10 июня 2020, 18:10

«Если Загитова вернется, непонятно, с какой целью. Все достигнуто». Мнение Кавагути

Дмитрий Кузнецов
Обозреватель
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
Японка Юко Кавагути, выигравшая для России два чемпионата Европы и две медали чемпионата мира, — о нынешних звездах фигурного катания.

Юко Кавагути отказалась от гражданства своей страны, чтобы выступать за Россию, бросила все, чтобы переехать через океан в США к Тамаре Москвиной, писала диплом по проблеме южных Курильских островов. После обидного четвертого места на Олимпиаде в Ванкувере не смогла выступить из-за травмы партнера, Александра Смирнова, в Сочи-2014. Сейчас Кавагути выступает вместе с ним в шоу, судит, тренирует и развивается вне фигурного катания.

«СЭ» поговорил с многогранной российской фигуристкой о недостатке красоты у молодых фигуристок, популярности Алины Загитовой и разнице японского и российского подхода к фигурному катанию. Кстати, последнее интервью Юко российским СМИ вызвало нездоровый интерес со стороны фанатов Юдзуру Ханю, которые атаковали россиянку на многочисленных форумах. Так что идеализм в отношении японской публики, столь распространенный у нас, бывает обманчив. Тем не менее, кое-чему у японцев поучиться все-таки можно. Русский язык у Кавагути практически такой же идеальный, как скольжение Ханю.

В современном фигурном катании все программы похожи друг на друга

— Юко, вы сразу сказали, что не очень пристально следите за фигурным катанием. Почему так? Не захватывает?

— Когда я каталась, я тоже особо не смотрела. (смеется) Мне нравится кататься, а смотреть уже не очень. Балет интереснее. Как только начинаю смотреть фигурное катание — начинаю критиковать. Тем более в том же парном катании сейчас мало пар на высшем уровне, в Европе вообще почти никого не осталось. Жалко. Когда мы выступали, чемпионат Европы был престижнее, много пар приезжали.

— Почему так, есть объяснение?

— Все похожи друг на друга. Нужно просто сделать что-то на четвертый уровень, что будет выглядеть сложным. Вариантов не так много, все программы получаются одинаковыми, теряется изюминка, оригинальность. В одиночном катании то же самое. Прекрасно, что теперь девушки делают четверные, люди задумываются о пятерных, это цепляет. Но я хочу видеть не то, кто кого перепрыгает, но и искусство. Тамара Николаевна Москвина считает фигурное катание искусством.

При этом тренерам тоже становится сложнее, поскольку из-за этих уровней надо жертвовать красивыми движениями. Ей еще удается придать каждой своей паре особый стиль, но таких единицы. Что касается одиночниц — прыгайте, девчонки, четверные, это здорово. Я только за. Мы сами добились с Сашей Смирновым четверных выбросов. Победы есть, вопросов нет. Но красоты я не вижу.

— То есть в программах Косторной, Щербаковой, Трусовой красоты вам не хватает?

— Да вообще не хватает, у всех. Я не столько про них, а в целом о спорте. Новые правила ISU делают так, что просто нет времени заниматься искусством. Я сама сейчас технический специалист и это понимаю. Считаю обороты, смотрю на дорожки, вращения — все похожи.

— Какие соревнования судите?

— Я новичок. Соревнования на уровне Петербурга, пока маленькие.

— Давления нет? Родители не подходили — мол, почему так посчитали, а не этак?

— Пока нет. Но говорят, бывает. Это неправильно. Конечно, хочется своих детей защитить. Но мы делаем свою работу. Нам тоже сложно, постоянно добавляются новые правила, в ближайшем сезоне их снова поменяли.

— Фигурное катание когда-нибудь будет объективным? Градусы недокрута может же считать робот.

— С одной стороны, это хорошо, но когда человеку за полоборота и одно плохое вращение говорят «давай, до свидания», это тоже неправильно. Мне вообще нравилась система 6,0. А сейчас — хочется за красивый прыжок поставить докрут, а смотришь на видео — там не хватает каких-то нескольких градусов. Обидно.

— А зачем вы этим занимаетесь, простите? Денег там не заработаешь, чистый альтруизм..

— Наверное, любовь к фигурному катанию. Деньги я зарабатываю выступлениями на шоу. Которых, правда, сейчас нет. Сейчас я еще открыла для себя новое направление, это не совсем фигурное катание. Звоните через пару месяцев, пока интрига (смеется). Но из фигурного катания совсем уходить не хочется. Тренерство? У меня нет желания становиться великим тренером, как Тамара Николаевна Москвина. Заниматься с детьми как хобби — да, это нравится. Может быть, когда-нибудь попробую себя в качестве хореографа.

Работа техническим специалистом позволяет мне смотреть фигурное катание, при этом я все-таки не судья, я не ставлю оценки, а считаю обороты, уровни. Это удовольствие и одновременно интерес. Вы правы, денег здесь нет.

— Тренируете у Тамары Николаевны?

— Я могу помочь в каких-то нюансах, если она просит. Но в основном работаю с японскими детьми на подкатках.

Обложка с Юко Кавагути. Фото vk.com/kavaguti_smirnov
Обложка с Юко Кавагути. Фото vk.com/kavaguti_smirnov

У Загитовой есть все

— Юко, вы катались за три сборные — Японию, США и Россию. Про американскую систему мы наслышаны. Можете рассказать, как все устроено в Японии? Государство платит или частные школы?

— Я давно уже не в Японии, всего знать не могу. Но раньше было так — если ты в сборной, то помогает не государство, а федерация, а если ты не на вершине, в основном все лежит на родителях. Фигурное катание — очень дорогой вид спорта, но в Японии много спонсоров. Если у тебя есть перспектива, в тебя вложатся.

— То есть такой каток, как «Хрустальный», где можно тренироваться практически с утра до вечера, представить в Японии невозможно?

— Нет, такого нет. Раньше вообще для спортсменов не было отдельных катков. Только массовое катание! А спортсмены — с 6 до 10 утра, потом в школу, и обратно вечером после 19 часов. Сейчас для сборников появились отдельные катки, но все равно чтобы кататься в таком режиме — я не слышала.

— Другие разительные отличия Японии от России видите?

— Мне повезло, мой японский тренер приглашал русских специалистов. Я по сути тренировалась по русской системе в Японии. Поэтому мне было легче после приезда в Петербург. Но в целом в Японии предпочитают индивидуальный подход, только частные уроки. А это гораздо дороже, ты сможешь много заниматься только при богатых родителях. Иначе один — два урока в неделю, остальное — самостоятельно. Так было и у меня изначально. С русским тренером мы занимались почти каждый день в группе. Групповые занятия дешевле. В России это распространено больше, иногда добавляются подкатки. Но тут уж кому какой подход больше нравится.

— От российских фигуристов доводилось слышать, что они японскую публику любят даже больше, чем русскую. Что такого особенного в японских зрителях?

— Фигурное катание в Японии — это уже не спорт, а как музыкальные концерты, шоу. Фигуристы — как певцы, идолы, это уже не спортсмены. Болельщиков действительно много. И они как-то по-другому к фигуристам относятся.

— По-доброму?

— Не то чтобы. Просто это бескрайняя любовь, как у родителей к детям или как у девушки к парню даже. Фигуристы — как боги. Хейт тоже есть — когда большая любовь, то и защищают активнее. Хотя мне кажется, что в нашем спорте просто у всех есть свои вкусы, мнение, и надо к этому относиться спокойнее. Но главное, что за каждым действием следят — когда улыбнулся, долго ли улыбался, любая деталь обсуждается. Не только то, что на катке, но и вне его, хобби, увлечения.

— Сейчас похожую историю мы видим вокруг Загитовой в России.

— Да, возможно, похоже. К ней много внимания. Но это хорошо и приятно для спортсмена.

— Доводилось слышать от японских коллег, что Загитова даже популярнее в Японии, чем многие японки, Рика Кихира та же. Преувеличение или правда?

— Не берусь говорить, это сложно измерить. Но Загитова очень известна в Японии. Много рекламы, и она участвует не только во многих шоу, но даже телепередачах. Да и она красотка, что уж говорить.

— В России широко обсуждается ее возвращение, она приехала тренироваться в Новогорск. Значит, вернется? Вам бы этого хотелось?

— Сложно сказать, я не Загитова. Но в принципе, что ей еще надо? У нее все есть. Все достигнуто. А с другой стороны, если она захочет — почему нет? Только какая у нее будет цель, мне не совсем понятно. Если найдет — прекрасно.

— Просто жаль, когда спортсмены уходят в 17 лет. Той самой красоты, о которой вы говорили, не хватает.

— Согласна. Но это и шанс начать вторую жизнь. Можно отойти от фигурного катания, идти работать куда хочешь, да даже в офис. Раньше многие долго катались, до сих пор выступает Туктамышева, русская фигуристка. Но когда девчонки прыгают четверной, выдержать длинную карьеру тяжело. Так что мне интересно смотреть, как они прыгают. Но красоты не хватает, она появляется не сразу. И хочется довести все это до конца, идеального баланса. Пока, к сожалению, ни у кого не получается.

Я в хорошей форме, при возможности могла бы вернуться

— Кто для вас эталон красоты в фигурном катании?

— В одиночном катании его нет, а в парном Гордеева/Гриньков и Бережная/Сихарулидзе. Еще мне нравится, как Савченко катается. Она и долго каталась, раньше нас начала, позже нас завершила. Отношусь к ней с огромным уважением. У нее есть и спорт, и артистизм.

— Она тут вернуться хочет, говорит.

— Это будет супер, хочу на нее посмотреть. Я сама не против, на самом деле. Не хотела уходить, еще сезон покататься желание было.

— Вернулись бы сейчас при возможности?

— Да. Я сейчас в хорошей форме. (смеется) Йогой занимаюсь регулярно, хореографией, пробежка с утра. У меня осталась небольшая травма, но я все могу. Прыжки, выбросы, подкрутки. Заставить Сашу Смирнова только не могу. У него школа своя, он семейный человек. Пожалуй, нас с ним хватает только на шоу. Но мы не хотели отпускать свой уровень. Я готова делать все. Четверной выброс мы, наверное, сейчас не сделаем. Когда не сможем делать сложные элементы, тогда да, поставим жирную точку. А пока все получается, будем продолжать.

— Четверной выброс и так никто сейчас не делает.

— Да, это хорошо, ведь это наша коронка. (смеется) Мне очень нравится этот элемент. Поэтому когда девчонки прыгают четверной, представляю, как они кайфуют. Я сама перешла в парное катание, чтобы делать четверной выброс, в одиночном четверной тулуп только тренировали, но никогда не приземляла. Думала, легче, когда выбрасывают, а оказалось, нет.

 Юко Кавагути и Александр Смирнов. Фото vk.com
Юко Кавагути и Александр Смирнов. Фото vk.com/kavaguti_smirnov

— Насчет семейности — вашим личным отношениям фигурное катание не мешало?

— В начале карьеры — да. Но потом поняла, что если человек хороший, то разъезды препятствием не будут, и отношения будут жить. Но у меня все-таки японский менталитет, было посложнее в России. Так что мое сердце остается свободным.

— На улицах вас узнают?

— Ни разу. Меня за китаянку принимают.

— Но проблем не было, расизм в России вы не встречали?

— Нет, такого тоже никогда.

— Сейчас Москва и Петербург постепенно открываются, отменяют режим самоизоляции. Япония — один из положительных примеров борьбы с коронавирусом. Вам как кажется, не рано ли мы снимаем ограничения?

— Сложный вопрос. Слава богу, вокруг меня никто не болел, а это действительно очень серьезная болезнь. Может быть, рановато все-таки. Но и оставлять народ дальше сидеть дома — уже вредно. Я думаю, нельзя говорить, что теперь можно все. Можно двигаться, но потихоньку, с масками, перчатками в публичных местах. Людям надо стараться следить за своей безопасностью самим. У японцев здесь есть чему поучиться, это точно.

Юко Кавагути
Родилась 20 ноября 1981 года в Фунабаси (Япония)
Выступала в паре Александром Маркунцовым за Японию и в паре с Дэвиной Патриком за США
С 2006 года выступала за России в паре Александром Смирновым
Чемпионка Европы (2010, 2015), серебряный (2009, 2011) и бронзовый (2008) призер чемпионатов Европы
Бронзовый призеры чемпионата мира (2009, 2010)
Трехкратная чемпионка России (2008, 2009, 2010).
После завершения карьеры осталась жить в Санкт-Петербурге

Olimpbet awards

Новости