Украденное шоу в Сочи
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ из Сочи
Когда Евгений Плющенко завоевал свой первый высший титул на чемпионате мира, его упрекнули за то, что он крайне неохотно общается с журналистами. "Все, что я хочу и могу сказать публике, я говорю на льду, – парировал фигурист. – И это очень честный разговор".
Предсезонные прокаты – та же история. Здесь не нужны слова, не нужны пространные интервью, да и говорить по большому счету еще не о чем. До зарезу нужно другое: выйти на лед и предъявить миру (неважно, сидит на трибуне публика, или ее круг сужен до ограниченного числа специалистов) свою декларацию о намерениях. Произвести то самое первое впечатление, на которое, как известно, человеку всегда дается только один шанс.
Безусловно, бывают ситуации, когда прокат вообще не имеет для спортсмена стратегического значения. Когда все понимают: неважно, в какой форме спортсмен подошел к сентябрю. Потому что в нужный момент он выйдет на лед, зыркнет воинственно глазом, прыгнет все задуманное, и уйдет, оставив соперников ломать голову: как бороться, чем бороться, да и вообще реально ли.
Просто подобная категория всегда крайне мала. В нынешней сборной она вовсе сведена до минимума и называется "Евгения Медведева". Вы можете назвать еще какое-то имя? Я – нет.
Другими словами, всем, кто приехал в Сочи на предсезонные прокаты, было что доказывать. Но не у всех получилось.
Танцевальная часть мероприятия четко дала понять, что ожидания болельщиков – это не более чем их собственные проблемы. Вряд ли кто был способен предположить, например, что работа Виктории Синициной/Никиты Кацалапова с одним из ведущих специалистов мира Мариной Зуевой будет оборвана в самый неподходящий момент под достаточно странным предлогом: необходимостью пройти в Москве реабилитацию после операции, сделанной партнеру четыре месяца назад.
Не буду вдаваться в детали, просто обрисую текущую реальность: Синицина и Кацалапов отныне тренируются на катке, на котором базируется школа Нины Мозер, под руководством Олега Волкова (этот специалист до недавнего времени работал в бригаде Александра Жулина). Сотрудничество предполагается долгосрочное, в школе имеются все необходимые специалисты и ту же Зуеву или Николая Морозова можно безо всяких проблем привлечь для постановки программ олимпийского сезона, если возникнет такая необходимость. Более того, появление этих танцоров в Сочи давало основания говорить о том, что дуэт полностью скатался, вполне способен воплотить на льду любую фантазию хореографа, да и обе постановки удались на славу.
Но есть одно "но": само возвращение в российскую танцевальную среду для Синициной и Кацалапова пока что безусловный "минус". Дело тут вовсе не в том, что квалификация российских тренеров менее высока, нежели у их иностранных коллег, как не приходится сомневаться и в том, что в Москве спортсменам будут обеспечены максимально комфортные условия для работы. Просто сама среда (если судить по результатам российских дуэтов на мировой арене) из года в год оказывается не в состоянии производить конкурентоспособный товар, как бы ни было обидно это констатировать.
Собственно, главным преимуществом пары до недавнего прошлого было как раз то, что, уехав к Зуевой в США, фигуристы оказались в принципиально иной для себя "каше", где обстановка непрерывной и достаточно высокой конкуренции сама по себе толкает спортсмена вперед. Другой вопрос, что справиться с этим удается не всем: все-таки российская спортивная действительность сильно провоцирует фигуриста войти в роль "звезды" еще до того, как достигнуты мало-мальски серьезные результаты, и бывает крайне непросто привыкнуть к тому, что вселенная, оказывается, не вращается исключительно вокруг тебя. Что ты сам, а не тренер или кто другой, должен непрерывно тащить себя вперед, причем постоянно: когда устал, когда не получается, когда именно здесь и сейчас хочется тренерского внимания, а оно оплачено совершенно другими спортсменами и принадлежит не тебе.
Возможно, как раз эта причина стала самым большим испытанием для Елены Ильиных и Руслана Жиганшина после того, как они перебрались в Детройт и начали работать с Игорем Шпильбандом. Соперничество этого дуэта с Синициной и Кацалаповым стало уже отдельной историей российских танцев. Более того, на обе пары возлагали совершенно особенные надежды – раз уж им выпало счастье тренироваться под патронажем сильнейших танцевальных тренеров мира. Понятное дело, что в Сочи все предвкушали очередное противостояние, но оно не случилось: от участия в прокатах Лена и Руслан отказались вообще. Как объяснила в Сочи Елена Кустарова, под руководством которой спортсмены работали до своего отъезда в США и к которой сейчас вернулись в связи с тем, что Шпильбанд не сумел приехать в Сочи, у Руслана случилась травма колена.
Из-за этого дуэт уже объявил о том, что пропустит первый из запланированных стартов – на турнире Nebelhorn Trophy в немецком Оберстдорфе, и это тоже серьезная потеря. Прежде всего – возможности проверить программы в боевых условиях (раз уж не получилось в Сочи) и заработать хоть какой-то рейтинг к началу основных стартов. С учетом того, что Ильиных и Жиганшин фактически пропустили все главные старты прошлого сезона, не сумев отобраться в сборную на чемпионате страны, задекларировать свои намерения как можно раньше было для пары неимоверно важно. Но увы.
Не вышли на прокаты и бронзовые призеры прошлогоднего европейского первенства Александра Степанова/Иван Букин. Надо ли говорить, что танцы в связи со всеми этими событиями, несмотря на прекрасные по качеству прокаты не только Синициной и Кацалапова, но и чемпионов Европы-2013 Екатерины Бобровой и Дмитрия Соловьева, произвели скорее удручающее впечатление, нежели оптимистичное.
Не избежали потерь и другие виды: в мужском катании отсутствовал Адьян Питкеев, который весь прошлый сезон восстанавливался после достаточно тяжелой травмы спины, в связи с чем нынешний тренер фигуриста Елена Буянова решила, что нет смысла показывать спортсмена публике в состоянии полуготовности. У девушек по причине недавно перенесенной болезни и достаточно серьезного курса антибиотиков ограничилась исполнением короткой программы Елена Радионова. В парах (и тоже из-за травмы) решили не выступать вице-чемпионы Олимпийских игр Ксения Столбова/Федор Климов, хотя тренировался дуэт весьма интенсивно.
Как раз эти тренировки наводили на мысль, что от подопечных Нины Мозер следует ожидать в этом сезоне если не прорыва, то очень интересных выступлений: программы удались не только Ксении и Федору, но и двум другим дуэтам группы – Евгении Тарасовой/Владимиру Морозову и Наталье Забияко/Александру Энберту. Что до уровня готовности, он выглядел гораздо более высоким, нежели у трех прочих пар, и этот факт более чем красноречиво говорил о серьезности намерений команды Мозер в предстоящем сезоне.
В наиболее сложном положении оказались, пожалуй, Юко Кавагути/Александр Смирнов, побившие все рекорды по восстановлению партнерши после сложной операции и возвращению на лед. В каком-то смысле сам по себе факт проката обеих программ был для пары героизмом, но как сказала по этому поводу Тамара Москвина, ситуацию следует оценивать трезво. А именно с той позиции, что физически Кавагути и Смирнов объективно слабее, чем были в лучшие годы, технически пока тоже, престиж пары на международной арене упал, как и рейтинг, то есть пока все идет не очень здорово, но было бы ошибкой полагать, что у других пар все идет гладко – проблемы наличествуют у всех.
Прошлый сезон, как справедливо заметила Москвина, российские пары завершили аутсайдерами. Поэтому подсознательно очень хотелось увидеть в исполнении спортивных дуэтов что-то выдающееся, цепляющее внимание и не отпускающее его. Отчасти это случилось во второй день прокатов, после чего было впору предположить, что лидерами сезона могут стать не Столбова/Климов, а Тарасова и Морозов: пожалуй впервые за все время совместных выступлений у пары напрочь исчезла некоторая внутренняя робость, которая даже при безупречном катании зачастую превращала фигуристов в "серых мышек" без узнаваемого лица и стиля. Сейчас же появилось и то, и другое.
И тем не менее главное шоу в Сочи украли одиночники.
Правильнее было бы конечно вести здесь речь исключительно о женщинах. Но было бы совершенно несправедливо оставить без внимания совершенно роскошный, с двумя четверными прыжками прокат короткой программы Максимом Ковтуном. Уйдя от Елены Буяновой к Инне Гончаренко, Максим сменил постановку, сделанную Петром Чернышевым не легкую игровую историю "кисти" Ильи Авербуха. Делом чести было доказать, что и переход, и смена постановки были совершены не напрасно. В короткой программе это получилось у Ковтуна блестяще, но произвольная вновь поставила все на прежние места: выкатывать две программы подряд Ковтун так, похоже, и не научился.
Комментируя сочинские прокаты, самый опытный из действующих российских тренеров Алексей Мишин заметил, что будь его воля, он бы проводил подобные мероприятия дважды: не только в начале сезона, но и в самом конце, когда сделаны уже новые постановки и можно увидеть, насколько они удачны. Иллюстрацией к правильности взгляда могла бы стать короткая программа в исполнении Михаила Коляды: спортсмен собирался показать в Сочи то, что наработал за лето, но постановка была забракована тренерским советом: по общему мнению, она сильно недотягивала по эффекту восприятия до прошлогодней, к прошлогоднему варианту и было решено в итоге вернуться.
Это пошло на пользу. Как сказала в Сочи тренирующая спортсмена Валентина Чеботарева, заниматься усложнением прыжков в рамках уже хорошо накатанной постановки всегда проще. А усложнение стоит в ближайших планах: надо же доказывать миру, что прошлогодний фурор не был случаен?
К категории "выйти и доказать" у девушек можно было относить все выступления подряд. Все так или иначе отстаивали на льду свои притязания на сезон и даже беглого взгляда на тренировочную "температуру кипения" было достаточно, чтобы понять: на пьедестал чемпионата России из восьми выступавших в Сочи спортсменок будут претендовать как минимум семеро. Это, заметьте, без сильнейших юниорок, разыгрывающих сейчас награды в серии "Гран-при". И это, пожалуй, единственный вид, где особо выделять кого-то из спортсменок было бы просто несправедливо. Поэтому ограничусь журналистским штампом: женское одиночное катание в исполнении россиянок – тема для совсем другого, отдельного разговора. Гораздо более обширная, нежели три вакансии на пьедестале.