10 правил для начинающих сноубордистов
Полезная теория
Если вы твердо решили попробовать себя на склоне, не стоит сразу хватать первый попавшийся сноуборд и бежать на гору. Хотя сегодня катание на доске – далеко не та субкультура, что много лет назад, но здесь по-прежнему остается своя терминология, не всегда непонятная новичкам. Кстати, самый простой и быстрый способ разобраться в сленге сноубордистов – посмотреть несколько фильмом или коротких роликов в YouTube.
И если вы еще до выхода на склон будете отличать регуляра от гуфи, знать, что "пухляк" –свежевыпавший снег, или целина, "хаф-пайп" – полукруглая конструкция для прыжков, а "кант" – металлическая кромка доски, то вам будет намного проще учиться собственно катанию. Ну и будет, о чем поговорить с единомышленниками.
ОФП
Основа основ сноуборда, как и многих других спортивных дисциплин – умение держать равновесие. Поэтому попробуйте поработать над базой еще до начала занятий на снегу. Особенно, если на дворе теплое время года, и у вас есть время.
Стоит отправиться в спортзал и поработать над общей физической подготовкой (ОФП) – сила и выносливость вам очень пригодятся в будущем, ведь первые же занятия станут серьезным испытанием для организма. Для совершенствования навыков координации вам прямая дорога в любой батутный центр. Не стоит забывать об утренней зарядке, а перед самим катанием – обязательно нужно делать растяжку и разминку, они помогут вам избежать травм, которые легко случаются с "холодными" мышцами.
Школа сноуборда
На горных склонах по всему миру вы встретите немало самоучек, но мы все-таки рекомендуем всем новобранцам начинать обучение с опытным и проверенным инструктором. Поверьте, это сильно сэкономит вам время – учиться всегда проще, чем переучиваться. Уже через несколько уроков вы будете твердо стоять на доске, а к десятому, не исключено, что поедете сами. К тому же, в современном сноуборде огромное количество дисциплин и направлений, в которых зачастую легко запутаться, инструктор поможет вам понять, что вам подходит больше: скорость или трюки, прыжки или фрирайд.
И не надо думать, что для занятий в школе сноуборда нужно обязательно ехать в Альпы – сейчас подходящих склонов достаточно и в Подмосковье, и в европейской части России. Любой путь на автомобиле – от пары часов до нескольких суток можно с легкостью преодолеть на Volkswagen Multivan. Автомобиль по умолчанию оснащен электронной системой поддержания курсовой устойчивости, а также еще несколькими электронными помощниками водителя. Так что даже тот, кто за рулем приедет на склон не измотанным, а полным сил.
Правильный борд
А теперь самое интересное – выбор доски. Сегодня их столько, что легко запутаться. И мы вам рекомендуем не обращать внимание на сочные рисунки и яркие расцветки – выбирайте сноуборд не по внешнему виду, а по характеристикам. Новичкам чаще всего советуют доски минимальной жесткости с обратным прогибом. Они более подвижные и маневренные, на них проще учиться и делать первые трюки. А когда ваш уровень вырастет, то можно задуматься о доске классом повыше. Но для начала важно четко представлять, для чего именно вам нужна доска. Жесткие борды больше подходят для слалома, катания на высокой скорости, мягкие – для фристайла и трюков, есть фрирайдовые доски для катания по "пухляку". Оптимальный вариант для начинающего райдера – all mountain. Именно с этим типом доски вы сможете сделать первые уверенные шаги на пути к сноубордингу.
Еще не забывайте, что длина сноуборда зависит от вашего роста – советуем применить простую формулу: нужно вычесть 15 см от своего роста – это будет длина вашего борда Но нужно учесть, что ростовка сноуборда также зависит и от вашего веса. Чем больше вес, тем меньше должна быть разница в сантиметрах между вашим ростом и размером доски. У многих производителей, кстати, существуют специальные таблицы для подбора по вашим параметрам.
Нужные аксессуары
Первым из них, но не главным, вероятно, может стать чехол – доску без него возить неудобно и не всегда безопасно. Дальше последуют крепления, ботинки и специальная одежда для катания. Крепления и ботинки желательно покупать вместе, чтобы избежать несостыковок.
Ключевой параметр сноубордических ботинок – жесткость, измеряемая по шкале от 1 до 10. Все, что выше 5, считается полупрофессиональной и профессиональной экипировкой. Такие ботинки дают возможность лучше управлять доской, но порой в них бывает не слишком удобно передвигаться без доски, особенно новичкам. Если вы пока не собираетесь на соревнования, выбирайте жесткость от 3 до 5. Также ботинки различаются шнуровкой, а крепления – системой застегивания, от стандартных ремешков до самозащелкивающихся. И еще помните о том, что у продвинутых ботинок внутренняя часть может пройти процедуру термоформовки по вашей ноге – это позволит им идеально сидеть и обеспечит максимальный уровень комфорта.
Что касается одежды, то вам обязательно понадобятся куртка и штаны. Еще один, пожалуй, менее удобный вариант, это комбинезон. Помните – одежда для сноуборда должна сидеть на вас свободно и ни в коем случае не сковывать движений. Она должна быть непродуваемой и снабжена специальными мембранами для отвода лишней влаги. Не забудьте про термобелье – его подбирают, исходя из ожидаемой температуры воздуха. Белье как раз выбирайте максимально облегающее, но не тесное.
Техника безопасности
Вопрос носить защиту или нет, перед новичком стоять просто не должен. Конечно, носить. Даже начинающие сноубордисты способны при движении вниз по склону развить приличную скорость, и при падении дело вполне может иметь неприятные последствия. Прежде всего, нужно защищать голову, поэтому без шлема и маски вставать на доску не рекомендуется. Кстати, и здесь есть варианты "2 в 1", когда маску заменяет специальный, уже встроенный, визор. Сейчас самый распространенный вариант – шлем с мягкими вставками в районе ушей. Есть и жесткий, который обычно выбирают любители прокатиться с ветерком. В целом, выбирайте шлем который будет плотно сидеть на голове, но при этом не вызывать дискомфорта.
Еще один must have – защита спины. В зависимости от конструкции она бывает мягкая и жесткая, которая содержит пластиковые и металлические вставки и прекрасно гасит почти любые удары, а также наколенники.
Универсальное катание
Как и в других видах спорта, суть которых заключается в езде на большой скорости вниз по склону, в сноуборде главное умение новичка – правильно тормозить. Ведь вниз под гору доска охотно поедет и без вашего участия. Поэтому учитесь останавливаться, не падая при этом на снег в качестве балласта для своего борда.
Когда вы постигнете эту науку, переходите ко второму пункту: учитесь кантоваться. Еще один секрет хорошего катания – универсализм. Как мы уже говорили выше, все сноубордисты делятся на регуляров, стоящих на доске левой ногой вперед, и гуфи – их противоположность. Мы же рекомендуем вам осваивать обе стойки, причем по возможности начинать с той, которая менее удобна именно для вас. Став "универсальным солдатом", вы получите преимущество перед теми, у кого такого качества нет.
Прогноз погоды
Одно дело заниматься сноубордом в Сочи или в Альпах, где очень часто температура не просто около 0, а превышает +10. И совсем другое – отправиться куда-нибудь в Сибирь, на Камчатку или Кольский полуостров, где бывает и ниже -30. Поэтому, отправляясь в дорогу, всегда четко представляйте, в какой обстановке вам предстоит кататься. Следите за прогнозом погоды, осадками, текущей температурой. Будет очень печально, если вы наберете с собой почти полный чемодан теплых вещей, а приедете к весенней капели и теплу. Или наоборот, забудете дома что-нибудь.
Мы вам рекомендуем обратить внимание на грузинский курорт Гудаури, где мягкие зимы с устойчивым снежным покровом и отсутствием сильных ветров – здесь всегда в меру тепло, солнечно и тихо. Средняя температура января -5...-7. Горнолыжный сезон продолжается с декабря до начала апреля. Высота снежного покрова на склонах – 1,5 м. Начиная с конца ноября и до начала мая можно кататься на более высоких точках курорта (3000-3300 м).
Подушка для чемпиона
А вот вам совет от серфера, сноубордиста, одного из самых известных путешественников и амбассадора Volkswagen Коммерческие автомобили Сергея Расшиваева: "В последнее время я везде с собой вожу собственную подушку. Это для меня стало настоящим открытием – пару лет назад меня один друг научил. Теперь даже если я лечу на самолете, у меня полчемодана занимает подушка. Но это совершенно другой уровень комфорта, на самом деле".
Кстати, Сергей во время поездок нередко в прямом смысле слова живет в своем автомобиле – благо, внутри для этого достаточно места. "Одно из главных достоинств Multivan – многофункциональный салон. Благодаря рельсовой системе процесс трансформации получается очень простым. Надо – разместили семь человек с комфортом. Потребовалось перевезти что-то объемное – убрали за считанные секунды сиденья, освободив место для багажа. В общем, теперь езжу только на нем, для меня это самый удобный вариант – и машина, и автобус".
Уход за сноубордом
Не забывайте, что день сноубордиста не кончается уходом со склона. За экипировкой важно правильно ухаживать, и тогда она прослужит вам очень долго. И, что немаловажно, избавит от немалых и порой непредвиденных расходов.
Чтобы поддерживать в оптимальном состоянии доску, ее поверхность необходимо обрабатывать специальным раствором и протирать тряпкой, очищая сноуборд от различных загрязнений. Периодически, но не чаще чем раз в пару месяцев, на поверхность доски можно наносить смазку на основе парафина. А примерно раз в сезон – затачивать канты. Все, кроме чистки, вполне можно поручить профессионалам – сервисмена в наши дни вы найдете без труда. И, конечно, чтобы вам было комфортно катать несколько дней подряд, стоит просушивать одежду, термобелье и ботинки. Некоторые райдеры даже возят с собой специальные портативные сушилки, потому что при проживании в горах, особенно большой компанией, сушка экипировки может стать проблемой.