Лучше покататься завтра, чем сдохнуть сегодня
Лучший фрирайдер мира Джереми Джонс (США) рассказывает о новом фильме "Deeper", над которым международная бригада лыжников и сноубордистов работала два года.
Создавая свой необычный кинопроект "Deeper", Джереми Джонс переосмыслил границы фрирайда и правила съемок сноуборд-лент. Вместо того чтобы включиться в гонку технологий и пост-продакшена, он решил вернуться в те времена, когда рос и совершенствовался как райдер. Что это значит? Вызов. Покорение склонов без использования вертолетов, снегоходов и даже подъемников. Результат поражает воображение. Двигайся дальше, будь свободным и независимым.
Рассказывает Ули Кохлер.
"Десять секунд!" – произнес я в рацию. "Принято, десять!" – прозвучал ответ. Дроп!..
В тот самый момент, когда мой борд дрогнул на краю гребня, я еще раз подумал о том, чтобы не ехать. Но было слишком поздно. Я был на склоне – пошла дуга, реагируй!
Пересек гребень: безопасно. Начал спускаться – всего в нескольких сантиметрах от лица – отвесная стена склона, задняя рука – за головой, стараюсь удержать равновесие. Хорошего мало… В мозгу словно вспыхнул кадр сделанных раньше фотографий: не зарезайся слишком вправо, не лезь в эту кашу!
Первую проблему вроде решили. Время перевести дух, сгруппироваться и выехать на главную гряду. Это было непросто – это было настоящей битвой: каждый гребень – выше, а спуск – глубже, чем предыдущий. Тяжело дышу. Цепляюсь за гребни, стараясь контролировать доску и удержаться от того, чтобы быть опрокинутым гравитацией… Черт возьми, что ж так высоко! "Это кошмар! – кричу я в камеру на шлеме. – Всегда хотел это сделать!"
Эти слова – воспоминания фрирайдера Райланда Белла о своем первом спуске на Аляске весной 2010 года. Он давно хотел проехать эту линию, но никто не думал, что это физически доступно. Одна трагическая ошибка – и райдер разобьет голову о склон, а сверху его догонит темная масса снега…
Но Беллу все удалось. Его успех разделили другие райдеры этой невероятной экспедиции: легенда фрирайда в больших горах Том Берт, Джош Дирксен и Лукас Дебари, операторы Крис Эдмандс, Гарри Пендерграсс и фотограф Сет Лайткэп. Ну и, конечно же, Джереми Джонс – ибо эта поездка стала одним из самых необычных и отважных трипов за всю историю современного сноубординга.
А именно частью проекта "Deeper", съемки которого ведутся уже второй год – коллаборации Джереми Джонса и съемочной команды Teton Gravity Research, которая базируется в городе Джексон Холл (Вайоминг, США). Руководят ею братья Тодд и Стив Джонс (что характерно – однофамильцы Джереми), основавшие студию 15 лет назад. Суть фильма "Deeper" – попасть в места, до которых невозможно добраться на вертолете, снегоходе или подъемнике. Для того чтобы снять проезды, райдерам приходится уходить глубоко в горы и проводить там недели, живя в снежных пещерах и палатках у подножия труднодоступных снежных пиков.
Затасканная мечта
Неоспоримый факт: Джереми Джонс – самый выдающийся фрирайдер в больших горах. У него восемь наград "Райдер года в больших горах", 45 профайлов в сноу-фильмах, и он уже 15 лет открывает все новые места для катания, путешествуя по свету в поисках снега. Чем не жизнь – мечта сноубордиста?.. Но бывает, что мечты меняются…
Свою нынешнюю позицию Джереми объясняет так: "С самого начала сноубординг был моим порталом в другой мир. В начале попасть туда было довольно просто. Я мог покататься буквально за домом или на близлежащем курорте. Со временем дорога привела меня на Аляску. И каждый день я делал лучшие в жизни проезды! Каждый день был новым и незнакомым, я учился с каждой линией и был готов прыгать с любой подходящей снежной стенки у себя дома".
Однако, в то время как Джонс расписывал линии, неподвластные уму и умению большинства из нас, произошла странная вещь…
"С каждым разом мне становилось все сложнее вернуться в обычный мир, - продолжает Джереми. – Мне требовались смертельно опасные спуски с угрозой схода лавин. Если везло – один или пару раз за поездку удавалось выхватить такого "счастья" и отметить склон умопомрачительной линией".
Смена вех
Джереми все еще нравится эта жизнь, но и скучать есть по чему. Райдеру не хватает тех чувств, которые он испытал, совершив первый удачный поворот у себя за домом, или во время первой поездки в Вальдез, на Аляску, или туда же – в Хейнс. Когда вокруг были горы и он один, а рядом – ни души… На вершину Джонса поднимал вертолет, но он же разрушал магию и волшебство места.
Так у Джереми родился план – вернуть катанию его первоначальный смысл. "Изменив правила, превратив путешествие в вызов и полностью погрузившись в мир гор, я достигну тотального слияния между собой как личностью и ощущением себя как райдера - за несколько минут до того, как встегнуться в крепления, - говорит Джонс. – Именно это чувство объясняет, почему я катаюсь, и сейчас у меня к нему есть легкий способ доступа!"
Проект "Deeper" – не первое сноуборд-муви, создатели которого предпочли отказаться от любого моторизированного средства передвижения в бэккантри. В 2008 году Крис Эдмандс выпустил видео "My Own Two Feet" ("Две моих ноги"). В нем группа фрирайдеров, в том числе тот самый Джереми Джонс и многие другие участники "Deeper" – Том Берт, Форрест Ширер и Джош Дирксен - обрабатывали склоны пешком, чтобы попасть на новые места катания в Сьерра-Неваде (хотя и не совсем домашние, но "одомашненные" горы Джереми).
Для Джонса это стало больше, чем экспериментом: "Я хотел развиваться именно в этом направлении, но съемочные группы, с которыми я сотрудничал, были против. Операторы придумывали любой удобный повод, чтобы не тащить камеры далеко в горы и разбивать там лагерь. Ребята из "My Own Two Feet" и Крис Эдмандс показали, что это возможно и что можно хотеть так снимать!"
У дураков мысли сходятся
Наступление эры цифровой съемки с доступными по цене камерами и широкополосным интернетом за последние несколько лет позволило создать сотни, если не тысячи сноу-фильмов. Даже наиболее горячие поклонники индустрии затруднятся сосчитать, сколько их было, этих фильмов, тем более что многие похожи друг на друга как близнецы-братья. "Думаю, что создатели сноуборд-муви перебарщивают с трюками, - отвечает на эту мысль Теро Репо, финский фотограф, сопровождавший группу "Deeper" в ряде поездок. – Не хочу сказать, что мне не нравится все в целом, я с удовольствием смотрю действительно хорошее кино. Но за экшеном мне хотелось бы видеть сюжет, настоящую историю".
Решив снимать "Deeper" на Аляске, Джонс все еще сомневался. "Этот край для меня – 80 процентов того, что я получаю от сноубординга. И если мы решили развивать идею фильма, нам волей-неволей надо было туда вернуться, в противном случае я бы остался без работы!"
Продолжая свою мысль, он цитирует англо-ирландского исследователя Эрнеста Шеклтона, который как-то разместил в своем блоге объявление следующего характера: "Требуются участники для тяжелого путешествия. Денег мало. Будет холодно. Месяцы проведем практически в темноте. Опасность гарантирована. Благополучный исход – под вопросом. В случае успеха экспедиции – респект и уважуха". Если не брать в расчет фразу про темноту, объявление прекрасно описывает планы Джонса…
Для первого выезда на Аляску Джереми собрал невообразимый экипаж: он сам, Трэвис Райс, Джонавен Мур, Йохан Олофссон и Том Берт. Самолет забросил их в края, куда не добирались вертолеты курорта Хейнс, и райдеры четыре недели протопали ножками, делая восхождения на склоны на своих двоих. Джонс вспоминает, что он думал в ходе путешествия: "Было непросто пролететь мимо вершин, на которых я в свое время неплохо порезвился. Стояла чудесная погода, на небе – ни облачка, отличный снег… Только дайте вертолет - в подобный день я бы сделал три спуска, и готова партия в фильме! Вместо этого от первой заснятой линии любого качества нас отделяли дни и дни… Но в тот момент, когда самолет высадил нас на точке и улетел, я знал, что поступаю правильно".
Разбивая лагерь, в котором райдерам предстояло прожить целый месяц, они задавали себе вопрос: "Насколько это возможно?" Удастся ли им совершить восхождения, после которых они смогут сделать достойные проезды на стенах Анкориджа – и все это без использования вертолета? Как назло, почти все время экспедиции группу трепали серьезные снегопады. "Все получилось не сразу, - вспоминает Джереми Джонс. – Но прошло две недели, и я проехал сногсшибательную линию, которую мы записали. Испытал при этом невероятное чувство – я понял, что бэккантри нашего уровня возможно! Мы на правильном пути!"
За время этой поездки только Джонс совершил 31 проезд. И если вертолет поднимает райдеров на вершину за минуты, в данном трипе на подъем приходилось тратить по пять часов – до сих пор парням не приходилось одолевать подобных физических и моральных тестов. Не все проезды они сохраняли в записи – бывало и такое, что линии браковали, несмотря на затраченные часы работы на горе. Так начиналась дорога бригады "Deeper" к успеху: доверие к себе и к месту - и хорошие кадры у вас в кармане!
Слушай не себя, а горы
Следующая миссия привела Джонса в Шамони. Став прорайдером, Джереми изъездил европейские курорты вдоль и поперек, но на массив Монблан судьба до сих пор его не заносила.
"Альпы – очень специфические горы, - говорит Джереми. – Больше всего впечатляют размеры. Это самый большой массив, в котором мне приходилось кататься, и наиболее недооцененный. К тому же практически ко всем местам катания там прекрасные подходы. А еще, если ты не можешь добраться до выбранного места за полдня, район оборудован массой альпинистских хижин-приютов, в которых можно переночевать. Горы прекрасно подготовлены к обкатыванию! Исключений немного, и все их можно обойти.
Мне кажется, люди в Европе не до конца понимают, в каких прекрасных условиях они живут (по сравнению с США). Там гораздо проще найти необкатанные склоны и свободное пространство. Вот почему я всегда готов кататься в Европе".
Проводника в эту мекку фрирайда Джонс нашел в лице еще одного прекрасного райдера больших гор – двукратного чемпиона мира по фрирайду Ксавье де ле Рю. "Катание Ксавье всегда меня впечатляло, - объясняет Джереми. – И чем больше времени я с ним провожу, тем больше восхищаюсь его отношением и любовью к горам, потому что для меня это тоже очень важно".
Самой серьезной сложностью во время экспедиции в Альпы были очень непростые подъемы – порой райдерам приходилось подниматься пешком на высоту до двух километров, и надо было успеть завершить подъем к точке старта до того момента, как солнце начнет подтапливать снег. Иногда это превращалось в серьезную проблему – не каждый был подготовлен к испытаниям такого уровня. Фотограф Теро Репо вспоминает об этом, как о чем-то раньше неизведанном: "Во время подъема на вершину Коль-де-ла-Форш в Шамони я думал, что там и останусь!"
К счастью, профессионализм помог ребятам избежать серьезных сложностей на подъемах и спусках, хотя порой они поворачивали назад, если снежные условия не удовлетворяли кого-нибудь из команды. Джереми давно живет по принципу: "Лучше хорошо покататься завтра, чем сдохнуть сегодня" - и следовал ему, даже если это означало, что придется спуститься, не завершив задуманное. "Умей сказать себе "нет!" - повторял Джонс снова и снова. – Слушай горы, а не себя!" Возможно, поэтому поездка оказалась столь удачной.
После Шамони экспедицию ожидала поездка в Антарктику - Джонс и компания стали первыми фрирайдерами больших гор, открывшими для себя склоны шестого континента. В самом конце 2009 года бригада пересекла пролив Дрейка, чтобы погрузиться в мир неизведанного – край снежно-белых пиков и голубой океанской воды. Возможности для линий, каждая из которых была первопроходом, были везде – казалось, стоит только руку протянуть!
В Шамони Ксавье и Джереми приходилось совершать восхождения на сплитбордах (разделенных надвое сноубордах) с применением веревок, ледорубов и кошек – в Антарктиде с этим было попроще. Вот как это выглядело на взгляд Джонса: "Мы постарались по полной использовать представившуюся нам возможность. Ходили практически без остановки, но, можно сказать, только начали царапать поверхность тех гор. В Антарктиде невообразимые перспективы для исследования склонов. Куда ни глянь – кругом абсолютно вдохновляющие пейзажи вершин с волшебными будущими линиями. Проезжаемыми линиями!"
Вернувшись в США, Джонс погрузился в дела, связанные с запуском его нового сноуборд-бизнеса. Ежедневные пять звонков в Швейцарию, появление на выставках спортивных товаров и услуг и бесчисленные деловые встречи украли у райдера практически всю зиму. Неудивительно, что, как только все более-менее пришло в норму (а еще благодаря одной эсэмэске), Джереми предпочел бросить все и продолжить съемки "Deeper".
Аляска: место встречи изменить нельзя
Время шло: Джонс совершил бесчисленное число восхождений на сплитборде в родных Сьерра-Маунтинз и запланировал поездку со съемочной группой Teton, Джошем Дирксеном и Райландом Беллом. После того как члены экспедиции встретились с канадским райдером Йонавеном Муром в Британской Колумбии, было решено предпринять второй и заключительный трип на Аляску. "Когда оставался час до отлета группы из Колумбии, - вспоминает Джонс, - я понял, что мы находимся в месте, не менее качественном по катанию, чем Аляска…" Но задача была поставлена, снег ждал: нужно было двигаться дальше.
Одним из самых больших сюрпризов за всю поездку Джонса стала информация о том, что он неодинок в своих идеях относительно съемок "пешеходного" фрирайдного фильма – его точку зрения разделили друзья, которым, как оказалось, нужно было просто рассказать об идее. Одним из них как раз стал Йонавен Мур. "В свое время мы с Муром много катались на Аляске, - говорит Джонс. – Но потом отношения как-то прервались, и мы не общались почти что год. И как же обрадовались друг другу, когда я позвонил ему, начиная снимать "Deeper"! Йонавен думал, что, если он отказался от использования подъемников и вертолетов во время съемок фрирайда, он перестанет быть про-сноубордером…"
Чем дальше в лес, тем больше дров
Аляска. 16 лет Джереми приезжал сюда весной – на срок от четырех до семи недель. И неудивительно, его задачей было кататься в лучшее время в лучших горах, на новом рельефе. Обычно он начинал с Вальдеза и двигался дальше – Гирдвуд, Скагвей, Хейнс, Талсека и Тордрилло-Маунтайнз… Опыт, который Джонс накопил за время этих невероятных поездок, знание рельефа и состояния снега склонили его в этот раз к выбору для финала "Deeper" национального парка Glacier Bay. Джереми первым выдвинулся на точку, чтобы организовать базовый лагерь для восхождений, в котором позже к нему присоединились друзья. Почти все спуски были именно того характера, который описывал Райланд Белл в начале этой статьи…
Кстати, по ходу съемок большинство членов экспедиции склонялись к смене названия, предлагая переделать "Deeper" ("В глубину") в "Suffer" ("Страдания"). Это полностью отражало суть съемочного процесса…
Готов ли Джонс повторить подобный подвиг? "Да! – отвечает он с энтузиазмом. – Это не одноразовый проект! Это стиль сноубординга, который меня вдохновляет, оставляет мне пространство для вызова и возможность каждый день учиться. За прошедшие два года я узнал больше, чем за несколько лет до этого. И чем больше узнавал, тем лучше становились мои линии.
Это стало очевидным: чем крупнее цели и задачи, которые мы перед собой ставим, чем больше вызов – тем больше награда в финале работы. В настоящий момент для того, чтобы стать счастливым, мне не нужно делать по 20 спусков в день. Лучше я сосредоточусь на всего нескольких линиях, но они будут реальным трофеем! За последние два года таких линий я сделал больше, чем когда бы то ни было".
Неплохой результат для парнишки, который вырос на Кейп-Код и рос, раскатывая склоны близлежащих полей для гольфа? Он всегда старался следовать своей мечте - и результат воспоследовал. Чем не пример для людей, которым не повезло родиться на равнине?
Джереми никогда не теряет своей любви к катанию и каждый день наслаждается любым моментом сноубординга. Вот как говорит об этом фотограф Теро Репо: "Джонс – один из самых влиятельных и опытных райдеров мира. Представляете, сколько он видел – а в этой поезде он наслаждался каждым прожитым днем. Улыбка не сходила с его лица – даже тогда, когда было видно, что он чертовски устал. Думаю, что во время этих съемок он увидел еще одну сторону счастья…"
По материалам "Onboard"