«Пригласить Кихиру на Кубок России — хорошая идея». Илья Авербух — о будущем фигурного катания
3 августа члены совета ISU снова соберутся за ноутбуками и телефонами, чтобы обсудить судьбу взрослого сезона в фигурном катании — в частности, Гран-при. Только отзвучали тосты за упокой юниорской серии, и на таком фоне здравие остальных соревнований будет восприниматься как чудо. Серебряный призер Олимпиады и чемпион мира, хореограф-постановщик Илья Авербух в разговоре с «СЭ» высказал свой прогноз по будущему фигурного катания в ближайшие месяцы и рассказал, что может стать альтернативой Гран-при в условиях закрытых границ России. Небольшой спойлер: здесь не будет ничего о «Папиных дочках», Лизе Арзамасовой и кольцах. Только фигурное катание.
Не знаю, зачем на чемпионат России допускают 14-летних
— Илья, главный вопрос сейчас — что будет с сезоном. Может, у вас есть предчувствие или даже информация, на что нам рассчитывать?
— Я точно не гуру и не могу заглянуть в будущее, узнать, что там будет. Наверное, сейчас никто этого не знает. Если трезво смотреть на ситуацию и анализировать цифры и события вокруг пандемии, думаю, точно до 1 января этапов «Гран-при» не будет. Пока вопрос кажется подвисшим, но это иллюзия. Не вижу, за что тут зацепиться. Мы видим, какой ужас происходит в Америке. Не думаю, что будет правильно проводить старты, ездить по странам, сажать всех на карантин. Объективно и правильно, что турниров до января не будет. Мы все молимся и верим, что эта история закончится.
— В ситуации, когда взрослого «Гран-при» не будет, встает вопрос о том, что делать со своими турнирами. Из Кубка России надо делать конфетку.
— Безусловно надо! Потому что надо держать спортивную форму, наши должны быть готовы — как только, так сразу. Конечно, Кубок России не может заменить «Гран-при», это невозможно, не надо лукавить. Но соревнования нужны, и их должно быть как можно больше, чтобы держать ритм. Если говорить о конкуренции, у нас во всех видах она очень высокая внутри страны. В женском фигурном катании плеяда золотых девочек, в танцах ребята идут ноздря в ноздрю, за мальчишками мы следим. Димка Алиев в этом году отлично выступил, есть Саша Самарин, Мишу Коляду очень ждем, как у него получится с Алексеем Мишиным. Парное катание тоже очень сильное — правда, там не очень понятно, где Тарасова и Морозов. Если они в Америке, будет непросто возвращаться в Россию, но они наверняка это сделают. Пары Тамары Москвиной тоже прекрасны, Бойкова и Козловский стали открытием. Кубок России будет большой битвой.
— А вы бы молодых всех пустили во взрослый разряд? Сейчас есть разделение на мастеров спорта и кандидатов, хотя на чемпионат России Валиевой, Усачевой и Хромых заявляться уже можно.
— Это деликатная тема, и принять однозначное решение сложно. С одной стороны это мотивирует, с другой — перевод в другую возрастную категорию создает дополнительную нервотрепку. Плюс непонятно, вроде как одни выиграли, а едут на дальнейшие турниры другие — создаются дополнительные условности. Хотя на чемпионат России 14-летние допускаются. Не знаю, зачем. Мне кажется, каждому возрасту свое время, свои соперники. У девочек-юниорок есть колоссальная конкуренция, им есть с кем биться. У взрослых то же самое. Не думаю, что такой микс сильно добавит вистов.
— Еще одна идея — давайте пригласим иностранцев, Кихиру хотя бы или кого-то из русских эмигрантов. Это реально? Нужно ли это нам?
— Конечно, чем шире география, тем лучше. Но это тоже выглядит как нереальная история. Мы не до конца понимаем, насколько закрыт мир. Идея пригласить Кихиру — хорошая. Но малореализуема с точки зрения условий, в которых мы живем.
Медведева хотела «Маскарад», ей не навязывали эту музыку
— Фигуристы постепенно начинают раскрывать свои программы на новый сезон. Следите за этим? Тизеры уже появляются в соцсетях, Косторная выложила часть своего проката.
— Такие варианты программ я не смотрю. по таким кускам что-то высматривать... Это не имеет никакого смысла, надо оценивать целостность программы, я подожду первых прокатов. Музыкальный выбор мне нравится весь. Билли Айлиш у Косторной — это будет хорошо, мне кажется.
— А «Маскарад» Медведевой? Встречается мнение, мол, сложно это — вальс для одиночницы.
— Вспомним программу Димы Алиева, он прекрасно с ней справлялся. Все зависит от того, как она это чувствует, как она будет преподносить. Музыка ей очень нравилась, она ей бредила, даже можно сказать. И хотела «Маскарад». А когда человеку нравится то, подо что он катается — это залог успеха. Ей эту музыку не навязали тренеры, она сама ее выбрала. А образ может быть любой, и под сольную программу можно парить надо льдом, даже в вальс. Тем более это Женя Медведева, которая блестяще с этим справляется.
— У вас был когда-нибудь опыт постановки программ по видеосвязи? Туктамышева, например, поставила программу на самоизоляции, при участии болельщиков, безо льда. Насколько это жизнеспособно?
— Мое мнение — нет. Постановка — очень интимная и точечная работа, когда ты один на один с дыханием спортсмена. Вы погружаетесь в музыку, хореография идет от того, как и что выполняет спортсмен, как движения смотрятся на льду. Это немножко похоже на попытку развлечения во время коронавируса, уж извините.
Сочи переполнен, но на мероприятие культурного характера люди пойти не могут
— Вы ставите кому-нибудь программы в этом сезоне, есть предложения?
— В этом сезоне — нет. Как-то так распределилось, видимо, из-за коронавируса, что в этом году я не работал. Но огорчения нет, я всегда стараюсь делать точечно и никогда не ставил работу с любителями на конвейер.
— А нет ощущения, что процесс постановки сейчас зарегулирован правилами? Слышу от разных людей, что пространство возможностей сужается.
— Да нет, это спорт, здесь должны быть правила, это обязательное условие. Чем больше правил, тем больше шансов, что появятся одна — две по-настоящему гениальные вещи. Потому что условия заставляют тебя еще больше думать, творить, обходить правила. Мне кажется, просто очень сложный сезон. Потеряна вторая половина. Есть всеобщая растерянность. Я вообще снимаю шляпу перед всеми тренерами и фигуристами, кто сейчас работает — потому что нет ничего хуже неизвестности. Но надо абстрагироваться и творить, как бы сложно это ни было.
— Некоторые решают творить в других видах спорта. Вот Анастасия Тараканова, сильная фигуристка, сейчас тренируется на роликах, что логично вызывает вопросы о продолжении карьеры. У нас глубокий второй эшелон фигуристок, а федерация блокирует их уход в другие страны, вводя двухлетний карантин вместо одного года. Правильно?
— У всех своя правда. Да, в какой-то мере мы не даем им развиваться. А с другой — представьте, если наши завтра проиграют тем, в кого вложилась страна, кого вырастили благодаря российскому бюджету? Это тоже надо учитывать. Поменять страну — не простое решение, взял — годик там покатался, потом здесь... Я думаю, два года — вполне нормальный срок для осознанного решения, когда человек покидает страну, которая его растила. Все привыкнут.
— Месяц назад Алексей Ягудин выгладывал видео, где танцует с вашим муляжом, и писал, что массовые мероприятия скоро вернутся. Но время идет, и не особо они возвращаются. Как обстоят дела с шоу? Есть свет в конце тоннеля?
— Для нашей индустрии, ледового бизнеса, ситуация плачевная. На данный момент мы, наверное, самые пострадавшие. (смеется) Работают все — кафе, торговые центры, все работают. Мы уже полгода не можем провести ни одного мероприятия. И никаких предпосылок к изменениям я не вижу. Хотя иногда происходящее вызывает недоумение: мы видим переполненный Сочи, как люди некорректно соблюдают социальную дистанцию, там в принципе это сложно делать. А на мероприятие культурного характера они сходить не могут. Но это данность, не мы принимаем решение. Правила есть, на данный момент ни о каких шоу речи идти не может. Вот в Москве разрешили 50-процентную заполняемость зала, но мы на август мероприятий не планировали. Пока еще очень много ограничений, дополнительных вводных.
— Напоследок: вас не сильно достали звонками про личную жизнь подобные темы в последнее время?
— Да нет, достали несильно. (Смеется.) Но «подобные» темы я не комментирую.