Воронов впереди Жубера
ГРАН-ПРИ
Вчера в столице Франции начался первый этап "Гран-при" - Trophee Eric Bompard
ОТКАЗ ДОМНИНОЙ И ШАБАЛИНА
За день до начала соревнований стало известно, что чемпионы мира в танцах на льду Оксана Домнина и Максим Шабалин официально заявили об отказе от участия в "Гран-при". Это означает, что до Игр в Ванкувере дуэт сможет выступить в соревнованиях и показать свои олимпийские программы на публике максимум два раза - на чемпионате России в Санкт-Петербурге и на чемпионате Европы в Таллине.
Но это - скорее теоретическая возможность. Ни для кого не секрет, что отказ от "Гран-при" обусловлен состоянием травмированной ноги Шабалина. После того как Оксана и Максим стали чемпионами мира в Лос-Анджелесе, фигурист там же, в Америке, консультировался у местных специалистов, и вердикт оказался неутешительным. Это подтвердила и последующая консультация в Германии - в клинике, куда Шабалин уже неоднократно обращался за медицинской помощью. Сам Максим, вернувшись в Россию, подтвердил, что "чуда не произошло".
С медицинской точки зрения проблема заключается вот в чем. Два года назад, для того чтобы выступить на чемпионате Европы в Загребе, Шабалин вышел на лед всего через две недели после операции, чем сам себя лишил возможности нормально восстановить и разработать коленный сустав. Одна сторона медали оказалась яркой: танцоры впервые в жизни стали чемпионами Европы, то есть поспешность оправдала себя. Но была и другая сторона: сустав ноги так и не обрел способности до конца разгибаться. Отсюда дикие боли даже при незначительной нагрузке на ногу.
Весь следующий сезон, в конце которого Домнина и Шабалин стали чемпионами мира, Шабалин проявлял настоящий героизм: катался и выступал превозмогая боль - всевозможные обезболивающие препараты почти не приносили облегчения. Но на одном геройстве, как показала практика, далеко не уедешь. Ведь если сустав ноги теряет подвижность, неизменно начинаются проблемы с мышцами - они теряют способность хотя бы частично снимать с сустава нагрузку.
А потому ныне ситуация такова: любой ответственный старт потребует от Шабалина гораздо больших усилий, нежели это было в предыдущих сезонах. И восстанавливаться придется дольше, поскольку от форс-мажорной нагрузки в больном суставе неизменно обостряется воспалительный процесс. Другими словами, выступив на чемпионате Европы, можно банально не успеть привести в порядок ногу до начала Олимпийских игр.
Стартовать на отборочном национальном чемпионате первой паре страны тоже вроде бы не имеет никакого смысла: президент Российской федерации фигурного катания Валентин Писеев уже объявил, что, независимо от результатов отбора, Домнина и Шабалин имеют гарантированное место в олимпийской сборной. Только вот старты нужны обязательно: выходить на лед после почти годичного перерыва в выступлениях рискованно - нервная система может просто не выдержать напряжения борьбы.
В принципе не исключен вариант, при котором Домнина и Шабалин действительно откажутся от всех предолимпийских выступлений и сразу приедут в Ванкувер, рассчитывая на "эффект неожиданности". Иногда такой прием приносит неплохие результаты. Как, собственно, принес Домниной и Шабалину на чемпионате мира этого года, где Оксана и Максим стали чемпионами благодаря не столько собственному катанию, сколько крайне удачному стечению сразу нескольких обстоятельств. Просто сейчас куда сложнее рассчитывать, что обстоятельства сложатся аналогичным образом второй раз подряд.
ДВЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЛИГИ
Тему первой российской пары вчера в Берси обсуждали все, кто имеет отношение к работе с танцевальной элитой. Сама элита была представлена тремя дуэтами - канадцами Тессой Вирту/Скотт Моир, англичанами Шинед и Джоном Керр и представителями Франции Натали Пешала/Фабьен Бурза. То, что это "другая лига" по сравнению с остальными дуэтами, следовало уже из оценок обязательного "Золотого вальса". России же в лице Кристины Горшковой/Виталия Бутикова и Екатерины Рублевой/Ивана Шефера достались по итогам этого вида программы пятое и восьмое места.
Причем результаты эти оказались, пожалуй, наиболее парадоксальными и малообъяснимыми. Рублева и Шефер откатались хорошо и очень "вальсово". По мнению сразу нескольких опрошенных мною тренеров, наблюдавших за выступлениями танцоров, они не сделали никаких ошибок и однозначно заслуживали более высоких баллов. Так что причина, скорее всего, кроется в традиционной для танцев осторожности судей. Согласно рейтингу, дуэты выступали в разных разминках (Рублева и Шефер - в первой). Вот и получили по минимуму. В то время как для их соотечественников-конкурентов фактор второй группы сыграл положительную роль: само катание выглядело тяжелым и грязноватым (Кристина даже споткнулась в начале программы), зато оценки оказались более высокими, потому как явно были выставлены по рейтингу, а не по существу.
Как заметил после обязательного проката Александр Жулин, работающий с Пешала и Бурза, судейство в олимпийском сезоне (особенно в танцах) - совершенно особая история. Там имеет большое значение некий "политический" расклад, который в Париже, в частности, проявился, по мнению тренера, в том, что его спортсмены воспринимались как вторая пара Франции: федерация фигурного катания этой страны сильно рассчитывает на то, что к Играм в Ванкувере в сборную вернутся чемпионы мира-2008 Изабель Делобель и Оливье Шонфельдер. А вот брат и сестра Керр остаются, как ни крути, сильнейшей парой Великобритании.
Что ж, такой вариант в танцах, когда своя же федерация идет на то, чтобы негласно позволить судьям "опустить" одних спортсменов, но компенсировать это лояльностью по отношению к лидерам, никогда не был новостью. Другое дело, что Делобель и Шонфельдер ждут появления первенца, и как быстро Изабель сумеет набрать форму после родов, не возьмется сейчас предсказать ни один человек. Вполне возможно, что жертва (если допустить, что Пешала/Бурза и впрямь были отданы на заклание) окажется напрасной.
Второй вид вчерашней программы наглядно продемонстрировал, насколько неосмотрительными могут быть предварительные ставки и прогнозы в отношении лидера. Брайан Жубер, который, как предполагали, должен побеждать в Париже в "одни ворота", остался в итоге шестым: завалил три прыжковых элемента программы из трех.
В этом сезоне француз пригласил для совместной работы чемпионов мира в танцах на льду Албену Денкову и Максима Ставиского. До начала соревнований много говорилось о том, что такой шаг предпринят с целью добиться большей выразительности постановки. Но парижская реальность в очередной раз показала, что главный козырь Жубера - это природная мужская харизма и мощные прыжки. Нет прыжков - нет и программы, сколь бы гениальные постановщики над ней ни трудились. На этом фоне катание чемпиона Европы-2007 Томаша Вернера выглядело просто шедевром.
Единственный российский участник Сергей Воронов произвел на редкость приятное впечатление. То, что у этого фигуриста есть потрясающе важное умение выжимать из себя на соревнованиях больше, чем получается на тренировках, было понятно, едва Сергей стал выступать на взрослом уровне. Но прошедший сезон показал, что этого недостаточно: столько критики, сколько обрушилось на Воронова за то, что он недостаточно работает на тренировках, кого-то другого могло бы вообще сломать психологически. Что ж, выводы явно были сделаны. В Париже ученик олимпийского чемпиона Алексея Урманова выглядел вполне уверенно: как человек, который сделал колоссальную работу и сам понимает это. Результатом стал прекрасный прокат с чистыми прыжками, включая каскад 4+3.
ИНТЕНСИВНАЯ ПОДГОТОВКА
То, что основная борьба развернется между лишь двумя парами, предсказать было несложно. Тем более в короткой программе, где признанными мастерами заслуженно считаются наши Мария Мухортова и Максим Траньков. Свою борьбу с двукратными чемпионами мира Аленой Савченко и Робином Шелковы из Германии фигуристы начали в Париже прямо на тренировках. Но было заметно, что россияне, ничуть не проигрывая немецкой паре в качестве большинства предписанных элементов, все-таки уступают им в изобретательности связок, заходов и мелких деталей.
- Мы начали подготовку не раньше, чем обычно, но провели ее более интенсивно, - сказал еще до начала соревнований тренер Марии и Максима олимпийский чемпион Олег Васильев. - В конце июля ребята уже выступали в Детройте и Индианаполисе. Исполняли только короткую программу, после чего сосредоточили усилия на произвольной. В общей сложности сделали более двух десятков полных прокатов, большую часть которых - чисто. В этом отношении, считаю, мы сделали большой шаг вперед по сравнению с прошлым сезоном. Маша и Максим стали чувствовать себя гораздо увереннее. Боязнь произвольной программы у них потихонечку сходит на нет.
В отношении выбора музыки для короткой программы (весьма необычная обработка известного произведения рок-группы Secret Garden "Апассионата") Васильев заметил:
- Изначально нам хотелось, чтобы музыка была узнаваемой и приятной на слух. Я услышал ее совершенно случайно - на мобильном телефоне у одной из подруг Маши. Аранжировка меня заинтересовала настолько, что мы "вытащили" эту мелодию из телефона, обработали на компьютере, какие-то моменты убрали, какие-то усилили, и получилось то, что получилось. Ребятам эта музыка сразу, как мы говорим, "легла на ногу", им удобно под нее кататься. Что касается элементов, то, считаю, олимпийский сезон не самое подходящее время для того, чтобы экспериментировать. Правильнее, на мой взгляд, собрать все самое лучшее, что уже умеют спортсмены, и преподнести это в наиболее выигрышном виде. Во всяком случае, когда я смотрю на выступления ведущих пар, то вижу, что никто из них к экспериментам особенно не стремится.
Мы изменили в короткой программе вращение - теперь Маша и Максим одинаково хорошо вращаются в обе стороны. - продолжил Васильев. - Хотя не уверен, что это оценят: все-таки судейство по-прежнему достаточно консервативно в той части, которая касается качества выполнения элементов - GOE. Если происходит грубая ошибка, арбитры могут поставить "-3". Но вот примеров, когда спортсмен получал бы "+3", я не припомню. Хотя когда этот вопрос поднимался на заседаниях технического комитета ISU, мы специально объясняли, за что могут ставиться плюсы, за что они должны ставиться и чего не нужно бояться, оценивая катание. Но в реальности, к сожалению, это работает далеко не всегда...
Мухортова и Траньков показали второй результат. Немного разошлись в параллельном вращении, но важным было даже не это, а то, что Савченко и Шелковы помимо чистоты элементов в очередной раз взяли оригинальностью, начиная с идеи своей постановки "Клоуны". Другими словами, опровергли слова Васильева насчет экспериментов. Не побоялись выйти на лед в клоунском гриме и показаться смешными, не побоялись дать волю эмоциям, хотя программа местами выглядела сыроватой и заставляла осторожничать. Вот и получилось, что первый раунд очной борьбы уверенно остался за немцами.
Париж
Trophee Eric Bompard. Париж. Обязательный танец. 1. Вирту/Моир (Канада) - 38,41. 2. Керр/Керр (Великобритания) - 36,13. 3. Пешала/Бурза (Франция) - 35,53. 4. Самуэльсон/Бэйтс (США) - 31,11. 5. ГОРШКОВА/БУТИКОВ - 29,56. 6. Наварро/Бомментре (США) - 29,19... 8. РУБЛЕВА/ШЕФЕР - 27,12.
Мужчины. Короткая программа. 1. Вернер (Чехия) - 81,00. 2. Ода (Япония) - 79,20. 3. Риппон (США) - 75,82. 4. ВОРОНОВ - 72,80. 4. Понсеро (Франция) - 72,50. 6. Жубер (Франция) - 72,15.
Пары. Короткая программа. 1. Савченко/Шелковы (Германия) - 72,98. 2. МУХОРТОВА/ТРАНЬКОВ - 66,88. 3. Дюбе/Дэвисон (Канада) - 64,54. 4. Канак/Койя (Франция) - 55,96. 5. Ину/Болдуин (США) - 55,06. 6. Дон/Ву (Китай) - 49,70.