Софья Великая: "Гораздо проще быть подающей надежды"
ФЕХТОВАНИЕ
26-летняя чемпионка мира рассказала о том, как готовится к Олимпийским играм в Лондоне, как изменилось ее мировоззрение и насколько тяжело нести бремя "первой сабли" мирового фехтования.
Для Софьи Великой прошлый сезон получился выдающимся - в Катании она впервые в карьере стала чемпионкой мира в личном турнире и добавила к этой победе золото командное. Тем не менее во время нашей беседы, вспоминая последние успехи, Софья обратилась аж к чемпионату мира в Париже-2010 - как к переломному моменту для себя и команды.
- Перед Парижем мы не выигрывали командные соревнования уже лет пять, поэтому та победа была яркой и значимой. Да и уровень фехтования - высоким. Было видно, что мы отлично подготовились, а потому на турнире не было нам равных. Осенью 2011-го мы ехали в Италию завоевать свое, отстоять позиции. И прекрасно понимали, что все лидеры будут настраиваться на нас особенно. Подготовка к старту была тяжелая. С приходом в команду нового тренера Кристиана Бауэра мы стали работать так, чтобы, грубо говоря, умирать на тренировке, но наслаждаться на соревнованиях. В Катании, правда, было тяжело - сложными получились и финал с украинками, и полуфинал с американками. Но эти соревнования показали, что в команде есть и доверие, и поддержка. Любая из четверки спортсменок могла плохо начать встречу или получить много ударов по ходу боя, но другая выходила и отыгрывала.
- Там же вам удалось выиграть и личный турнир, что является огромным достижением.
- Действительно, огромным. Существует такой стереотип, что если ты среди лидеров, то победа легка и даже закономерна. Да, я выступаю уже десять лет и почти все время финиширую в призах. Но это не показатель, потому что новый сезон - это новые соревнования. Каждый раз все начинается заново, и ты должен подтверждать свою позицию. А ведь до финала и даже полуфинала еще надо добраться... Все ведь готовятся, все тренируются, да и судейские ошибки, как и судейские приоритеты, никто не отменял. Очень уж много существует факторов, которые могут сложиться неблагоприятно. И не важно, какого уровня спортсмен. Фехтование - это ведь поединок, игра. Даже в Катании были моменты, когда я была на волосок от проигрыша.
- Прошедший год был отборочным для получения олимпийских лицензий. Вы к нему как-то по-особому готовились?
- Знаете, за два последних года у нас вообще все поменялось! Я имею в виду стиль подготовки. В команду пришел Бауэр, который предложил свою систему. Эта система гораздо более жесткая: мы проводим больше времени в зале, больше внимания уделяем психологической подготовке.
- Грубо говоря, вы стали проводить больше часов в работе?
- Намного больше! Раньше в активной, интенсивной работе мы проводили 3 - 4 часа, что очень мало, хотя нам казалось, что очень много! Сейчас же мы можем заниматься по 8 - 10 часов.
- Каждый день?
- Да. Такой полноценный рабочий день с небольшими перерывами на завтрак, обед и ужин.
- Министерство спорта старается создать спортсменам лучшие условия для подготовки к Играм. У вас в этом смысле все гладко?
- Вообще-то после Нового года сборы у нас идут практически нон-стоп. Особенно всем понравилось в Тине. Мы поехали в горы для того, чтобы подышать кислородом, дать нагрузку ногам, коленям. По полдня катались в горах, но не просто катались, а с инструктором, который давал упражнения на мышечные группы, необходимые в фехтовании. Кроме того, у нас была большая нагрузка в бассейне, плюс правильное восстановление. К тому же в Тине безумно красиво. Так хотелось все посмотреть! Но мы ведь туда не туристами приехали, а серьезно заниматься. Мы с Бауэром работаем по системе, и чем четче будем соблюдать все ее принципы, тем лучше будет наш результат, что порадует всех.
- Но ведь и до Бауэра все было не так уж плохо - россиянки выигрывали медали.
- Да, выигрывали. Но, анализируя все сейчас, я понимаю, что раньше мы недостаточно профессионально подходили к работе. Настолько сейчас все приумножилось в плане и физических занятий, и психологических. А психология в момент подхода к Олимпийским играм чуть ли не самое главное. На этом турнире нужно суметь показать все, что ты умеешь, показать уверенность в своих действиях, а когда необходимо - суметь перестроиться по ходу поединка.
- В одном из интервью вы сказали, что Бауэр объяснил вам, как нужно думать, дышать, есть, ходить.
- Да. И я понимаю, что могла бы быть лучше и выше, если бы думала и работала как сейчас. Время, правда, уже прошло, и возвращаться мыслями в прошлое не надо, нужно стараться отдать все силы в настоящем.
- Как для вас складывался олимпийский отбор?
- До того, как пошли отборочные турниры, я очень хорошо себя чувствовала, мне казалось, что я все понимаю. А как пришел апрель 2011-го, пришли и какие-то сбои.
Знаете, очень сложно поначалу было заниматься с Бауэром - мы ведь с ним не можем на русском разговаривать, а какой бы английский у тебя ни был и какой бы хороший переводчик ни помогал, это все-таки не общение напрямую. Получается, что и тренеру было сложно мне что-то объяснить, и мне - взять от него все необходимое. Это рабочий момент, но через него тоже надо было пройти.
В общем, я понимала, что чемпионат мира в Катании - ключевой турнир. Ситуация у меня была - или пан или пропал! Знала, что надо выигрывать чемпионат мира, иначе Олимпиада - на волоске.
- А каков все-таки расклад сил в вашем виде спорта? Женская сабля это ведь не только Софья Великая, Мюриэль Загунис и Ольга Харлан? Кого еще брать в расчет?
- Во-первых, Олимпиада - это очень специфическое соревнование. Какого бы уровня ни был спортсмен, отправляющийся на Игры, он все равно ставит перед собой сумасшедшие цели. Поэтому необходимо быть очень сконцентрированной. На Олимпийские игры надо ехать для того, чтобы завоевывать, а не приезжать туда с мыслями: я чемпионка мира, и все мне дастся легко. До финала Игр надо еще дойти. И выкладываться вне зависимости от того, какой у тебя соперник - сильный или более слабый. Самые же опасные, безусловно, Загунис и Харлан.
- На чемпионате мира в Катании вы справились и с той и с другой. Теперь будет проще?
- Победы придают уверенности, но не дают гарантии. Два последних сезона показали, что есть некая пятерка лидеров, среди которых идет ротация. И именно кто-то из этой пятерки с большой вероятностью завоюет высшую олимпийскую награду. В финал могут выйти любые четверо - те, у кого на тот момент будет меньше ошибок.
- Вы уже упомянули годы до Парижа-2010, когда не было побед. Как считаете, причиной всему какие-то системные проблемы или просто невезуха?
- Много факторов было - выделить какой-то один невозможно. Там были и перемены в тренерском штабе, и атмосфера, и дисциплина.
- Как-то вы сказали, что без победы на чемпионате мира невозможно добиться главного, очевидно, имея в виду Олимпийские игры. Какая связь?
- Стать чемпионкой мира в личном турнире было моей мечтой. У меня ведь уже столько побед было на разных турнирах. Столько медалей чемпионатов мира и Европы. Даже на Олимпийских играх я была в сантиметре от серебряной медали. В свете того, что на Играх в Лондоне в женской сабле будет только личный турнир, чемпионат мира был отличной тренировкой, хорошим спаррингом с психологической точки зрения. В Катании было сложно, но я в итоге все преодолела. Чемпионат показал, что победа возможна.
- Давайте вспомним ваш олимпийский опыт. Надеюсь, о Пекине и четвертом месте не думаете плохо?
- По этому поводу не переживаю. Да, в первую неделю после Игр я не могла спать, но потом все самой себе объяснила и сделала работу над ошибками. Я сказала себе: "А что ты хотела, если ты тут не доделала, здесь не изменила, тут не попробовала, здесь испугалась"?
- Неужели прямо после Олимпиады стали исправлять ошибки? Или все-таки поначалу все опять пошло по накатанной?
- Конечно, в тот момент у меня еще не было осознания и понимания необходимой работы. И я очень рада, что сейчас мы работаем с Кристианом. Я верю в этого человека, в то, что он делает и что говорит.
- Со временем в языковом плане стало проще?
- Да, конечно. Я уже многое поняла, и теперь мы продолжаем придерживаться выбранного пути.
- То есть теперь Бауэр говорит вам, что все идет хорошо?
- Поймите, профессионал никогда не скажет, что все у вас хорошо! Всегда есть и будут вещи неидеальные, ведь идеальных людей не бывает в принципе. Так что всегда есть над чем работать. Ты усиливаешь одно - ослабевает другое.
- Но ведь есть еще время многое поправить?
- С одной стороны, до Игр еще достаточно времени, с другой - катастрофически мало.
- Перед Олимпийскими играми в Афинах вы были неопытной девочкой, теперь - мастер фехтования. Проще быть мастером или подающей надежды?
- Конечно, подающей надежды! Когда ты приходишь в команду новичком, у тебя есть еще пара лет, на протяжении которых с тебя никто не потребует ответственности за твои результаты. Будешь выигрывать - будут хвалить, будешь проигрывать - скажут, ничего страшного, ты же молодая. Если же ты уже человек опытный - все меняется. У тебя есть определенный уровень, определенные цели, задачи, ответственность перед собой и перед командой.
- Теперь на вас ставят как на "первую саблю"?
- Это есть. Я к этому пришла сама, и я это принимаю.
- В Лондоне будет только личный турнир, а значит, никакой ответственности перед командой. Так проще?
- Это другое. Жалко, что не будет командного турнира. Когда у тебя есть две возможности выступить на Олимпийских играх - всегда лучше. Впрочем, во многих других видах спорта у людей изначально только одна возможность. Думаю ли я об Олимпиаде? Да. Как и все остальные спортсмены. Переживаю и мечтаю о том, как это будет.
Лина ХОЛИНА