250 км/час на лыжах
В конце апреля в швейцарском Вербье состоялся чемпионат мира по экзотическому для нашей страны виду спорта - спуску с гор на лыжах на скорость – спидскиингу, где выступали двое россиян - Павел Нуянзин и Николай Пимкин.
Павел стал 20-м, показав скорость 190,45 км/час. Николай занял 12-е место (205,150 км/час). Николай - мастер спорта, член молодежной сборной СССР (1980 - 1982 гг.) по горным лыжам, мастер спорта по альпинизму, в его активе - девять семитысячников и один восьмитысячник, член сборной России по спидски. Сегодня он рассказывает Елене Рерих о своем последнем увлечении - спидскиинге.
- Чемпионом мира стал обладатель мирового рекорда (251,4 км/час) итальянец Симоне Оригоне, который на этот раз промчался на скорости 211,670 км/час. Да и вы от своего рекорда России (210,07 км/час) были далеки, показав 205,150 км/час. В чем дело?
- Потенциал трассы в Вербье гораздо выше, но в Альпах в этом году почти не было снега. Старт давали не с самого верха трассы, так что очень высокую скорость нельзя было развить.
- Насколько мне известно, идею спуска с гор внушил вам ваш отец - мастер спорта по горным лыжам. Однажды на Чегете он показал вам, тогда еще пацану, на Донгуз-Орун и сказал: "Видишь ледник "Семерка"? Хорошо бы съехать с него на лыжах!"
- Помню этот момент, он явно имел отношение к моему увлечению спуском с высоких гор. Но не только это. В нашей молодости настольной книгой горнолыжников была "Белые звезды Альп". Так, была глава, посвященная спидскиингу, где рассказывалось, как какие-то сумасшедшие люди носятся на скорости 170 км/час. Для нас это было что-то запредельно-нереальное. В какой-то момент мы узнали, что можно ехать и быстрее - 200 км/час; что неплохо выступают наши соседи финны. А началом нашего интереса к спидскиингу можно считать личное знакомство с партнером по работе, финном.
Такой интересный, немного неформальный, с серьгой в ухе, он не производил впечатления экстремала. После семинара мы пошли покататься на горных лыжах, и в какой-то момент он так скромно сказал, что может ехать со скоростью 229 км/час... Мы настолько опешили, что не могли этому поверить. А потом поняли, что в спидскиинге нет ничего сверхъестественного! Если человек, который катается с нами и даже похуже нас, показывает такую скорость, то чем мы хуже?
- Так за чем дело стало?
- Мы поняли, что нам это доступно. Точкой отсчета я бы назвал нашу встречу с Пашей Нуянзиным на выставке ISPO в Мюнхене. Тот самый случай, когда два друга оказались в нужное время в нужном месте. Мы сидели в баре, и Паша спросил: "Коля, а почему мы до сих пор спидски не попробовали?" "Паша, а действительно, почему?" "Ну, так давай стартанем". Мы с ним заключили пари, и в 2007 году, экипировавшись, поехали на Кубок Финляндии. Там горочки небольшие, скорость до 110 км/час.
- Что дало вам знакомство с крутыми финскими парнями?
- Познакомились с их лидерами, хотели попасть там же на этап Кубка мира, но не смогли, не было допуска от FIS (Международная федерация лыжного спорта).
- Вы не только горнолыжник, но еще и альпинист. Такое сочетание позволяло вам спускаться на лыжах даже с семитысячников: пиков Ленина (7134 м), Победы (7439 м). Чем эти спуски интересны?
- Было интересно что-то сделать первым. Идея родилась при восхождении на пик Победы в 92-м, там мы на чемпионате СНГ заняли третье место. С того самого времени она у меня в голове и сидела, аж до 2002 года. Попыток спуска с вершины до этого времени не было. Ни один нормальный альпинист туда с лыжами не лезет, а горнолыжники просто не в силах туда подняться. Красиво и элегантно оттуда не съедешь.
- А вы как хотели съехать?
- В лучшем случае думал, что если удастся затащить лыжи на вершину, то успехом будет спуск метров 10 - 20. А потом можно было лыжи снимать и швырять либо в Киргизию, либо в Китай, маршрут проходит как раз по границе двух стран.
- Насколько известно, вы план перевыполнили?
- С вершины спустился до отметки 7300 м, затем опять надел лыжи на 7200 м и доехал до 7000 м. После чего прошел траверс около трех километров с небольшим набором высоты. И с вершины Важа Пшавела (7100 м, 5Б категория сложности) съехал до 6800 м, хотел спуститься в III лагерь на 6400 м, но пришлось бы далеко отклониться от маршрута подъема. И я вышел бы из зоны видимости моей команды, что существенно увеличивало риск. С 5800 съехал уже без проблем. Конечно, полностью съехать с этого пика нереально. Все-таки это 5Б, а в советское время и вовсе считался шестеркой, там встречаются на пути скальные, лавиноопасные участки. Но где-то процентов тридцать спуска удалось пройти на лыжах.
- Следующим значился пик Ленина?
- Мое восхождение на него в 93-м по классике чуть не закончилось трагически. Поднимался совершенно неакклиматизированный и за 100 м до вершины почувствовал, что сердце сейчас остановится. Спускался вниз сам, но больше такие смелые эксперименты над организмом решил не проводить.
- Еще в 1968 году парашютный десант высадился на пик Ленина и спустился вниз на лыжах. Тем более сейчас этим никого не удивишь…
- Поэтому решили задачу усложнить. Во избежание "опыта-93" планировали совершить три акклиматизационных выхода, включая восхождение на вершину по классике. Но, как всегда, погода в горах вносила свои коррективы, приходилось ждать, рисковать. И, похоже, "Ильича" мы перехитрили. В 14 часов были на вершине, в 18.00 - в лагере. Наслаждения от спуска на лыжах я не получил, а лыжи изуродовал. Только с 6200 м до 4800 м прокатился с удовольствием.
- Что вам дали эти два спуска в плане приближения к спидскиингу?
- Они никоим образом не приблизили, но в плане известности кое-что дали. Вышел фильм, который потом показывали на фестивале в Канаде. Оба эти спуска делались для себя. Хотел на лыжах съехать с семитысячников, съехал.
- Небольшое такое, но похвальное желание…
- Это самый лучший отдых.
- А вообще-то вплотную к реализации идеи спидскиинга в нашей стране вы когда подошли?
- Как раз тогда в баре Мюнхена и подошел. Задумались, почему у нас в России никто не выступает в международных соревнованиях? А вообще-то мы с Пашей хотели быть первыми. Понимаете, у спортсмена всегда есть мечта: выступить на чемпионате мира, Олимпиаде. Если в юности она не сбылась, осталась какая-то неудовлетворенность. А в спидскиинге мечта сбылась, выступаем, и неплохо.
- Свой первый спуск помните?
- Отчетливо, выступали на этапе Кубка мира в Финляндии в 2009 году. Самое страшное для нас было - занять последнее место.
- Почему? А как же принципы Кубертена?
- Не знаю, что сказал бы Кубертен, но мне последним быть - позор. Но быстро успокоились, заняв места где-то в серединке.
- Горные лыжи, спуск с высоких гор, спидскиинг - что общего?
- В любом случае надо уметь кататься. В спидскиинге сразу видно: первые 10 - 15 человек - те, кто был профи в горных лыжах, последние - статисты, те, что встали на лыжи в зрелом возрасте. Им кажется, что по прямой легче ехать, надо только уметь затормозить. Если стальные нервы, это срабатывает. Падений там мало, падают только последние номера, которые недостаточно хорошо владеют горными лыжами.
- Насколько спидскиинг травмоопасен?
- За всю историю этого вида было только два летальных случая. В 92-м на Олимпиаде в Альбервилле, где спидскиинг был представлен как показательный вид. Тогда на трассу по совершенно непонятной причине выехал ратрак, и лыжник в него врезался. В 2006 году разбилась девушка, которая впервые встала на горные лыжи в 20 лет, и ради амбиций получила допуск FIS, что само по себе вызывает удивление. На высокой скорости она потеряла управление и улетела с трассы. Хотя нормальный гонщик знает, что если потерял управление на разгоне, то надо падать (комбинезон у спортсмена такой скользкий, что просто понесет тебя вниз, а не за пределы трассы). В основном наши травмы - это гематомы и - не удивляйтесь! - ожоги о снег.
- В вашей экипировке вы смахиваете на инопланетян. Расскажите, что на вас надето?
- Комбинезон - плотная резина, скорее напоминающая эластичный дерматин, шьется только на заказ по персональным данным. Надеть его в одиночку практически нереально, без помощника не обойтись (до того тесный, что дышать трудно). Находиться в нем - просто испытание. На соревнованиях одна попытка длится два часа, плюс время на отдых, на смазку. Если в день 2 - 3 заезда, это 4 - 5 часов некомфортного состояния.
- А как же вы добираетесь до места старта?
- Все спортсмены подъезжают на обычных лыжах, переодеваются непосредственно перед стартом, а волонтеры отвозят куртки и лыжи вниз, на финиш.
- Кстати, о лыжах, заодно и о прочей экипировке…
- Лыжи нестандартные, широкие, толстые, с чуть загнутыми носами, длиной 238 - 240 см. Поворачивать на них невозможно. Ботинки, как у горнолыжников, популярны старые Salomon SX-92 с откидывающейся пяткой, имеющие хорошую аэродинамику. Кроме того, для большей устойчивости спортсмены прикручивают к ним спойлеры. Шлем с аэродинамическим обтекателем обязательно должен быть сертифицирован. Спортсмены предпочитают те, которые производят несколько гонщиков в своих лабораториях. Еще используется защита для спины, как у горнолыжников, панцирь такой, "черепашка" называется.
- Какие требования предъявляются к трассам?
- Трасса состоит из трех частей. Первая - разгонная, может иметь несколько стартовых площадок. Угол наклона ее - 45 градусов и выше. Вторая - мерный участок, расположенный в нижней части склона, где спортсмен развивает максимальную скорость. Выделен двумя красными полосами поперек склона. Третий - тормозной участок, почти пологий, который должен иметь достаточную длину для торможения. В Швеции, к примеру, есть трасса, где он длиной всего 100 - 150 м. Это достаточно некомфортно, кажется, что летишь в лес на огромной скорости.
- Что ощущает гонщик на скорости 200 км/час?
- Чувства сложно описать! Самый быстрый разгон - в Арсе (Франции). За шесть секунд разгоняешься до 200 км/час, это свободное падение. Контролируешь только направление спуска. Секунды через две уже практически ничего не видишь, все сливается. Главная задача - уметь центроваться, ехать по центру, не сходя в сторону. Для этого по бокам трассы рисуют линии. Боковым зрением как-то их улавливаешь. Все происходит так быстро, что подумать о чем-то просто не успеваешь.
- Сколько длится спуск?
- В среднем от 10 до 15 секунд.
- В весе теряете?
- Мы не взвешиваемся, но теряем явно. После трех попыток чувствуешь себя абсолютно выжатым.
- Когда начал спуск, но чувствуешь, что-то не так, по ходу можно исправить положение?
- Практически нет. Можно только встать в полный рост, тогда скорость гаснет.
- С вами какие-то казусы приключались?
- Слава богу, ничего подобного не случалось. Запас устойчивости достаточно высокий, дают о себе знать занятия горными лыжами. Мы уже не молодые, падать нам нельзя. (Смеется).
- Возраст сдерживает - мол, фиг с ним, с подиумом, лучше я живой приеду?
- Да вроде нет. Когда выхожу на старт, все делаю для того, чтобы быстрее проехать.
- В горнолыжном спорте на трассах бывают трамплины, а у вас?
- В Канаде проводятся два этапа Кубка мира, там народ летает метров по 30. Но это снижает скорость.
- Сезон для вас закончился успешно, что дальше?
- Очень хотелось бы найти хоть какое-нибудь финансирование спидскиинга у нас в стране. Федерации горнолыжного спорта, куда входит спидски, мы точно не нужны. Подходили к президенту Светлане Гладышевой, она сделала круглые глаза, мол, кто вы такие? Наш вид не олимпийский, поэтому и интереса к нему нет. В будущем как максимум планируем создать федерацию спидски, а как минимум - найти заинтересованных лиц, которые облегчат нашу участь. До сих пор мы катаемся на те деньги, которые сами зарабатываем.
- У вас есть шанс показать себя, чтобы на спидски обратили внимание. Провести на Олимпиаде в Сочи показательный заезд. Это реально?
- После того как мы с Пашей появились на Кубке мира, к нам обращаются президенты федераций многих стран: "Ребята, давайте в Сочи проведем показательный заезд". Но, думаю, это нереально.
- Почему?
- Возможно, живи я в Москве, имей личные контакты с нужными людьми, что-то и получилось бы. Но я не имею такой возможности. Остается только успокоиться, расслабиться и получать удовольствие от того, что есть.
- Сколько у нас спидскиистов?
- Сейчас на форуме нашего сайта идет большая дискуссия. Мы видим, что есть интерес не со стороны профессиональных спортсменов, а со стороны, скажем так, любителей хорошего уровня. Я даже готов их тренировать.
- Федерацию не хотите возглавить?
- Нет, соглашусь на должность старшего тренера.
- А есть у нас молодежь, которая уже наступает вам на пятки?
- Двое ребят на любительских стартах в категории "production", которые проходят перед заездами профи, с ходу заняли 1-е - 2-е места. В следующем году они получат право выступать среди профессионалов.
- Знаю, что заниматься спидскиингом можно начинать с семи лет и до?..
- Есть несколько спортсменов, им по 60 с плюсом. Они, конечно, очень аккуратненько ездят…
- Аккуратненько - это у вас как?
- До 200 км/час.
- Как вы смотрите на то, что этим занимаются женщины?
- Их не так много. Шведка Санна Тидстранд в 2006 году установила рекорд мира - 242,590 км/час. В этом году чемпионкой мира стала француженка Карин Дюшене, у которой трое детей и все их мордашки изображены на ее футболке.
- Ваш друг Павел Нуянзин сказал, что когда увидел трассу на горе Мон Фор в Вербье, то произнес, что заставить его там спуститься можно лишь, пообещав яхту Абрамовича и 50 блондинок в придачу. Так страшно?
- Издалека трасса напоминала взлетно-посадочную полосу для шаттлов, поставленную под углом 45 градусов (кстати, это не самая быстрая трасса в мире). Но даже на ней скорости зашкаливают за 200 км/час. Я полностью согласен с Пашей, что когда смотришь сверху на стартующих, их спуски очень похожи на затяжные прыжки с парашютом. При этом до стоящих на старте и ждущих своей очереди доносится гул, как от самолета. Смотреть на чей-то спуск со стороны даже страшнее, чем лететь вниз самому. Тем не менее, желающих пощекотать нервы себе и зрителям с каждым годом становится все больше.
Елена РЕРИХ