Полный триумф в Граце — повод уделить больше внимания себе. Европа тянет нас вниз
Фигурное катание. Чемпионат Европы
Женщины.
1. Алена Косторная (Россия) — 240,81.
2. Анна Щербакова (Россия) — 237,76.
3. Александра Трусова (Россия) — 225,34.
Мужчины.
1. Дмитрий Алиев (Россия) — 272,89.
2. Артур Даниелян (Россия) — 246,74.
3. Морис Квителашвили (Грузия) — 246,71
Пары.
1. Александра Бойкова/Дмитрий Козловский (Россия) — 234,58.
2. Евгения Тарасова/Владимир Морозов (Россия) — 208,64.
3. Дарья Павлюченко/Денис Ходыкин (Россия) — 206,53.
Танцы.
1. Виктория Синицина/Никита Кацалапов (Россия) — 220,42.
2. Габриэла Пападакис/Гийом Сизерон (Франция) — 220,28.
3. Александра Степанова/Иван Букин (Россия) — 211,29
Битвы Косторной, Щербаковой и Трусовой на взрослом уровне пока проходят по одному сценарию. Фигурное катание в этом смысле превратилось в какой-то биатлон или прыжки в высоту — все решает один промах, одна попытка. Ведь очевидно, что Анна проиграла из-за падения на лутце. Ну и добили Щербакову, конечно, недокруты, которых нашли сразу три, причем на том самом лутце сразу двойной.
Алена, конечно, тоже упала, но ей и не нужно было отыгрывать. После ее выступления подумалось — а что, если 16-летняя фигуристка лукавила, когда говорила о раскоординации? Если она прыгает так через пару недель после того, как «пришлось собирать все прыжки заново», это какой-то феноменальный запас.
С одной стороны, для спортивной драматургии это круто — когда все решает один ключевой момент. С другой — для фигурного катания как спорта это определенное измельчание. Там, где принято мыслить образами, абстрактными материями все сводится к одному прыжку. Это цена ухода от «системы 6,0».
На чемпионате мира картина вряд ли изменится. «Черного лебедя», как в танцах, ждать не приходится. В нынешней ситуации конкурировать с россиянками может только Рика Кихира, если исполнит четверной сальхов. Без него ее удел в лучшем случае бронза. Остальные же — Косторная, Щербакова и Трусова — достигли определенного потолка. За два месяца они могут разве что стабилизировать уже имеющиеся прыжки, но вытащить из рукава платья еще один — это... Нет, не невозможно, мы же говорим о группе Тутберидзе. Но для двухмесячной подготовки к главному турниру года это аномалия.
Что нам делать с чемпионатом Европы?
Но важнейшая цифра субботнего вечера — даже не три балла разницы между Щ и К, а 32,5 балла между третьим и четвертым местом. Здесь тоже было все ожидаемо. Произошла дискредитация чемпионата Европы как конкурентного турнира. Так может, сделаем какие-нибудь выводы? Отрыв первого россиянина от лучшего иностранца — 26 баллов у мужчин, 48 баллов у женщин, 40 баллов у пар и 0,14 в танцах. Но давайте сконцентрируемся на девушках — женское катание в России в разы популярнее всех остальных видов, вместе взятых. И возможных реакций тут может быть несколько.
1. Самый вероятный вариант: оставить все как есть — продолжать считать чемпионат Европы статусным турниром, посылать на него сильнейших и всех уничтожать. Именно уничтожать — в отличие от мира, в Европе никто даже близко не подобрался к четверному.
2. Самый нестандартный вариант: сделать ход конем и перейти в азиатскую федерацию. Титул чемпиона четырех континентов, конечно, не Святой Грааль, но именно там сейчас цвет мирового фигурного катания за минусом России. С японками, американками точно будет веселее. Не говоря уже о мужских, парных и танцевальных соревнованиях — там ареал распространения очевиден, и он не очень пересекается в данный момент с европейским континентом.
Да, придется переносить места базирования сборной на Восток — но в конце концов, Александр Горшков не раз говорил, что наше фигурное катание развивается именно за счет регионов. На взрослых национальных чемпионатах это, правда, почти не отображается, но чем такой «перенос столицы» не стимул поразвивать регионы?
Реформы внутри
3. Самый правильный и стратегически верный вариант: забыть о чемпионате Европы как о важном турнире и посылать туда второй, а если нужно — и третий состав. По крайней мере, в женском разряде. Формулировка «дать шанс молодежи» здесь не прокатит, потому что у нас все звезды — донельзя молодые, но дать посветить звездам (пресловутая тройка Загитова — Медведева — Туктамышева) возможность была. А в этом году можно было отправить и другую молодежь, а двум девушкам из «Хрустального» дать возможность поехать на юношескую Олимпиаду. Это все-таки лишний титул в карьере, который выставляется на аукцион раз в четыре года. Чемпионат Европы они и в следующем году, вполне вероятно, разыграют.
Взамен надо проводить свой представительный турнир. Зачем стесняться? Наше женское катание должно быть аналогом НХЛ, которой плевать на чемпионаты мира. У нас и так очень мало топовых внутренних турниров. Чемпионат России, вот и все. Есть показательные выступления в начале сезона без какого-либо спортивного характера. Финал Кубка России — не в счет.
Ситуация, когда национальный чемпионат сильнее международных турниров, встречается в разных видах спорта, и логичный ответ на нее — развитие собственной лиги. В фигурном катании также огромный простор для творчества. Вот в плавании создали свою лигу, и пловцы теперь бьются за клубы. Никаким боком не командный вид спорта. Чем не пример для фигуристов? Тем более что и клубы уже есть — «Самбо-70», «Звездный лед», ЦСКА... Форматы на любой вкус — хоть плей-офф, хоть турниры по прыжкам, да мало ли их? Спросите у Елизаветы Туктамышевой, у нее точно есть что сказать. Илья Геркус точно подметил в интервью «СЭ» — реформы должны быть в сфере маркетинга, а не правилах. Человек хоть и футбольный, но в завоевании аудитории понимает.
Брать пример с американцев
Даже заявка стартующего завтра первенства Москвы среди юношей и девушек сильнее, чем все разминки чемпионата Европы. Там будут Софья Самоделкина, Софья Акатьева, Вероника Жилина, Елизавета Берестовская. И выступают в «Москвиче», всего три станции метро от кольцевой. Никаких виз, билетов по несколько десятков евро. Вот такие турниры мы должны раскручивать. Тянуть французов и итальянцев из болота тоже, конечно, надо, но ISU уж как-нибудь справится. Мы и так раздали многим странам своих. А, кстати, можно и экс-россиян приглашать на потенциальные открытые российские турниры. Просто призовой фонд предложить солидный — с удовольствием вернутся.
Предложенные меры как минимум начнут «движуху» в нашем фигурном катании, которая приведет к еще большей популяризации. Посмотрите, как подают на NBC чемпионат США. Там никто и не слышал про шатер в Граце и отключенную воду! Зато все знают про Алису Лю и ее 235 баллов. А у нас в Сети уже шутят, что для побед россиянам надо заселиться в Пекине в гостиницу без горячего водоснабжения.
Перед женским турниром на американском телевидении — красочная студия, ведущие с табличками прогнозируют тройку победителей. Один из наших известных экспертов, когда «СЭ» задумал сделать что-то похожее перед красноярским чемпионатом России, сказал: «Не получится. Ведь кто-то обязательно обидится».
Есть ли желание все это развивать, вот вопрос. По нашей информации, очень многие компании хотели бы сейчас сотрудничать с фигуристами, но их тщательно фильтруют. Это сейчас, когда надо менять подходы и отрываться. Иначе нынешний рывок будет зарыт в песок. А через пару лет к Пекину нашим ноу-хау научатся, и нас просто съедят.