15 февраля 2011, 06:28

Лучше покататься завтра, чем сдохнуть сегодня

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

Лучший фрирайдер мира Джереми Джонс (США) рассказывает о новом фильме "Deeper", над которым международная бригада лыжников и сноубордистов работала два года.

Создавая свой необычный кинопроект "Deeper", Джереми Джонс переосмыслил границы фрирайда и правила съемок сноуборд-лент. Вместо того чтобы включиться в гонку технологий и пост-продакшена, он решил вернуться в те времена, когда рос и совершенствовался как райдер. Что это значит? Вызов. Покорение склонов без использования вертолетов, снегоходов и даже подъемников. Результат поражает воображение. Двигайся дальше, будь свободным и независимым.

Рассказывает Ули Кохлер.

"Десять секунд!" – произнес я в рацию. "Принято, десять!" – прозвучал ответ. Дроп!..

В тот самый момент, когда мой борд дрогнул на краю гребня, я еще раз подумал о том, чтобы не ехать. Но было слишком поздно. Я был на склоне – пошла дуга, реагируй!

Пересек гребень: безопасно. Начал спускаться – всего в нескольких сантиметрах от лица – отвесная стена склона, задняя рука – за головой, стараюсь удержать равновесие. Хорошего мало… В мозгу словно вспыхнул кадр сделанных раньше фотографий: не зарезайся слишком вправо, не лезь в эту кашу!

Первую проблему вроде решили. Время перевести дух, сгруппироваться и выехать на главную гряду. Это было непросто – это было настоящей битвой: каждый гребень – выше, а спуск – глубже, чем предыдущий. Тяжело дышу. Цепляюсь за гребни, стараясь контролировать доску и удержаться от того, чтобы быть опрокинутым гравитацией… Черт возьми, что ж так высоко! "Это кошмар! – кричу я в камеру на шлеме. – Всегда хотел это сделать!"

Эти слова – воспоминания фрирайдера Райланда Белла о своем первом спуске на Аляске весной 2010 года. Он давно хотел проехать эту линию, но никто не думал, что это физически доступно. Одна трагическая ошибка – и райдер разобьет голову о склон, а сверху его догонит темная масса снега…

Но Беллу все удалось. Его успех разделили другие райдеры этой невероятной экспедиции: легенда фрирайда в больших горах Том Берт, Джош Дирксен и Лукас Дебари, операторы Крис Эдмандс, Гарри Пендерграсс и фотограф Сет Лайткэп. Ну и, конечно же, Джереми Джонс – ибо эта поездка стала одним из самых необычных и отважных трипов за всю историю современного сноубординга.

А именно частью проекта "Deeper", съемки которого ведутся уже второй год – коллаборации Джереми Джонса и съемочной команды Teton Gravity Research, которая базируется в городе Джексон Холл (Вайоминг, США). Руководят ею братья Тодд и Стив Джонс (что характерно – однофамильцы Джереми), основавшие студию 15 лет назад. Суть фильма "Deeper" – попасть в места, до которых невозможно добраться на вертолете, снегоходе или подъемнике. Для того чтобы снять проезды, райдерам приходится уходить глубоко в горы и проводить там недели, живя в снежных пещерах и палатках у подножия труднодоступных снежных пиков.

Затасканная мечта

Неоспоримый факт: Джереми Джонс – самый выдающийся фрирайдер в больших горах. У него восемь наград "Райдер года в больших горах", 45 профайлов в сноу-фильмах, и он уже 15 лет открывает все новые места для катания, путешествуя по свету в поисках снега. Чем не жизнь – мечта сноубордиста?.. Но бывает, что мечты меняются…

Свою нынешнюю позицию Джереми объясняет так: "С самого начала сноубординг был моим порталом в другой мир. В начале попасть туда было довольно просто. Я мог покататься буквально за домом или на близлежащем курорте. Со временем дорога привела меня на Аляску. И каждый день я делал лучшие в жизни проезды! Каждый день был новым и незнакомым, я учился с каждой линией и был готов прыгать с любой подходящей снежной стенки у себя дома".

Однако, в то время как Джонс расписывал линии, неподвластные уму и умению большинства из нас, произошла странная вещь…

"С каждым разом мне становилось все сложнее вернуться в обычный мир, - продолжает Джереми. – Мне требовались смертельно опасные спуски с угрозой схода лавин. Если везло – один или пару раз за поездку удавалось выхватить такого "счастья" и отметить склон умопомрачительной линией".

Смена вех

Джереми все еще нравится эта жизнь, но и скучать есть по чему. Райдеру не хватает тех чувств, которые он испытал, совершив первый удачный поворот у себя за домом, или во время первой поездки в Вальдез, на Аляску, или туда же – в Хейнс. Когда вокруг были горы и он один, а рядом – ни души… На вершину Джонса поднимал вертолет, но он же разрушал магию и волшебство места.

Так у Джереми родился план – вернуть катанию его первоначальный смысл. "Изменив правила, превратив путешествие в вызов и полностью погрузившись в мир гор, я достигну тотального слияния между собой как личностью и ощущением себя как райдера - за несколько минут до того, как встегнуться в крепления, - говорит Джонс. – Именно это чувство объясняет, почему я катаюсь, и сейчас у меня к нему есть легкий способ доступа!"

Проект "Deeper" – не первое сноуборд-муви, создатели которого предпочли отказаться от любого моторизированного средства передвижения в бэккантри. В 2008 году Крис Эдмандс выпустил видео "My Own Two Feet" ("Две моих ноги"). В нем группа фрирайдеров, в том числе тот самый Джереми Джонс и многие другие участники "Deeper" – Том Берт, Форрест Ширер и Джош Дирксен - обрабатывали склоны пешком, чтобы попасть на новые места катания в Сьерра-Неваде (хотя и не совсем домашние, но "одомашненные" горы Джереми).

Для Джонса это стало больше, чем экспериментом: "Я хотел развиваться именно в этом направлении, но съемочные группы, с которыми я сотрудничал, были против. Операторы придумывали любой удобный повод, чтобы не тащить камеры далеко в горы и разбивать там лагерь. Ребята из "My Own Two Feet" и Крис Эдмандс показали, что это возможно и что можно хотеть так снимать!"

У дураков мысли сходятся

Наступление эры цифровой съемки с доступными по цене камерами и широкополосным интернетом за последние несколько лет позволило создать сотни, если не тысячи сноу-фильмов. Даже наиболее горячие поклонники индустрии затруднятся сосчитать, сколько их было, этих фильмов, тем более что многие похожи друг на друга как близнецы-братья. "Думаю, что создатели сноуборд-муви перебарщивают с трюками, - отвечает на эту мысль Теро Репо, финский фотограф, сопровождавший группу "Deeper" в ряде поездок. – Не хочу сказать, что мне не нравится все в целом, я с удовольствием смотрю действительно хорошее кино. Но за экшеном мне хотелось бы видеть сюжет, настоящую историю".

Решив снимать "Deeper" на Аляске, Джонс все еще сомневался. "Этот край для меня – 80 процентов того, что я получаю от сноубординга. И если мы решили развивать идею фильма, нам волей-неволей надо было туда вернуться, в противном случае я бы остался без работы!"

Продолжая свою мысль, он цитирует англо-ирландского исследователя Эрнеста Шеклтона, который как-то разместил в своем блоге объявление следующего характера: "Требуются участники для тяжелого путешествия. Денег мало. Будет холодно. Месяцы проведем практически в темноте. Опасность гарантирована. Благополучный исход – под вопросом. В случае успеха экспедиции – респект и уважуха". Если не брать в расчет фразу про темноту, объявление прекрасно описывает планы Джонса…

Для первого выезда на Аляску Джереми собрал невообразимый экипаж: он сам, Трэвис Райс, Джонавен Мур, Йохан Олофссон и Том Берт. Самолет забросил их в края, куда не добирались вертолеты курорта Хейнс, и райдеры четыре недели протопали ножками, делая восхождения на склоны на своих двоих. Джонс вспоминает, что он думал в ходе путешествия: "Было непросто пролететь мимо вершин, на которых я в свое время неплохо порезвился. Стояла чудесная погода, на небе – ни облачка, отличный снег… Только дайте вертолет - в подобный день я бы сделал три спуска, и готова партия в фильме! Вместо этого от первой заснятой линии любого качества нас отделяли дни и дни… Но в тот момент, когда самолет высадил нас на точке и улетел, я знал, что поступаю правильно".

Разбивая лагерь, в котором райдерам предстояло прожить целый месяц, они задавали себе вопрос: "Насколько это возможно?" Удастся ли им совершить восхождения, после которых они смогут сделать достойные проезды на стенах Анкориджа – и все это без использования вертолета? Как назло, почти все время экспедиции группу трепали серьезные снегопады. "Все получилось не сразу, - вспоминает Джереми Джонс. – Но прошло две недели, и я проехал сногсшибательную линию, которую мы записали. Испытал при этом невероятное чувство – я понял, что бэккантри нашего уровня возможно! Мы на правильном пути!"

За время этой поездки только Джонс совершил 31 проезд. И если вертолет поднимает райдеров на вершину за минуты, в данном трипе на подъем приходилось тратить по пять часов – до сих пор парням не приходилось одолевать подобных физических и моральных тестов. Не все проезды они сохраняли в записи – бывало и такое, что линии браковали, несмотря на затраченные часы работы на горе. Так начиналась дорога бригады "Deeper" к успеху: доверие к себе и к месту - и хорошие кадры у вас в кармане!

Слушай не себя, а горы

Следующая миссия привела Джонса в Шамони. Став прорайдером, Джереми изъездил европейские курорты вдоль и поперек, но на массив Монблан судьба до сих пор его не заносила.

"Альпы – очень специфические горы, - говорит Джереми. – Больше всего впечатляют размеры. Это самый большой массив, в котором мне приходилось кататься, и наиболее недооцененный. К тому же практически ко всем местам катания там прекрасные подходы. А еще, если ты не можешь добраться до выбранного места за полдня, район оборудован массой альпинистских хижин-приютов, в которых можно переночевать. Горы прекрасно подготовлены к обкатыванию! Исключений немного, и все их можно обойти.

Мне кажется, люди в Европе не до конца понимают, в каких прекрасных условиях они живут (по сравнению с США). Там гораздо проще найти необкатанные склоны и свободное пространство. Вот почему я всегда готов кататься в Европе".

Проводника в эту мекку фрирайда Джонс нашел в лице еще одного прекрасного райдера больших гор – двукратного чемпиона мира по фрирайду Ксавье де ле Рю. "Катание Ксавье всегда меня впечатляло, - объясняет Джереми. – И чем больше времени я с ним провожу, тем больше восхищаюсь его отношением и любовью к горам, потому что для меня это тоже очень важно".

Самой серьезной сложностью во время экспедиции в Альпы были очень непростые подъемы – порой райдерам приходилось подниматься пешком на высоту до двух километров, и надо было успеть завершить подъем к точке старта до того момента, как солнце начнет подтапливать снег. Иногда это превращалось в серьезную проблему – не каждый был подготовлен к испытаниям такого уровня. Фотограф Теро Репо вспоминает об этом, как о чем-то раньше неизведанном: "Во время подъема на вершину Коль-де-ла-Форш в Шамони я думал, что там и останусь!"

К счастью, профессионализм помог ребятам избежать серьезных сложностей на подъемах и спусках, хотя порой они поворачивали назад, если снежные условия не удовлетворяли кого-нибудь из команды. Джереми давно живет по принципу: "Лучше хорошо покататься завтра, чем сдохнуть сегодня" - и следовал ему, даже если это означало, что придется спуститься, не завершив задуманное. "Умей сказать себе "нет!" - повторял Джонс снова и снова. – Слушай горы, а не себя!" Возможно, поэтому поездка оказалась столь удачной.

После Шамони экспедицию ожидала поездка в Антарктику - Джонс и компания стали первыми фрирайдерами больших гор, открывшими для себя склоны шестого континента. В самом конце 2009 года бригада пересекла пролив Дрейка, чтобы погрузиться в мир неизведанного – край снежно-белых пиков и голубой океанской воды. Возможности для линий, каждая из которых была первопроходом, были везде – казалось, стоит только руку протянуть!

В Шамони Ксавье и Джереми приходилось совершать восхождения на сплитбордах (разделенных надвое сноубордах) с применением веревок, ледорубов и кошек – в Антарктиде с этим было попроще. Вот как это выглядело на взгляд Джонса: "Мы постарались по полной использовать представившуюся нам возможность. Ходили практически без остановки, но, можно сказать, только начали царапать поверхность тех гор. В Антарктиде невообразимые перспективы для исследования склонов. Куда ни глянь – кругом абсолютно вдохновляющие пейзажи вершин с волшебными будущими линиями. Проезжаемыми линиями!"

Вернувшись в США, Джонс погрузился в дела, связанные с запуском его нового сноуборд-бизнеса. Ежедневные пять звонков в Швейцарию, появление на выставках спортивных товаров и услуг и бесчисленные деловые встречи украли у райдера практически всю зиму. Неудивительно, что, как только все более-менее пришло в норму (а еще благодаря одной эсэмэске), Джереми предпочел бросить все и продолжить съемки "Deeper".

Аляска: место встречи изменить нельзя

Время шло: Джонс совершил бесчисленное число восхождений на сплитборде в родных Сьерра-Маунтинз и запланировал поездку со съемочной группой Teton, Джошем Дирксеном и Райландом Беллом. После того как члены экспедиции встретились с канадским райдером Йонавеном Муром в Британской Колумбии, было решено предпринять второй и заключительный трип на Аляску. "Когда оставался час до отлета группы из Колумбии, - вспоминает Джонс, - я понял, что мы находимся в месте, не менее качественном по катанию, чем Аляска…" Но задача была поставлена, снег ждал: нужно было двигаться дальше.

Одним из самых больших сюрпризов за всю поездку Джонса стала информация о том, что он неодинок в своих идеях относительно съемок "пешеходного" фрирайдного фильма – его точку зрения разделили друзья, которым, как оказалось, нужно было просто рассказать об идее. Одним из них как раз стал Йонавен Мур. "В свое время мы с Муром много катались на Аляске, - говорит Джонс. – Но потом отношения как-то прервались, и мы не общались почти что год. И как же обрадовались друг другу, когда я позвонил ему, начиная снимать "Deeper"! Йонавен думал, что, если он отказался от использования подъемников и вертолетов во время съемок фрирайда, он перестанет быть про-сноубордером…"

Чем дальше в лес, тем больше дров

Аляска. 16 лет Джереми приезжал сюда весной – на срок от четырех до семи недель. И неудивительно, его задачей было кататься в лучшее время в лучших горах, на новом рельефе. Обычно он начинал с Вальдеза и двигался дальше – Гирдвуд, Скагвей, Хейнс, Талсека и Тордрилло-Маунтайнз… Опыт, который Джонс накопил за время этих невероятных поездок, знание рельефа и состояния снега склонили его в этот раз к выбору для финала "Deeper" национального парка Glacier Bay. Джереми первым выдвинулся на точку, чтобы организовать базовый лагерь для восхождений, в котором позже к нему присоединились друзья. Почти все спуски были именно того характера, который описывал Райланд Белл в начале этой статьи…

Кстати, по ходу съемок большинство членов экспедиции склонялись к смене названия, предлагая переделать "Deeper" ("В глубину") в "Suffer" ("Страдания"). Это полностью отражало суть съемочного процесса…

Готов ли Джонс повторить подобный подвиг? "Да! – отвечает он с энтузиазмом. – Это не одноразовый проект! Это стиль сноубординга, который меня вдохновляет, оставляет мне пространство для вызова и возможность каждый день учиться. За прошедшие два года я узнал больше, чем за несколько лет до этого. И чем больше узнавал, тем лучше становились мои линии.

Это стало очевидным: чем крупнее цели и задачи, которые мы перед собой ставим, чем больше вызов – тем больше награда в финале работы. В настоящий момент для того, чтобы стать счастливым, мне не нужно делать по 20 спусков в день. Лучше я сосредоточусь на всего нескольких линиях, но они будут реальным трофеем! За последние два года таких линий я сделал больше, чем когда бы то ни было".

Неплохой результат для парнишки, который вырос на Кейп-Код и рос, раскатывая склоны близлежащих полей для гольфа? Он всегда старался следовать своей мечте - и результат воспоследовал. Чем не пример для людей, которым не повезло родиться на равнине?

Джереми никогда не теряет своей любви к катанию и каждый день наслаждается любым моментом сноубординга. Вот как говорит об этом фотограф Теро Репо: "Джонс – один из самых влиятельных и опытных райдеров мира. Представляете, сколько он видел – а в этой поезде он наслаждался каждым прожитым днем. Улыбка не сходила с его лица – даже тогда, когда было видно, что он чертовски устал. Думаю, что во время этих съемок он увидел еще одну сторону счастья…"


По материалам "Onboard"

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости