Максим Богатырев – человек, побывавший везде
Похоже, нет такого уголка мира, где бы не побывал путешественник Максим Богатырев из Адыгеи.
Интервью с Максимом подготовили наши коллеги из проекта vertikal.biz.
- Максим, расскажи о первом столкновении с миром экстрима.
- О, это было... Экстремально, да! Я помню решетку на окне в подъезде между четвертым и пятым этажом нашей пятиэтажки. Просунул голову в решетку и… обратно не смог. Мешали уши. Вытаскивали всем подъездом. Как в сказке про репку.
- Достойное начало! А после "сказки про репку" сам начал заниматься чем, когда, почему?
- Мама говорит, что познакомилась с папой на маршруте через горы к морю. Папа не был профессиональным инструктором. Но на тот момент почему-то работал на маршруте. Так что было с кого пример брать.
Пока был маленьким, часто ходил с папой по окрестным небольшим горкам и лесам. Не было хорошего снаряжения. Чай в консервных банках кипятили. А вместо рюкзака - солдатский вещмешок. В шестом классе учитель биологии увлек туризмом. И в 11 лет я сходил свой первый спортивный поход через горы (поклялся, что первый и последний). Спину натерло рюкзаком. Дождь постоянный… Но на море, куда мы вышли, нам вручили значки на разряд! И обещание как-то забылось.
Не скажу, что мои занятия были тщательно спланированы или осознанно выбраны. Все складывалось... Предложили поехать в альплагерь - поехал. А поскольку на тот момент имел уже приличный опыт в горном туризме, стал лидером в своей группе.
Предложили поучаствовать в соревнованиях по спортивному ориентированию - поучаствовал... Потом перестали ставить зачеты по физкультуре, если пропускал тренировки. А тренировок было 150 км в неделю... Сейчас с благодарностью вспоминаю. А тогда почти шесть лет весьма недолюбливал…
Участвовал в мультигонках и сложных сплавах, в спортивно-туристском многоборье и суточных марафонах, пятиборье спасателей и велопоходах. Я не стал бы утверждать, что я альпинист. Мне просто нравится жить. Жить активно, спортивно и интересно.
- Расскажи о наиболее запомнившихся приключениях?
- Ну, запомнившихся моментов хватит не на одну ночь у костра! Об этом я долго мог бы рассказывать. Вот так с ходу весело вспоминать, как меня наркоконтроль взял на границе Перу и Чили. Мне спонсор, компания "Биоритм", дала в поездку сухой творог. Как-то так получилось, что на 400-граммовых пакетах с творогом этикеток не было...
Вокруг моего рюкзака приплясывали с десяток перуанских таможенников. Когда они выяснили, кто хозяин, меня просто скрутили, как в гангстерских фильмах! Начальник пограничников чинно разложил перед собой пакетики с белым порошком, достал набор всяких пинцетиков, ножичков, щипчиков и стал методично протыкать пакетики и сыпать "кокаиновые" дорожки. А все его подчиненные стояли вокруг и смотрели, затаив дыхание, как он все это добро нюхает. Не знаю, обрадовало его или расстроило, что порошок все-таки оказался творогом… Но пакетики он все попротыкал, целеустремленный…
Было и такое, что вез я по Африке негра в наручниках. Прям как настоящий работорговец. Даже в танзанийской тюрьме малость посидели. Разное было. Все советуют книгу написать. Может, когда и соберусь.
- Самое сложное твое путешествие?
- Да трудно оценить сейчас. В памяти остается приятное и хорошее. Был у нас сложный переход через всю Камчатку - от Петропавловска к Ключам, порядка 750 км.
По вулканам, тайге, верховой тундре. Был пик Ленина зимой (вполне могли не найти на спуске палатку). Только чутье Сани Агафонова нас спасло. А потом три ночи в жуткий ветер на морозе градусов под 60... Я тогда единственный раз пальцы на ногах приморозил. Но еще раз повторю, сейчас все кажется далеким и неопасным. А соверши мы тогда маленькую ошибку, или чуть не повезло бы, и...
- Поступок, которым ты гордишься?
- На горе Музтаг-Ата (7546 м), в Китае дело было. Я с американцем нашел на высоте 7000 м полумертвых корейцев. И перетаскал их вниз, одного за другим. Вместо горы. Таскал до высоты 5400. Энтони помогал, как мог. Канаву в снегу прорывал первым, подтягивал, подталкивал. Рядом был. А вот почему никто не побеспокоился о тех корейцах раньше, мне непонятно. Корейская экспедиция сидит внизу и не спешит на помощь погибающей группе. В лагерях 2 и 1, мимо которых мы таскали корейцев, ни одна сволочь не попыталась помочь. В итоге только один швейцарец помог с третьим корейцем (он бы и с другими помог, да только под третьего встретился). А четвертый кореец умер. Вот и получилось, что для Энтони вместо горы были спасработы. Долгие. Почти 22 часа.
- Чего ты боишься?
- Глобально – ничего. Единственное, не хотелось бы быть обузой кому-то. Пусть даже тебе все, улыбаясь, будут говорить, что ты дорог и нужен... Лучше вовремя уйти. А в целом - чего, собственно, бояться?
- Какое место тебя поразило больше всего?
- Очень необычные виды - это Салар де Уюни, водопады Игуасу, зеркальные озера Новой Зеландии, вулканы Камчатки, киргизская Патагония (так называют Туркестанский хребет), настоящая Патагония.
- Капризные клиенты - они какие?
- Это у кого какая точка отсчета той самой капризности. Иногда создается ощущение, что тебя просто прощупывают, выискивают слабинку. Сорвешься или нет… "Почему траву не покосили? - Извините, недоглядел. К следующему приезду траву покосим, горы сравняем, метро пророем. Будет все, как в вашем любимом городе…" Откровенно капризных не попадалось. Со всеми общий язык находим.
- С кем особенно приятно работать? Идеальный клиент для тебя?
- Но-но! Работа для меня всегда праздник! Конечно, легче и приятнее работать с людьми, которым интересно, в первую очередь. А то, бывает, ведешь группу, рассказываешь все, показываешь. А в глазах у народа - пустота. Вроде как "мы же приехали, программа выполнена…"
С теми, у кого есть определенный опыт в горном туризме и альпинизме, с одной стороны, легче. Они понимают степень риска и опасности. Сами не полезут, куда не надо. Но есть такие "опытные", которые мешают работать, пытаясь перехватить лидерство.
- Куда хочется возвращаться снова и снова?
- А я возвращаюсь! Домой.
- И твой любимый уголок на планете?..
- Конечно, дом. Адыгея - очень красивый район Кавказа. Когда я показываю фотографии из разных поездок, подсовываю парочку из Адыгеи и говорю, что это, например, Новая Зеландия. И все верят. А когда узнают, что Адыгея, то удивляются: а зачем ты еще куда-то едешь?
А вообще из экзотики (экзотика у нас, как правило, тем экзотичней, чем дороже билет на самолет), я бы по красоте выделил Новую Зеландию, Аргентину, Боливию и Эквадор. Там действительно есть на что посмотреть…
- Ты счастливый человек? И что оно такое - счастье?
- Я счастливый! А счастье и есть жизнь, со всеми ее эмоциями. Счастье не обязательно должно быть выражено в улыбке от уха до уха. Горе и грусть, радость и усталость - любое состояние человека, равно как и любое состояние погоды на улице, можно рассматривать как составляющую счастья.
- Где еще не бывал, но хочешь попасть?
- Вот придумал себе побывать осенью в Папуа - Новой Гвинее. На пирамиду Карстенз полезу. А еще придумал пересечь Гренландию на лыжах. Плато Путорана интересно в России... Много мест, куда тянет съездить. Где хочу побывать, там побываю. Это дело времени!
- Самые ближайшие планы?
- Скоро мультигонка на Байкале, июль - Кунь-Лунь, август - Памир, сентябрь (если успею и еще несколько "если" совпадет), то - Каракорум, октябрь - Папуа - Новая Гвинея.
- О чем мечтаешь, кроме новых земель?
- Знаешь, у нас в горах есть приют Фишт… Несколько лет назад я стоял там на поляне, в горах. Небо было звездное-звездное… И звезды падали. В таком количестве, что можно было узагадываться желаниями! И я вдруг понял, что мне загадывать нечего. И это понимание было верхом счастья.
Ну как объяснить… Загадать какую-то невыполнимую идею - глупо и не нужно. Загадать реальное? А что его загадывать? Я понял, что сделаю все сам.
И осталось загадывать только добрые пожелания. И я желаю всем сделать свой первый шаг, желаю удачи и здоровья, хороших попутчиков и идеальной женщины. Или мужчины! И желаю звезд. Кому просто полюбоваться, а кому желаний загадать…
Полную версию материала можно прочитать здесь