Преодолел ли Баумгартнер звуковой барьер?
В воскресенье 43-летний австрийский скайдайвер Феликс Баумгартнер совершил прыжок из стратосферы с высоты 39,45 км, пролетел в свободном падении 36,5 км и приземлился в американском Розуэлле.
Свободное падение Баумгартнера длилось 4 минуты 20 секунд. При этом максимальная скорость его полета составила 1342,8 км в час. По предварительным данным организаторов, австриец установил сразу три мировых рекорда - высоты полета на стратостате, высоты прыжка и скорости свободного падения. Единственный рекорд, который не поддался Феликсу, это длительность свободного падения. Американский летчик Джозеф Киттингер, который в 1960 году прыгнул с высоты 31,3 км (и достиг скорости 988 км в час), а в воскресенье осуществлял связь с Баумгартнером из центра управления экспериментом в Розуэлле, падал в 1960 году 4 минуты 36 секунд.
После приземления Баумгартнер поделился своими впечатлениями:
- Сегодняшний прыжок - это что-то невероятное, впрочем, как и весь проект. Выход из капсулы прошел отлично, но затем я начал медленно вращаться. Думал, что это продлится недолго, но вместо этого скорость вращения стала увеличиваться. Это был действительно жесткий момент. Показалось даже, что на несколько секунд потерял сознание.
По словам Баумгартнера, во время полета он не думал ни о каких рекордах, а лишь о том, как вернуться живым на Землю, увидеть родителей, свою девушку.
Еще раз рисковать жизнью австриец не собирается. Впереди у него свадьба и (по его собственным словам) нормальная человеческая жизнь, когда он будет летать только на самолетах и вертолетах. В будущем австриец намерен стать горным спасателем.
Прокомментировать прыжок Баумгартнера корреспондент "СЭ" попросил лучшего бейсера страны Валерия Розова, который сейчас находится в Италии, где занимается любимым делом - прыжками с неподвижных объектов.
- Вы лично знакомы с Баумгартнером?
- Лично - нет, хотя мы оба входим в команду спортсменов компании Red Bull, которая и финансировала весь этот проект.
- Ученые готовились к такому прыжку пять лет. Что входило в подготовку, вам известно?
- Я не ученый, но знаю, что подготовить такой прыжок было чрезвычайно сложно с технической точки зрения. Пришлось решить массу проблем, касавшихся как гелиевого шара, который поднял капсулу, так и конструкции этой капсулы и скафандра. Все это абсолютное ноу-хау.
- Почему была выбрана такая высота прыжка - более 39 км?
- Во-первых, чтобы побить предыдущее достижение, во-вторых, чтобы посильнее разогнаться для преодоления звукового барьера.
- Когда Баумгартнер покинул капсулу, его почти сразу начало крутить. Почему возник такой вот крутящий момент?
- Думаю, лучше получить информацию из первых уст. Но знаю, что в обычных парашютных прыжках такого не бывает. Подозреваю, проблема в том, что при большой скорости падения его герметичный костюм снаружи обтекал очень жесткий поток воздуха. При этом костюм все экранировал, и у Феликса не было тех ощущений, к которым он привык при обычных прыжках с парашютом. То есть он не чувствовал, какую позу принять, как действовать руками, ногами.
- Баумгартнер сказал, что сначала он вытянул одну руку - не помогло. Вытянул другую - стал вращаться медленнее. Это что, такие приемы торможения?
- Ну какие там приемы?! Это субъективный рассказ человека, который просто дергался в разные стороны, пытаясь выжить.
- А насколько была вероятность обратного?
- Вся история высотных прыжков полна драматичных событий. Много людей погибло из-за крупных или мелких технических проблем. Повторяю, это технически сложный, новаторский проект - и при этом достаточно опасный для исполнителя.
- По словам Баумгартнера, он не почувствовал преодоления звукового барьера.
- А было официальное заявление по поводу того, что он его преодолел?
- Пока сообщают, что эти результаты предстоит зафиксировать и сертифицировать.
- Дело в том, что скорость звука зависит от температуры воздуха. При минус 50 градусов, при нуле, при плюс 50 это будут совершенно разные цифры, отличающиеся на сотни километров. Пока не будет официальных данных, говорить о преодолении звукового барьера преждевременно.
- Как суперэкстремал, вы можете поверить, что Баумгартнер, по его заявлению, больше вообще никогда не будет прыгать?
- А почему нет? Все эти виды активной деятельности достаточно опасны. Вполне могу предположить, что человек принял такое решение.
Елена РЕРИХ