Нужен ли Коляда Мишину? Спасет ли звезду бывший тренер Плющенко
Много уникальных явлений появилось в нашем фигурном катании в последние годы и даже месяцы. Фанатские страсти вокруг Загитовой, эффект присутствия Яны Рудковской, мемы вроде «а где букет?» Все они достаточно хорошо изучены — настолько, что появление фамилий во второй строке текста уже провоцирует ругательства. Михаил Коляда — среди таких явлений. Но оно, как не силятся лучшие умы фигурного мира сего, никак не изучается и не поддается объяснению.
Нереализованный талант
Его называли самым талантливым русским одиночником со времен Ягудина и Плющенко — в итоге Михаил стал злым гением сборной России на Олимпиаде, который лишил Евгению Медведеву золота Пхенчхана. Когда Коляда был в наилучшей физической форме — он мог выйти и завалить все прыжки. И молча пройти мимо всех в микст-зоне, да что там — месяцами не обновлять соцсети. Так что загадочности вокруг Михаила было предостаточно, только это не та загадочность вокруг рок-исполнителя, когда молчание способствует интриге. Интригу заменял повисший вопрос после выступления: «А что это было?» Тот же Ягудин сравнивал Коляду с олл-инклюзивом — в том смысле, что все у петербуржца в арсенале есть. И он же разносил своего преемника на чемпионате мира в Японии так, что любой доставщик пиццы позавидует.
И вот наконец Коляда ушел — к Алексею Мишину. Решение назревало много даже не месяцев, а лет. Слухи об уходе то и дело появлялись, но скорее были попытками выдать желаемое за действительное. У Коляды, начиная с Олимпиады обозначилась черная полоса, в которой могли случаться чудовищные серии из падений на пяти — шести программах подряд или провалы типа 10-го места после короткой программы весной 2019 года в Сайтаме. Последняя победа в карьере Коляды — на турнире в Таллине перед тем чемпионатом мира. И худшая произвольная программа сезона стоимостью 140,12 балла:
И вроде бы всем было понятно, что проблемы в психологии — у парня дрожат коленки, он не контролирует себя. Только как это исправлять — оставалось непонятным. Как-то не верилось, что в XXI веке технический прогресс в медицине и психологии после стольких достижений обломал зубы о Коляду. Последний сезон подопечный Валентины Чеботаревой и вовсе пропустил из-за обострения синусита. Впрочем, люди в академии СШОР также говорили, что Коляда несколько «потерял интерес» к фигурному катанию — свадьба с русско-венгерской фигуристкой Дарьей Беклемищевой переключила внимание молодого человека на личную жизнь.
Поможет ли Мишин?
Теперь менять психологические настройки в фигуристе будет Мишин. Алексей Николаевич, судя по всему, не преисполнен радостного энтузиазма после состоявшегося перехода. Его молчание в данном случае говорит лучше слов. От комментариев «СЭ» опытный тренер отказался и изрек: «Хвались не на рать идучи, а с рати идучи».
С рати идти Коляде предстоит нескоро, но уже можно сказать, что Мишину достался тяжелый материал. Раз даже умеющий найти тонкие формулировки Профессор не хочет афишировать планы. Этакий подход анти-Плющенко: тот сразу рассказал про четверной риттбергер Трусовой.
Спортивная форма Коляды действительно далека от оптимальной, насколько можно судить из разговоров со знающими его людьми. Пример Станиславы Констатиновой перед глазами — ее как раз Мишин брать не стал. Возможно, не очень хотел брать и Коляду. Попросили? Фигурист резерва сборной России как-никак.
Но в отличие от ситуации с Трусовой, здесь переход намного нужнее фигуристу. Для Коляды это последняя возможность вернуться в фигурное катание — если он начнет вкалывать. Чеботарева после успехов требования к ученику снизила. Мишин может дать Мише пинка — но полетит ли после него испытуемый, зависит уже от его желания. Если не полетит — никак на репутации 79-летнего ветерана тренерского цеха это не скажется. К тому же есть Туктамышева, Самодурова, Гулякова. Тут скорее надо думать о том, чтобы на всех времени хватило.
Мишин долгие годы был тренером-селекционером: он видел талант в юных ребятах из регионов и брал к себе на воспитание. Брать к себе на воспитание 25-летнего семейного фигуриста — такого в практике Мишина еще не было. И это еще один аргумент в пользу того, что предприятие рискованное.
С другой стороны, ни одна из сторон ничего не теряет. Мишин — по вышеуказанным причинам. Коляда — потому что хуже уже некуда. Проблема в том, что фигурное катание уже ушло далеко вперед. Есть чемпион Европы Дмитрий Алиев, мировой рекордсмен по надбавке за GOE Александр Самарин, талантливый Макар Игнатов, не говоря о юниорах. Тащить за уши чемпиона России двухлетней давности никто не будет. Если у Коляды не получится, вряд ли это будет большой трагедией для русской фигурки. Дай бог, чтобы Михаил это опроверг.
Минус один топ-тренер
Еще трагичнее в этой истории судьба Валентины Чеботаревой. В игровых видах спорта есть тренеры, которые здорово тащат команды-середняки наверх, но в топ-клубах у них не получается. Примеров в российской практике уйма. Чеботарева резко вывела Коляду и Константинову на пик — и после этого обоим надо было моментально переходить на следующую ступень, искать новый вызов.
Надо отдать должное — помимо того, что ни тот, ни другая не обладают даром предсказания будущего, оба ученика в том числе считали уход циничным. И сильно запоздали с выходом из зоны комфорта. Хотя у Коляды был шанс на сотрудничество с Арутюняном — но не срослось из-за нежелания федерации платить большие деньги. В итоге и уход Коляды, и уход Константиновой получился неприятным, за спиной.
Если вы посмотрите статистику других, менее раскрученных учеников Чеботаревой — к примеру, Алисы Будзько или Арины Андреевой — то увидите, что за последние годы (!) никто не поднимался выше третьего места. В протоколах привычные снижения и минусовые оценки. Возможно, Валентине Михайловне надо начать все сначала. С уходом Коляды она теряет статус заметного тренера и пропадет из трансляций Первого канала. Зато снизится давление, и можно искать новые таланты.