, конечно.
Например, начиная с прошлого сезона я работаю с одиночницей из Люксембурга Флер Максвелл, и она уже приняла участие во всех шоу, которые проходили в Европе. В свои шоу я не беру людей "для галочки". Всегда думаю о том, на кого именно зритель захотел бы смотреть.
- А что именно нужно зрителю, как считаете?
- В каждой стране зритель разный. За час до начала каждого шоу я обычно минут 10 хожу по залу, смотрю, кто сидит на трибунах. В зависимости от этого принимаю решение: что именно показывать, что менять. У меня редко когда бывает шоу по сценарию.
Еще я сторонник того, чтобы в шоу присутствовал риск, рекорды, даже некая агрессия. Могу часами сидеть и просматривать записи прошлых лет. И если знаю, что где-то есть интересное шоу, могу пролететь полмира, чтобы его посмотреть. Я пересмотрел все подобные шоу в Лас-Вегасе, знаком с этой кухней изнутри, знаю всю методику, всю технологию.
- Люди жаловались, что билеты на российские шоу весной в Москве и Питере были очень дорогими.
- Если посмотреть статистику, то относительно московских цен у нас были средние цифры. К сожалению, у нас было мало спонсоров, соответственно и возможности были ограничены. Шоу, которое мы изначально намеревались сделать весной, отменилось. К тому же перед нами стояли обязательства по гонорарам: за меньшие деньги нельзя было бы привезти в Москву тот состав, который мне хотелось.
- Что входит в ваши ближайшие планы?
- На конец ноября мы готовим тур по городам России. Знаю, зрителям понравился номер "Четырех королей", мы его оставим. Королями будут: Плющенко, Стефан Ламбьель, Джонни Вейр и Райан Брэдли. Я очень рад, что Райан присоединится к нам: его произвольная программа с двумя четверными прыжками, которую он показал на последнем чемпионате США, произвела на меня большое впечатление. Также в составе шоу будут Изабель Делобель/Оливье Шонфельдер, собирается вернуться на лед и опять выступать со своим прежним партнером Владимир Беседин. Надеюсь, к нам сможет присоединиться и недавно созданная российская пара Татьяна Волосожар/Максим Траньков. Поскольку пока они не могут выступать на международных соревнованиях, для них это будет хорошей возможностью выступать на публике.
- Как думаете, вернется ли Плющенко в спорт, и если да, сколько лет он может кататься?
- Он спокойно может выступать до 2014 года. Он очень упрямый человек. Перед Играми в Ванкувере смог взять себя в руки, заставить себя похудеть, бросил все ради того, чтобы посвятить себя тренировкам. Три года он не просыпался раньше часа или двух часов дня, а тренировки заставили его вставать порой в 6 утра.
Если меня спросят, сможет ли он выступить на Олимпиаде в Сочи, я скажу, что процентов на 90 это возможно. Многое зависит от того, какими будут правила: вполне возможно, что их поменяют так, что не будет никакого смысла браться. А может получиться и наоборот.
Важно понять, насколько высокой будет мотивация. Перед Ванкувером она была у Плющенко очень высокой: его тогда так часто втаптывали в грязь, что он хотел как бы напомнить людям, кто он такой.
- Получается, мотивацией была злость?
- Не злость. Я бы назвал это желанием показать, что лед - это именно то место, где он умеет делать все и делает отлично.
- Что лично вы думаете о результате Евгения на Олимпийских играх в Ванкувере?
- Хочу сказать, что очень рад за Женю. Если учесть, за какие короткие сроки он вернулся, это абсолютное чудо: 99 процентов людей не в состоянии бы были такое повторить.
- И все же: засудили его или нет?
- Думаю, сыграло много факторов: новые правила, новое судейство, новая политика, люди, которые не очень хотели, чтобы Плющенко повторил свой успех. Лайсачек откатался чисто: по новым правилам он выполнил все, что требовалось. Кто какое место занял, справедливо это или нет, комментировать не буду. Это уже пройденный этап.