Неужели у Медведевой закончились деньги?
Последнее время появились слухи, что у Евгении Медведевой появились трудности с оплатой работы Брайана Орсера, у которого она тренируется в Канаде с этого сезона. Масла в огонь подлил и тот факт, что после чемпионата России, состоявшегося в конце декабря в Саранске, фигуристка не вернулась сразу в Северную Америку, а несколько недель провела в Москве, тренируясь на катке ЦСКА. Спустя какое-то время в Канаду она все же улетела.
Сам Орсер на вопрос о финансовых трудностях Медведевой, заданный ему во время чемпионата Европы в Минске, ответил максимально корректно.
"О, нет-нет, о том, как у Евгении обстоят дела с финансами, я говорить не могу, это личное", – сказал он в интервью "СЭ".
Правда, напрямую эти слухи канадец все же не опроверг. С другой стороны, он все же не менеджер и не банкир Медведевой.
Помня о поговорке "Дыма без огня не бывает", "СЭ" решил разобраться, имеют ли разговоры о финансовых трудностях двукратной чемпионки мира какое-то основание.
Сколько стоит работа с Орсером?
Канадский специалист берет со своих учеников почасовую оплату. По словам авторитетного американского журналиста Филиппа Херша, ставка Орсера долгое время была 110 долларов в час. Перед этим сезоном она выросла, но, как говорит тренер, совсем незначительно. При этом Брайан не берет процент с заработков фигуристов.
Ближайший помощник Орсера Трейси Уилсон рассказала Хершу, что также берет с учеников почасовую ставку, которая варьируется в зависимости от нюансов – например, работает ли она с фигуристом одна или в паре с Орсером.
Хореограф Дэвид Уилсон, работающий с группой Орсера и имеющий очень высокий авторитет в мире фигурного катания, берет фиксированную плату за постановку программы. Специалисты его уровня могут просить по 5000 долларов за несколько дней работы. Но при этом порой звездным спортсменам ставят программы бесплатно.
"Я сказал Медведевой и ее матери, что в течение первых шести месяцев стоимость, вероятно, будет немного больше, чем обычно. Нам придется прыгать обеими ногами, тратить дополнительное время на навыки катания на коньках и хореографию", – говорил Орсер в беседе с Хершем в мае прошлого года.
Кроме того, нужно добавить расходы на тренажерный зал и то, что в целом можно назвать медицинским обслуживанием.
А если ты считаешь, что тебе нужно что-то еще – ты должен сам это найти. Очень здорово в свое время об этом рассказали двукратные чемпионы мира в парном катании канадцы Меган Дюамель и Эрик Редфорд. "У нас, в отличие от России, нет системы. Ты все должен делать сам. Например, если тебе нужен специалист из танцев на льду – иди и ищи. Ни тренеры, ни федерация не поднесут тебе все готовое на блюдечке", – говорили они в интервью "Газете.ru".
Плюс деньги на проживание в Торонто – аренда жилья и прочие бытовые расходы.
Кто все это оплачивает?
Вопрос оплаты сотрудничества Медведевой с Орсером сразу был одним из основных, поскольку, как видно, это недешевое удовольствие. Тренер и фигуристка вместе с ее матерью Жанной Девятовой проговаривали все детали еще в апреле на встрече в Сеуле, а потом это обсуждалось с Федерацией фигурного катания на коньках России. В итоге ФФККР оплачивает часть расходов.
"Кто оплачивает работу Орсера? Мы не имеем права ее оплачивать. У нас нет таких возможностей. Это делает сама Женя. У нее нет проблем в этом отношении. Федерация оплачивает ее пребывание в Канаде и перелеты", – сказал президент ФФККР Александр Горшков в начале декабря в интервью "Спорт день за днем".
Министр спорта России Павел Колобков заявлял, что его ведомство не финансирует тренировки Медведевой в Канаде.
"Министерство спорта не имеет отношения к финансированию тренировок Медведевой в Канаде. Это исключительно выбор Евгении", – сказал Колобков, будучи в гостях в редакции "СЭ".
Таким образом, получается, что ФФККР оплачивает проживание Медведевой в Канаде и ее перелеты на соревнования, а все остальные расходы несет фигуристка.
Какие у Медведевой источники дохода?
Во-первых, те, что положены ей от государства. Евгения еще в конце мая была по документам включена в состав сборной России на сезон-2018/19 (как и на три предыдущих), и, следовательно, должна находиться на ставке Центра спортивной подготовки (ЦСП) Минспорта. Точных данных о ее размере нет, но, по данным "СЭ", для элитарных спортсменов уровня Медведевой она составляет примерно 100-120 тысяч рублей "чистыми". Плюс, согласно приказу Минспорта, ей положено 100-процентное обеспечение "экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием".
Как члену сборной России по олимпийскому виду спорта Медведева должна получать стипендию президента РФ в размере 32 тысяч рублей в месяц (в конце года они были повышены до 52 тысяч рублей).
Наконец, Медведева продолжает представлять Москву на российских соревнованиях и числиться в школе "Самбо-70", где ей, очевидно, тоже положены какие-то выплаты.
Правда, каких-то денег Медведева в последнее время лишилась. Например, в 2016 и 2017 годах ей как чемпионке России была положена стипендия Москомспорта в размере 15 тысяч рублей ежемесячно. Пропустив ЧР-2018 и став только 7-й на ЧР-2019 она осталась без этой стипендии. По меркам среднестатистического гражданина РФ государство обеспечивает Медведеву очень даже неплохо, но это явно не те деньги, на которые можно ехать в Канаду к Орсеру.
Во-вторых, Медведева получает доходы в качестве призовых. По данным все того же Филиппа Херша, с момента своего дебюта во взрослом катании в сезоне-2015/16 Медведева заработала порядка 300 тысяч долларов за выступление на различных стартах. За это время она выиграла два чемпионата мира, два чемпионата Европы (и однажды стала второй), два финала "Гран-при", пять отдельных этапов "Гран-при" плюс командный чемпионат мира (так называемый World Team Trophy).
Порядок цифр вполне достоверный. Например, за победу на чемпионате мире фигуристу-одиночнику положено 50 тысяч долларов. За первое место в финале "Гран-при" – 25 тысяч долларов. Хотя какой-то процент из этой суммы идет тренеру и остальной команде.
Кроме того, в 2018 году Медведева получила призовые за две серебряных медали Олимпиады-2018 в Пхенчхане. За каждую награду ей было положено два миллиона рублей от Минфина, плюс столько же от региона. Итого – восемь миллионов рублей. Или примерно 120 тысяч долларов по курсу ЦБ на конец января этого года.
В-третьих, у Евгении есть заработки в шоу. Для многих фигуристов это основной источник дохода. По неофициальной информации, за один выход на лед спортсмен калибра Медведевой получает около 10 тысяч долларов. Из этих денег определенный процент идет федерации (если ты входишь в сборную, нужно ее разрешение на выступления в шоу) и тренерам. Но, в любом случае, деньги неплохие.
"Можно много заработать, на неплохую машину. Если месяц на гастролях кататься, то вполне можно", – рассказала недавно журналистке Марии Командной Елизавета Туктамышева.
Медведева в шоу участвовала регулярно. Например, в апреле она выступала в Корее вместе с многими другими мировыми звездами.
В-четвертых, у Медведевой есть несколько спонсорских контрактов – по словам ее агента, с компаниями Nike, Pantene и производителем коньков John Wilson. Кроме того, она регулярно участвует в различных рекламных акциях. Соответствующие посты, например, появлялись на странице фигуристки в Инстаграме.
А недавно в Японии вышел рекламный ролик игры для мобильных телефонов, в котором снялись Медведева и Алина Загитова.
В-пятых, не исключено, что Медведеву поддерживает какой-то меценат, предпочитающий оставаться в тени. В российском спорте такие ситуации – не редкость.
Могли ли последние неудачи пошатнуть финансовое положение Медведевой?
По-большому счету, серьезно просел только один пункт – призовые. Которых Евгения в этом сезоне почти не заработала и не заработает (последний шанс – все же поехать на чемпионат мира и попасть там в тройку).
Что касается спонсоров и рекламных контрактов, то для спортсменов такого уровня популярности и узнаваемости результаты уже не так важны. Например, теннисисты Андре Агасси и Штеффи Граф рекламируют швейцарскую марку часов, давно завершив карьеру. Хотя, конечно, для Евгении было неплохо появиться на чемпионате мира в Сайтаме – японский рынок для нее важен.
Что в итоге?
Так имеют ли слухи о финансовых проблемах Медведевой хоть какие-то основания? Не исключено, что расходы действительно оказались несколько выше, чем предполагали фигуристка и ее окружение и какие-то вопросы действительно возникли.
С другой стороны, у Орсера восемь лет занимался испанец Хавьер Фернандес, который не имел практически никакой поддержки от своей крайне небогатой федерации и не состоял на ставке в ЦСП, и, тем не менее, умудрялся находить средства. В этом сезоне тренироваться к канадцу поехала 16-летняя россиянка Екатерина Куракова, сменившая спортивное гражданство на польское. Денег у польской федерации не больше, чем у испанской – семья спортсменки сумела найти спонсоров. На этом фоне позиции Евгении выглядят более выигрышно.
Так что, думается, как минимум в следующем сезоне мы точно увидим продолжение проекта "Медведева в Канаде".?